«Спорт-Экспресс», 25.05.2004
Самара – город особый. Здесь трибуны давно не делят футболистов на «своих» и «чужих», не обращают внимания ни на гражданство игроков, ни на цвет их кожи. В Самаре: умеешь играть в футбол – свой.
Александр Анюков от такого демократизма поначалу даже немного проигрывал. Наверное, в другом городе единственному (!) местному воспитаннику все-таки делали бы снисхождение – хоть иногда предоставляли место в составе из «высших» соображений. Политических. Патриотических. Анюков же три года почти беспросветно играл за дубль: с 2000-го по 2002-й провел за основной состав всего девять матчей. Чем давал повод для критики недоброжелателям тогдашнего тренера «Крыльев» Александра Тарханова: зажимает, дескать, москвич местные кадры. С трибуны старенького стадиона «Динамо», где проводят домашние матчи самарские резервисты, все, возможно, именно так и выглядело: в большинстве матчей дубля Анюков оказывался безусловно лучшим на поле.
Но Тарханов, разумеется, не был врагом ни игроку, ни команде, ни, в конце концов, самому себе. Не раз он был готов отвести Анюкову правую бровку самарской обороны, но… С тем несколько раз приключалась одна и та же история: стоило ему поменять зеленую манишку, в которых выходят на двусторонки резервисты «Крыльев», на оранжевую основного состава, как все его достоинства вмиг куда-то испарялись. И место на поле отводилось другому.
Но Анюкову хватило терпения и трудолюбия. Возможно, он закрепился в составе и с небольшим опозданием, но зато прочно – в этом сезоне 21-летний защитник не пропустил еще ни единой минуты игрового времени. А это в «Крыльях» – при наличии острой конкуренции за место на поле с большой группой опытных и квалифицированных футболистов – совсем непросто.
Во второй половине сезона-2003, когда Анюков фактически и стал игроком основного состава, он чаще, чем кто бы то ни было из одноклубников, признавался «СЭ» лучшим в команде. В команде, где есть Тихонов и Каряка, Соуза и Короман. Опередил он корифеев и в итоговом прошлогоднем опросе самарской прессы. А если вспомнить, что крайние защитники чаще всего оказываются в центре внимания только тогда, когда совершают ошибки, такой результат можно назвать почти подвигом.
Но Анюкову, выросшему в одном из самых непрезентабельных районов Самары, ничто и никогда не давалось легко. Он не был на ведущих ролях в популярной в городе команде «Самарец», в середине 90-х дважды побеждавшей в турнирах Детской футбольной лиги. Ему приходилось несладко в дубле «Крылышек», когда все вокруг только и говорили, что «выше» его не пустят. Да и в сборную России, как считают в Самаре многие, он попал с опозданием.
Гаджи Гаджиев рекомендовал этого футболиста Георгию Ярцеву еще зимой. И имел на то основания: крайних защитников, которые были бы столь же быстры, мобильны, неуступчивы в единоборствах и в то же время обладали вкусом к атаке, в нашем футболе не так уж много. Главного тренера сборной, отсрочившего встречу с молодым самарским защитником почти на полгода, понять, естественно, можно: если бы он прислушивался к каждому мнению «товарищей с мест», всех рекомендуемых никакой Бор не вместил бы. Но теперь, в цейтноте, Ярцеву придется решать непростую задачу. Даже если он убедится, что Анюков на данный момент сильнее многих футболистов, на которых тренер делал первоначальную ставку, успеет ли вписаться в состав молодой игрок, по сути, не имеющий опыта выступлений на международном уровне?
Как бы то ни было, возможность проявить себя в сборной у Анюкова почти наверняка еще будет: не в «португальском» варианте, так в «постпортугальском». Залог тому – сам футболист: его трудолюбие и желание расти не позволят расслабиться. И улыбаться он стал почаще. Как, впрочем, все его одноклубники. А 31 декабря новичок сборной России по старой школьной традиции по-прежнему играет с друзьями детства в футбол.
О ком или о чем статья...
Анюков Александр Геннадьевич