Войти

Денис Машкарин: «Футболом правят звезды»

«Футбольный курьер», 17.03.1993

«Ты не шутишь? Серьезно, сам решил написать? Ну спасибо на добром слове. Знаешь, до сегодняшнего дня я считал, что работают журналисты примерно так: дается корреспонденту задание: «Значит, так – сегодня делаешь материалы о таком-то и таком-то, завтра едешь туда-то». Так что ты меня приятно удивил. А «Футбольному курьеру», кстати, я свое самое первое интервью давал – Борису Ходоровскому. Мы с ним до сих пор большие друзья».

Интервью это в «Футбольном курьере» было напечатано в те еще времена, когда Денис Машкарин играл в «Зените»…

– Ровно в семь лет попал я в великую, считаю, ленинградскую футбольную школу под названием «Смена», где первым моим тренером был Александр Дмитриевич Пронин. Там я провел десять лет, причем первые года четыре играл в нападении, потом – в защите. А чуть позже понял, что нашел свое место – в середине.

И вот тут тренер по фамилии Кузнецов, а по имени-отчеству Александр Александрович, пригласил Машкарина в юношескую сборную Союза. Денис тогда был от счастья на седьмом небе. Даже на восьмом – настолько он приглашению тому обрадовался. Отрабатывал там свое как следует, и а 90-м его привлекли к выступлениям за питерское «Динамо». А на будущий год Машкарин уже за «Зенит» играл. Первые четыре матча – опорным хавом. Но потом возникли у «Зенита», который в первой союзной лиге в то время прозябал, проблемы в обороне, – и Юрий Андреевич Морозов попросил Дениса обернуться либеро.

Машкарин и на этой позиции был хорош. Вот только сам «Зенит», к сожалению, почти никакой был. И если бы не очередная футбольная реформа, главная команда с берегов Невы должна была бы покинуть первую лигу.

Спрашиваю Дениса о «Зените». Он тяжело вздыхает и опускает глаза…

– Я очень за «Зенит» переживаю. Страшно обидно, что до этой команды в Санкт-Петербурге никому нет дела. И главная клубная проблема – слабая финансовая база – в Питере испокон веку стоит. Сейчас же время такое, что на одном патриотизме – городском ли, клубном – далеко не уедешь. А зарплата – мизер, квартир ребятам приезжим не дают. И кто тогда, спрашивается, в Питер потащится? Ведь если ты кого-то приглашаешь, должен понимать, что как минимум жилье человеку требуется. Жить с семьей на базе – на это немногие согласны.

Но вместо того, чтобы решать эти проблемы, руководство питерского клуба с тренерами почему-то грызется. Регулярно.

Хотя при всем том наш «Зенит» образца 1991 года считаю хорошей командой. Перспективной. Но тогда мы еще не могли заиграть как следует: понимаешь, как раз шел очень болезненный процесс смены поколений. В команде были ветераны лет по 35 и молодежь необстрелянная – из разных там школ детско-юношеских. А «золотой середины», увы, не наблюдалось. И получилось – у них нет «физики», у нас – мастерства. А компенсировать недостатки друг друга никак не выходило.

Зато вышло у Машкарина другое: попасть в ЦСКА – клуб европейского, как он считает, класса. Причем пригласил его туда лично Павел Федорович Садырин.

– Это было что-то невероятное. Скажи мне кто в 91-м, что всего-то через год буду играть в одной команде с Кузнецовым, Быстровым и Хариным – послал бы его подальше за такие шуточки…

Но вот так вышло. Разумеется, я сразу же дал согласие. И хотя в «Зените» тоже обещали все уладить – даже квартиру отдельную давали – я посчитал, что от такого предложения отказываться глупо…

В Питере у меня много друзей детства осталось. Артур Белоцерковец и вратарь Дима Алексеев, которого судьба нынче в Сочи забросила.

Вернусь ли когда-нибудь в «Зенит»? Только при одном условии – если класс его игры будет выше, чем у ЦСКА. Что, по-моему, вряд ли в обозримом будущем предвидится.

В ЦСКА Машкарин довольно быстро занял привычную для себя позицию опорного хава. И я проследил за минувший сезон такую банальную закономерность: Денис никогда не играл плохо. То есть откровенно плохо. Что-то у него может не получаться – такие матчи, особенно в начале прошлого чемпионата, случались, но ниже определенного уровни Денис никогда не позволял себе опуститься.

Причина?

– Помнишь, Димка Карсаков недавно тебе говорил, что не понимает футболистов, которые считают, что играют они не для зрителей, а для себя? Я с ним согласен. Полностью. Люди идут на футбол, чтобы мысли поганые подальше от себя отогнать – а тут такой вот герой, который только для себя привык все делать… Я, когда на поле выхожу, обо всех своих личных проблемах забываю и хочу, чтобы люди на трибунах позабыли про свои. Выкладываюсь в каждом матче до конца. В футбол играю.

Армейская молодежь нынче как раз этим на поле и занимается. Команда – очень перспективная. Иначе, наверное, Борис Петрович Игнатьев, наставник молодежной сборной России, десять армейцев в свою команду приглашать не стал бы.

– Здорово, что костяк этой сборной игроки ЦСКА составляют. Задача сейчас перед нами стоит сложная – мы на Европе играем. А там из группы лишь одна команда в финальную часть выходит. Строго выигрывать надо. Ага, выиграй… Люксембург в октябре дома принимали – на скользком поле. Так гости наши дорогие встали всей командой в ворота – поди забей. Разрушать-то легче, чем создавать, особенно при таких погодных условиях. Но Бог нас наградил за упорство – на последней минуте мы победу-таки вырвали. Там, на футбольных небесах, за нами, право слово, следят. И помогают.

А кто, интересно, помог армейцам сокрушить «Барселону»?

– Это было как во сне. Как в самой-самой хорошей сказке. Я тогда еще и гол забил. Как? Несерьезный вопрос, Максим. Разве можно такое забыть? Против меня персонально играл Бакеро. Но мне удалось от него оторваться, и тут как раз Карсаков навесную передачу с фланга исполнил – я головой в падении пробил.

Красавец-гол получился. Не думаю, что возражения на эту тему будут. И вообще Денис нередко играет необычно. Интересно. И одновременно надежно – он ведь как-никак опорный хав.

– Мне нравятся техничные игроки. Вот Мишель Платини. Великолепно видел поле, пас на 50-60 метров мог прямо в ноги отдать. Сегодня – Марадона. Из наших импонируют Шалимов и Добровольский, который, кстати, в первой игре с «Олимпиком» был одной из самых заметных фигур. И еще – Федор Черенков… Перед Федором просто преклоняюсь. Он – великий.

Ту самую игру, в которой Добровольский был одним из лучших, Машкарин пропустил. Травма.

– Я ее заработал, когда ЦСКА с молодежкой играл. В самом начале матча надорвал заднюю мышцу бедра. И пришлось мне за ходом первой игры с «Олимпиком» с трибуны наблюдать. Переживал страшно. А знаешь, почему эта чертова травма тогда случилась? День тот неблагоприятным был – по моему гороскопу. Чего ты удивляешься? Звезды – они нами управляют. Я, между прочим, астрологией достаточно серьезно увлекаюсь. Помнишь, прошлый летом у меня голевая серия была – в трех матчах подряд забивал? Знай – здесь тоже звезды виноваты. Как раз в те дни у меня эмоциональный и творческий подъем предполагался. Веришь?

Денис, пожалуй, из тех, кто разбивает непонятно кем выдуманный стереотип, согласно которому футболист – собеседник не из первых. Мы сидим в армейском автобусе и говорим буквально обо всем – и у него насчет всего существует свое мнение.

– С детства очень люблю читать. Сейчас больше всего увлекают легкие детективчики – типа тех, что пишет Чейз. Чем именно увлекают? А тем, что развязка в конце. Пока не знаешь, кто убийца, хочется просчитать наперед все варианты. Это жутко интересно – смогу ли дойти, разгадаю ли?

Как-то поинтересовался я у Олега Романцева: какие увлечения футболистов ему по душе. «Прежде всего – чтение, – ответил Олег Иванович. – Оно развивает интеллект, без которого невозможно ощущать себя личностью. И я очень рад, что в «Спартаке» ребята много читают».

– Командочка в «Спартаке» сейчас, конечно, очень хорошая подобралась. Но мы и в том году им нервишки порядочно потрепали, и в этом будем биться. Ростов у них выиграл. А ЦСКА – хуже, что ли?

…Мы говорили долго – более часа. И, выходя из армейского автобуса, когда обо всем, казалось, было переговорено, у самых уже дверей услышал: «Подожди, самое главное забыл. Очень тебя прошу, обязательно напиши, как за меня родные переживают. И города перечисли – Петербург, Волгоград, Махачкала, Москва. Напишешь, ладно? Для меня это очень важно – подводить дорогих мне людей я не имею права, понимаешь?»

Вот вам и еще одна причина того, почему Машкарин никогда не играет плохо.

О ком или о чем статья...

Машкарин Денис Николаевич