«Футбольный курьер», 02.1993
«…Ильшат Файзулин справа на скорости вошел в штрафную. Я рванулся по центру на свободное место, надеясь, что он даст на ход, и я щечкой аккуратненько «упакую» мячик в дальний угол. Но Фазик мяч передержал, а потом вдруг сделал передачу в то самое место, где я секунду назад находился. Делать ничего не оставалось – пришлось изворачиваться. Хотя настоящим ударом это назвать я бы не решился. Но спустя мгновение мяч уже был в воротах Субисарреты…»
Так описывает свой самый важный пока в жизни гол московский армеец Дмитрий Карсаков. Забил его Дима на знаменитом стадионе «Ноу Камп», чем фактически предрешил исход соперничества в Кубке чемпионов с испанской «Барселоной» в пользу ЦСКА.
– Знаешь, мы тогда счастливы были – ведь один из лучших клубов мира грохнули. Я никогда не забуду тот день, он, может быть, одним из самых счастливых в моей жизни станет. Такие игры несколько раз за всю карьеру случаются.
А ведь могло произойти так, что Карсаков выступал бы сейчас совсем не в ЦСКА, а в «Спартаке» или «Торпедо».
– Еще с пеленок я мечтал попасть в футбольную секцию, и когда стукнуло мне семь лет, отец повел меня записываться. Вообще-то я в спартаковскую школу хотел, но уж больно далеко были Сокольники от моего Орехова. Сам понимаешь, что такое для семилетнего пацана – мотаться чуть ли не каждый день час туда, час обратно… Вот и выбрали мы тот стадион, что поближе, – «Торпедо».
Так и попал Дима к первому своему наставнику – Анатолию Григорьевичу Дегтяреву. Карсаков рос, начал, что называется, подавать надежды, потихоньку уже появлялся в играх за дубль. Но начались нешуточные проблемы со здоровьем, и торпедовские тренеры вынесли приговор: «Иди, ищи себе другую команду». Теперь-то, наверное, локти кусают…
– Кусают пусть, что хотят. Я абсолютно не жалею, что в ЦСКА оказался. Так случилось. А я всегда считаю – что ни делается, все к лучшему.
Признаться, не думаю, что те «торпедовские» события Дима воспринял как поворот к лучшему. Но ничего не поделаешь – стал он играть за СК ЭШВСМ. Вот там-то его и высмотрел Костылев, который взял Карсакова на чемпионат мира среди молодежных команд в Португалию. А вскоре его и в ЦСКА пригласили.
– Играет как-то СК ЭШВСМ с армейскими дублерами. И после этого матча подходит вдруг но мне тренер этих самых дублеров Колповский Александр Алексеевич и говорит: «Ты нам нужен». И я согласился…
В ЦСКА Диму приняли хорошо. За дубль играл постоянно, а в основу тогда было практически невозможно пробиться – сами знаете, что за командочка в те недалекие еще времена у Садырина подобралась. И вдруг…
– Как-то весной 91-го подваливает ко мне совершенно незнакомый человек, оказавшийся главным тренером «КамАЗа» Валерием Четвериком. И говорит он мне буквально следующее; «Переходи-ка к нам. Ненадолго. Тут ты пока дублер, а у нас будешь стабильно в составе, пусть даже и клуба второй лиги».
Карсаков согласился и три месяца выступал за «КамАЗ» на месте крайнего хава. Забил за это время мячиков пять и, по собственному его выражению, «радовал народ в Челнах».
– Вскоре я вернулся в ЦСКА. После того, как добрая половина чемпионского состава разъехалась по заграницам, я уже был на самом подходе к основе, часто на замену появлялся. А при Костылеве стал основным. Но обольщаться не собирался – постоянно доказывать необходимо, что ты этого самого места в основе по-настоящему достоин.
Часто меня выручает то, что я, в общем-то, разноплановый игрок. Разве что в защите сыграть не смогу и, разумеется, в ворота встать. А так, пожалуйста, надо – форварда исполню, надо – опорного хава или крайка. Но больше всего нравится мне позиция под нападающими.
По-настоящему болельщики разглядели в Карсакова игрока, когда он вышел во втором тайме лужниковского матча с московским «Динамо». Что он тогда вытворял! Не раз и не два приводил в экстаз все двенадцать с небольшим тысяч зрителей, что присутствовали на игре. Когда динамовские защитники ожидали от него острого паса, Дима вдруг затевал такой дриблинг, что за спиной у него оказывались трое, а то и больше соперников. Когда же по идее следовало взять игру на себя, Карсаков неожиданно с мячом расставался, а через мгновение его партнер на всех парах мчался мимо ошалевших от такого поворота событий защитников к воротам «Динамо»…
– Та встреча мне больше других в российском чемпионате запомнилась. Мы тогда победили – 4:1, и я почувствовал, что с полуслова партнеров понимаю. А кроме этого матча, навсегда запомню поединки с «Барселоной». Они окончательно сплотили наш коллектив, который, вот увидишь, еще скажет свое слово.
Вообще я люблю сыграть нестандартно. Как всегда делает мой кумир – Федор Черенков. Он всю жизнь именно играл в футбол, в свой футбол. Федор по-настоящему великий, он – своеобразный футбольный романтик, и народ любит его, ходит на Черенкова. Я очень рад, что он вернулся, быть может, мне доведется сыграть против него.
Себя Карсаков тоже считает романтиком. С детства Дима верил во все прекрасное, что только существует на этом свете, из книг предпочитал другим произведения Александра Дюма. И жизнь сегодняшняя наша, представьте, ничуть его не изменила.
– Я совсем не хочу меняться. Верю, знаю: если человек чего-то очень хочет, он этого добьется. И когда придет срок – ему обязательно повезет. Иначе просто не бывает. Вот и сейчас я верю в нашу команду, у ребят обязательно все будет как надо, молодежь из нашего ЦСКА вырастет в очень хороших футболистов.
Не понимает Дима тех, кто заявляет, что футбол – лишь работа, лишь возможность заработать деньги – и больше ничего.
– Футбол – это же прекрасно! Когда я выхожу на поле, забываю обо всем и играю в свое удовольствие. И еще – для зрителей, которые пришли футбол этот посмотреть. Может быть, здесь даже мой минус – о результате зачастую забываю. Но такой уж я есть.
Дима – человек общительный. Поэтому у него очень много друзей, с большинством из них знаком еще с детства. Чем же он так притягивает к себе совершенно разных людей? Скорее всего, спокойным своим характером. Однако, как кажется мне, есть еще этому объяснение.
– Я очень люблю улыбаться. Не только в минуты радости, но даже тогда, когда мне грустно. Ведь помимо меня на земле этой живут люди, которые любят меня и уважают. И если увидят они меня в эти грустные минуты, то очень расстроятся, понимаешь? А я этого не хочу.
Очень любит Дима дискотеки, и если случается у него свободное время, бывает, посещает их с друзьями. Музыку предпочитает отечественную, больше всего – Цоя. «Зарубежную, если честно, не очень уважаю. Ведь главное в песне – это слова, а иностранный музон хоть и бывает хорош, но вот о чем в их песнях поют – я не понимаю».
Может быть, поэтому за границу Дима пока нарвется. После победы ЦСКА над «Барселоной» были у него очень и очень заманчивые предложения. Но он от них отказался: говорит, что хочет в ЦСКА большего добиться – со своими партнерами и нынешним главным тренером.
– Он ведь мне так доверяет. А я бы вдруг сейчас взял и уехал. Нет, это нечестно. Да и не хочу я пока уезжать. А доверие – великая вещь. Знаешь, когда я встречу девушку, ту, которая назначена мне судьбой, главное для меня – чтобы друг другу мы доверяли. А без веры не бывает ничего вечного – ни любви, ни дружбы.
Он рад, что связал свою жизнь с футболом. Рад, что обучался в торпедовском спецклассе. Рад, что попал в ЦСКА и что три месяца играл за «КамАЗ». «Надо через все в этой жизни пройти. Я никогда ми о чем не жалел и не буду. Потому что верю: все, что ми делается – к лучшему…»
О ком или о чем статья...
Карсаков Дмитрий Борисович