Войти

Валентин Решетов: «Я забивал вратарю сборной СССР»

24.03.2018

Одним из тех, кто в 1970 году «ковал» победу «Сахалина» в зональном турнире класса «Б» был Валентин Решетов. Многие болельщики со стажем наверняка помнят невысокого мобильного правого крайнего полузащитника и нападающего, который удачно вписался в чемпионский состав островной команды. Она, кстати, стала последней в его профессиональной карьере. До этого Решетов играл в Москве, Украине, становился победителем первенства Белоруссии, забивал вратарям сборной страны и самого «Сахалина». Впрочем, давайте обо всем по порядку.

 - Валентин Егорович, в команде «Сахалин» вы дебютировали в 30-летнем возрасте. А где вообще состоялся ваш дебют как футболиста?

- Родился я в октябре 1940 года в Мытищах. Там же и начал заниматься футболом. Выступал за команду «Локомотив» на первенстве Москвы. Турнир этот был необычайно сильным. Ведь зачет велся по нескольким мужским, юношеским, детским командам. Из наиболее ярких воспоминаний тех лет – матчи против «Спартака», в составе которого играли братья Майоровы и Старшинов. Да-да, те самые, неоднократные чемпионы мира и Европы по хоккею. Играть против них, признаюсь, было тяжело. На судей давил их авторитет, и люди в черном частенько «забывали» свистеть после того, как прославленные хоккеисты нарушали правила. Я с молодости играл в нападении, поэтому мне от защитников доставалось постоянно. Не раз и не два оказывался я на газоне, когда Старшинов останавливал меня полусиловым приемом. Все же те годы вспоминаю с удовольствием, школу я прошел отменную.

- В основной состав «Локомотива» пробиться не пробовали?

- Что вы! Это было нереально. Тем более что подошел срок службы в армии. Попал я в морфлот, и отслужил четыре года. Правда, служба оказалось довольно приятной, ведь все это время я играл в футбол на первенство Белоруссии за команду «Волна» (Пинск).

- И каковы успехи матроса Решетова?

- Без ложной скромности скажу, что кое-чего мы добились. К примеру, в 1961 году стали чемпионами республики. Сделать это было, поверьте, непросто. Хороших команд тогда в Белоруссии хватало. Это и «Спутник», «Торпедо» (оба – Минск), «Спартак» (Молодечно), «Локомотив» (Брест). В том же 1961 году мы играли в финале Кубка Белоруссии, где уступили вышеупомянутому « Спутнику»- 1:3. Кстати, с той поры прошло уже почти полвека, но команды из Пинска больше ни разу не только не выигрывали чемпионат, но и не выходили в финал Кубка. Так что свой след в истории пинского футбола мы оставили.

- Где вы еще оставили свой след?

- После демобилизации меня пригласили в команду класса «Б» «Спартак» (Могилев), где я провел два сезона. Звезд с неба наша команда не хватала, занимая места в середине турнирной таблицы. Затем было недолгое пребывание в витебской «Двине», которое запомнилось разве что задержками мизерной зарплаты. Посмотрел я на это дело, понял, что перспектив никаких и отправился в Орджоникидзе, где подбиралась неплохая команда.

- Орджоникидзе – это который нынче зовется Владикавказом?

- Нет, что вы (смеется). Это тот, который расположен в Днепропетровской области. В Орджоникидзе я, к слову сказать, познакомился с Евгением Серебряковым, с которым судьба не разводила меня довольно долго.

- А как вы оказались в Киселевске? Ведь именно из этого кузбасского города вас и пригласили на Сахалин?

- Все очень просто. В Днепропетровской области долгое время играл старший тренер кислевского «Шахтера» Виктор Иванушкин, который, естественно, не забывал про свои «корни». В одном из матчей мы выиграли у дубля «Днепра» (3:1). Причем, я забил два мяча, а третий – Серебряков. Вот тогда-то мы и получили приглашение перебраться на Кузбасс. Раздумывали мы не долго. Все-таки, хотелось играть не в областном чемпионате, а классом выше. Так вот и получилось, что сезон 1968 года я начал в «Шахтере».

- Неплохая, насколько я знаю, была у вас команда…

- Да уж, что и говорить. В 1968 году мы заняли в зональном турнире класса «Б» второе место, пропустив вперед только своих одноклубников из Прокопьевска. Играла наша команда довольно результативно, забив в ворота соперников 48 мячей. Десять из них были на моем счету. Как вторые призеры зоны, мы получили право сыграть в полуфинале первенства РСФСР для команд класс «Б». Проходил он Свердловске, где нам откровенно не повезло. Сыграв вничью с торпедовцами Подольска и местным «Калининцем», мы уступили клубной команде ленинградского «Динамо» и в финал не попали.

- Сильно переживали?

- Естественно, ведь в финале был шанс получить путевку в класс «А», о чем мечтало наше руководство. На 1969 год нам так прямо и поставили цель – стать первыми в зональном турнире и завоевать путевку в класс «А». Первое место мы заняли довольно уверенно, выиграли и полуфинал первенства РСФСР, но в финале выступили не совсем удачно, заняв пятое место. Для меня тот год сложился неплохо, я пополнил свой голевой реестр десятком забитых мячей.

- Кстати, ведь именно в 1969 году вы впервые сыграли в Южно-Сахалинске. Помните тот матч?

- Сначала мы сыграли с «Сахалином» дома, в Киселевске. Было это, если не ошибаюсь, в мае. Мы выиграли – 1:0, а победный гол удалось забить мне. Могли наши соперники и отыграться, но Андрейченко не реализовал пенальти. Когда я уже играл за «Сахалин» частенько напоминал об этом случае Владимиру, подзуживая его. А ответный матч мы играли в Южно-Сахалинске в начале августа. На стадионе «Космос», как нам сказали, только что постелили новый газон. Честно говоря, не газон, а сказка! Ровный, хоть в бильярд играй. Команда у нас была техничная, так что поле сослужило добрую службу. Я забил один гол, мог забить и второй, но сделал голевой пас Валерию Першину, который буквально закатил мяч в ворота. «Сахалин» на два наших гол сумел ответить лишь одним. Тогда-то руководства островной команды и решило переманить меня к себе, чтобы я им больше не забивал (смеется).

- А если серьезно, как получилось, что почти весь основной состав «Шахтера» перебрался к нам на остров?

- Все произошло как раз после этого самого матча. Генеральный спонсор, как бы сейчас сказали, «Сахалина» Борис Каминский пригласил всю нашу команду на природу, угостил ухой, морепродуктами. И между делом предложил нашему тренеру Виктору Иванушкину возглавить в следующем сезоне «Сахалин». Тот пообещал подумать, и мы уехали. В Киселевске Виктор Ильич собрал команду и сказал, что в 1970 году он будет тренировать «Сахалин», куда вместе с ним могли перейти все желающие.

- Вы долго раздумывали? Все-таки «Шахтер» был лидером, а «Сахалин» плелся в середине турнирной таблицы.

- А чего было раздумывать? Мы знали, что перед командой будет поставлена цель бороться за первое место в зоне. Так что я согласился практически сразу.

- И когда вы перебрались на Сахалин?

- В самый канун 1970 года. Всех приезжих из Киселевска поселили в четырехкомнатной квартире по улице Горького. Правда, ненадолго. Щели в стенах квартиры были с кулак толщиной, так что нас вскоре перевели в общежитие недалеко от телецентра. Впрочем, житейские проблемы нас тогда мало заботили. Ведь началась предсезонная подготовка, и нужно было доказывать тренеру свои претензии на место в основном составе.

- Доказали?

- В принципе, да. В основном составе я выходил довольно регулярно. Голов, правда, забил немного, всего три. Но все дело в том, что в интересах команды приходилось действовать и на фланге полузащиты, и даже защиты. Первый раз я отличился в матче с «Горняком» из Райчихинска на «Космосе», затем забил в Комсомольске-на-Амуре. И, наконец, в Южно-Сахалинске поразил ворота бийского «Прогресса». Впрочем, Бийску я забивал постоянно. Еще когда играл в Киселевске, практически в каждом матче с этой командой удавалось поразить ворота. Иногда даже по два раза. Одноклубники даже шутили, что у меня есть договоренность с их вратарем. В общем, «моя» команда была, как говорят футболисты.

- А какой гол для вас самый памятный?

- Трудно сказать, лет-то сколько с тех пор прошло! Хотя, постойте. Когда я играл в Белоруссии по классу «Б», в одном из матчей нам противостоял «Неман» из Гродного. Его ворота защищал Александр Прохоров. Вам это имя что-то говорит? Действительно, он в дальнейшем два раза признавался лучшим вратарем СССР, защищал ворота сборной, играл за московский «Спартак» и киевское «Динамо». Так вот, выскакиваю я в середине той встречи один на один с молодым вратарем. Куда бить? Решил катнуть ему мяч между ног. Сказано – сделано! Прохоров не ожидал такого, потерял равновесие и завалился на спину, а мяч закатился в ворота. Вот этот гол, наверное, и назову самым памятным. Не каждый ведь день забиваешь вратарю сборной страны, пусть и будущему.

- Давайте вернемся к «Сахалину». Вы отыграли в нашей команде еще и в 1971 году, после чего решили, образно говоря, повесить бутсы на гвоздь. А почему не уехали с Сахалина?

- Действительно,я отыграл за «Сахалин» еще один сезон. Причем, был одним из немногих, кто остался в команде после победного 1970 года. Тогда ведь никаких контрактов не было. Игроки разъехались по домам в отпуск, а им вдогонку с острова пришли телеграммы. Мол, всё, высылаем расчет и трудовые книжки. А я сделал вид, что телеграмму не получил, и вернулся в Южно-Сахалинск. Там, конечно же, удивились, но в команде оставили. А потом стало не до переезда. В том самом 1971 году я женился, получил квартиру. Поэтому и решил связать судьбу с Сахалином. О чем, признаюсь, ни разу не пожалел. У меня чудесная семья, двое сыновей, внучка.

О ком или о чем статья...

Решетов Валентин Егорович