Войти

От первого удара по мячу до всероссийского праздника

20.02.2025

Два года назад Российский футбольный союз учредил Всероссийский день футбола, а не так давно организация вышла с инициативой утвердить его в качестве официального праздника.

Свой отсчет наш любимый вид спорта ведет от 12 (24) октября 1897 года, когда в Санкт-Петербурге на Васильевском острове состоялся первый освещенный в прессе матч между командами Санкт-Петербургского кружка любителей спорта («Спорт») и Василеостровского общества футболистов. Василеостровцы победили со счетом 6:0.

А что же Москва? В нынешней столице футбол еще долго пробивался к жизни, однако первое упоминание об этой игре относится к тому же 1897 году.

Во второй половине XIX века спорт в Москве развивался семимильными шагами. В 1883 была зарегистрирована первая, если не считать Императорский речной яхт-клуб, спортивная организация – Русское гимнастическое общество в Москве. В 1908 году РГО было переименовано в Первое гимнастическое общество «Сокол» в Москве, вошло, после его создания, в Союз русского сокольства[1]. Документы на регистрацию новой организации были поданы 19 февраля 1882 года, утверждение устава (фактически – разрешение на ведение деятельности) было делом не быстрым и состоялось более чем через год – 4 мая 83-го[2]. Учредителями и первыми членами РГО выступили 53 видных деятеля своей эпохи – депутаты, ученые, писатели, купцы и т.д. В их числе были представители славной династии промышленников и меценатов Савва Тимофеевич и Сергей Тимофеевич Морозовы, коньячный магнат Николай Николаевич Шустов, князь Пётр Григорьевич Волконский, журналист Владимир Алексеевич Гиляровский, писатель Антон Павлович Чехов и другие. Хотя, как вспоминал впоследствии Гиляровский, Антон Павлович был далек и от спорта, и от деятельности РГО. На долгие годы Русское гимнастическое общество стало одной из самых авторитетных спортивных организаций в России, благодаря своим представителям хорошо было известно и за рубежом. В первую очередь здесь стали культивировать сокольскую гимнастику, распространившуюся по славянским странам во второй половине XIX века, что не раз приводило к внутренним конфликтам. Однако и многим другим видам спорта уделялось немало внимания, а конькобежцы Николай Струнников и Василий Ипполитов и вовсе неоднократно становились победителями и призерами чемпионатов мира и Европы по конькобежному спорту, став гордостью общества.

Несмотря на авторитет, определенную популярность и высоких покровителей, РГО, особенно в первые 20 лет своего существования, испытывало серьезные финансовые трудности, зачастую выживая за счет таких людей как Шустов. Тем ни менее, в 1897 году «гимнасты» решили не довольствоваться залом в душном пыльном городе, а снять для занятий с первого апреля на летний сезон дачу. Таковой стала усадьба Александра Даниловича Кашина в Петровском парке, обошлось удовольствие в 125 рублей. Кроме того, РГО имело в своем распоряжении дом Михаила Алексеевича Истомина. Члены общества помимо прочего устраивали игры для детей, своих и сторонних, которые проходили не только на двух дачах, но и на открытом лугу.

Александр Данилович Кашин – купец, почетный гражданин. Однако на деле – ростовщик, имевший дурную славу. Он упоминается в произведении Владимира Гиляровского «Люди театра». Через пару лет после описываемых событий Кашин был арестован, осужден и сослан в Олонецкую губернию[3], где вскоре умер.

Михаил Алексеевич Истомин – купец 1-й гильдии, представитель семьи, владевшей Московской голутвинской ткацкой мануфактурой среднеазиатских и внутренних изделий, находившейся на Якиманке, её директор. Проживал Истомин по адресу Пречистенка, д. 8, особняк сохранился до наших дней. Погиб он тоже в ссылке, но уже советской.

Усадьбы Кашина и Истомина располагались неподалеку друг от друга – в Петровско-Разумовском проезде[4], дома №№ 2 и 6 (участок между ними так же сыграет роль в нашей истории). Сегодня это территория между улицей Восьмого марта и Старым Петровско-Разумовским проездом. Кашинская усадьба соседствовала с земельным участком Московского совета детских приютов, на котором размещались сиротский приют имени Его императорского высочества принца Петра Георгиевича Ольденбургского, открытый 24 ноября 1880 году, и приют Елизаветинского благотворительного общества (4.05.1893), находившийся под патронажем Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, супруги московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича. Земля и дом в Петровском парке для Ольденбургского приюта были приобретены в ноябре 1890 года за 20 000 рублей у надворного советника Фёдора Ивановича Гейзеринера, служившего в приюте директором. Для Елизаветинского приюта в 1893 построили на участке свое двухэтажное здание. В Петровском парке Совет имел еще один приют – имени Ее императорского высочества Великой княжны Анастасии Николаевны (открыт 3 августа 1901 года). В летнем расписании воспитанников всех трех благотворительных учреждений в обязательном порядке значились ежедневные подвижные игры на открытом воздухе. Её Императорское Высочество Великая княгиня Елизавета Фёдоровна неоднократно посещала эти места и, не исключено, могла наблюдать спортивные забавы господ из РГО.

В описываемое нами время существовал единый Бутырский проезд, тянувшийся от одноименной заставы. Позднее участок, начинающийся от пересечения с Петровско-Разумовским проездом, получил название Истоминского. Можно смело предположить, что имя проезду дала семья «нашего» Истомина. Топоним просуществовал до 1936 года, когда улица была переименована в честь Международного женского дня 8 марта.

Появление Русского гимнастического общества в Петровском парке само по себе заслуживает внимания, однако небольшая газетная публикация придает событию особую окраску: «Русское гимнастическое общество, не довольствуясь только зимними занятиями гимнастикой, снимает теперь и летом дачу для этой цели (Петровский парк, дача Истомина). В течение настоящего лета общество устроило несколько игр для детей и взрослых, которых всегда бывает масса. Взрослых особенно интересует английская игра в ножной мяч»[5].

Конечно, те летние игры нельзя назвать в полной мере футбольной игрой. Скорее – баловство, летняя дачная забава, знакомство с где-то подсмотренной английской экзотикой. Однако это первое упоминание о футболе в Москве, пусть и в подобной форме, и обойти его стороной нельзя. Обращает на себя внимание оборот «особенно интересует» и, очевидно, что играющие должны были иметь мяч. Хотя согласно финансовым отчетам РГО первый футбольный мяч был приобретен обществом 26 августа 1900 года у Пихлау за 6 рублей. Чтобы сориентироваться, приведем некоторые цены кофейни «Циклист»: стакан молока: 5 копеек, чая – 5, чая с лимоном или сливками – 10, кофе – 15, шоколада – 25, какао – 30. Прейскурант в этом заведении был, хоть и не ресторанный, но и не самый демократичный: в дешевом трактире можно было хорошо поесть на 10 копеек.

Пихлау – это торговый дом «Пихлау и Брант», занимавшийся торговлей дорожными предметами и резиновыми изделиями. Его магазины находились на Ильинке и Петровке. В 1898 году «Пихлау и Брант» выпустил 96-страничную книжицу «Подвижные игры: Лаун-теннис. Итал. лапта. Фут-баль. Лапта-бубен».

Пресса тех лет крайне скудно освещала спортивную жизнь города, поэтому будет небезынтересно привести еще одну цитату: «Московское русское гимнастическое общество перебралось в свое летнее помещение в Петровском парке, близ бывшего летнего помещения Немецкого клуба. Красивая дача гимнастов потонула в куполах столетних лип; оставлена только свободной широкая площадка, на которой устроены всевозможные гимнастические аппараты. Открытие летнего помещение состоялось в 7 ч. вечера. Упражнения происходили в том, что гимнасты состязались в прыганьи в вышину и пр. Особенно отличились гг. Галкин, Ольшаник и Васильев»[6].

 


[1] Идеи сокольского спортивного движения, получившего широкое распространение в Восточной Европе во второй половине XIX века, нашли отклик и в России. Перед революцией в России действовали десятки соколиных обществ.

[2] Второй, измененный, устав РГО был утвержден 30 ноября 1892 года, третий – 20 октября 1904 года.

[3] Находилась в Карелии, губернский город – Петрозаводск, упразднена 18 сентября 1922 года.

[4] Позднее переименован в Старый Петровско-Разумовский проезд.

[5] Русское слово. 30.07.1897.

[6] Русское гимнастическое общество // Циклист. – 1897. – № 103. С. – 3.

О ком или о чем статья...

РГО Москва