Войти

Константин Стародубовский: по следам Рожериу Сени

«Время спорта», 05.09.2006

«Спасибо, Дуба!» – так встречали достижение Константина Стародубовского после очередного матча овидиопольского «Днестра» в первенстве страны с командой «Княжа». Поединок завершился убедительной победой овидиопольцев со счетом 5:0, а для Константина он стал сотым за «Днестр» во вратарском свитере в профессиональном футболе и 50-м, в котором Стародубовский не пропустил. Чем не повод для обстоятельного интервью? Тем более что представился отличный повод развеять сразу несколько мифов. Говорили, что в свое время он отказывался играть за юношескую сборную Украины, очень не любит стоять в воротах, а в «Черноморец» не пошел по той же причине, по какой в свое время отказался играть за юношескую сборную. В «Черноморце Константин действительно не хотел играть, не хочет он становиться моряком и теперь, даже если сильно позовут, а вот в юношеской сборной, вопреки слухам, играл и достаточно долго. И место в воротах всегда занимает с большим удовольствием, потому что этому своему амплуа предан с детских лет, хотя, при всем при этом может с таким же успехом огорчать коллег-вратарей, видимо, хорошо зная их профессиональные слабости.

 

ВРАТАРЬ БЕЗ РУК

 

- Константин, в твое профессиональное досье вписаны два полярных амплуа – вратарь и нападающий. Мне доводилось тебя видеть в обеих ипостасях, и ты и впереди, и на последнем рубеже, как принято говорить, всегда был на своем месте. Но все-таки, какое
амплуа тебе ближе?

- Конечно, вратарь. Я начинал карьеру в «рамке», готовил себя именно в этом амплуа, а что касается игры в нападении, то это были вынужденные перестановки. Наставники тех команд, в которых я играл впереди, просили помочь нападающим, и я старался их не подводить.

- Коллеги, хорошо знающие Константина Стародубовского, утверждали, что ты очень не любишь стоять в воротах. С другой стороны, вот уже почти восемь лет немыслимо представить тебя в какой-то другой роли. Жизнь заставила облачиться во вратарский свитер?

- Такие настроения имели место тогда, когда я вошел во вкус, играя на позиции форварда. Голы забивать приятнее, нежели их пропускать. Но когда я снова вернулся в ворота, то перестал испытывать к игре на последнем рубеже негативные чувства.

- Игорь Стенгач поведал о том, что когда-то очень давно был свидетелем заурядного матча на первенство школ, в котором в качестве полевого игрока принимал участие Стародубовский. Но так как вратарь его команды защищал свои ворота крайне неуверенно, ты был вынужден все время подстраховывать партнера, фактически играя вторым голкипером, но без помощи рук. И все мячи, что летели в створ, беспощадно выносил в поле.

- Было дело. Это был финал первенства района, в котором встречались команды средних школ № 49 и № 15. Я, Иван Бабаев и Виталий Панфилов защищали цвета 15-й школы, а Игорь Стенгач, который вспомнил эту историю, между прочим, руководил действиями 49-й. Мы в том матче выиграли 2:1, а я забил два гола, хотя большую часть времени провел во вратарской, страхуя нашего голкипера.

 

ДЕСЯТЬ ЛЕТ С АНДРЕЕМ ВОРОНИНЫМ

 

- Давай вернемся к истокам твоей футбольной карьеры. При каких обстоятельствах ты оказался в СДЮСШОР «Черноморец»?

- Я начинал тренироваться под руководством Георгия Филипповича Кривенко. В команде нашего возраста были собраны очень сильные ребята, среди которых выделялись Андрей Воронин, покойный Омар Мишков, ныне выступающий в одном из полупрофессиональных клубов Бельгии Александр Нечипорук и Иван Бабаев. Вместе мы играли бок о бок десять лет, причем не только за школу, но и за юношескую сборную Украины.

- А кое-кто утверждал, что от выступлений за сборную ты в свое время отказался.

- Ерунда. Как я мог отказаться от выступлений за сборную страны? Играть в сборной всегда очень почетно, тем более что мы составляли основу той команды. Помимо меня в сборной из одесситов играли Андрей Воронин, Александр Нечипорук и Женя Диденко. Вместе с нашим наставником Михаилом Михайловичем Лабузовым мы объездили почти всю Европу, выступая во всевозможных юношеских турнирах, официальных и товарищеских матчах, участвовали в отборочном турнире чемпионата Европы в Израиле. У меня даже есть памятный трофей, добытый на юношеском открытом Кубке Австрии в 1994 году. На том турнире, кстати, агенты менхенгладбахской «Боруссии» заметили Воронина. Ну а карьера в юношеской сборной завершилась весьма прозаично: мы выросли и перешли на другой возрастной уровень.

- Как происходило отделение команды «Лазурное море» от СДЮСШОР «Черноморец»?

- Отец Евгения Диденко возглавлял в то время фирму, кажется, «Спорт-концерт». Она стала спонсировать команду, а наши наставники приняли решение тренироваться автономно, и из Отрады мы переехали на стадион ЗРСС. Процессы, связанные с отделением, происходили своим чередом, и мы этого никак не ощущали. По крайней мере, проблем в тренировочном и игровом процессах не было.

- Что помешало тебе сразу по окончании футбольной школы заиграть на более высоком уровне, как это удалось тем же Воронину, Нечипоруку и Мишкову, которого пригласил донецкий «Шахтер», а впоследствии клуб высшей украинской лиги «Полиграфтехника»?

- Трудно сказать. Что-то не сложилось на определенном этапе. Наверное, просто не повезло, или судьба такая.

 

АЛЕСКЕРОВ УВИДЕЛ ВО МНЕ НАПАДАЮЩЕГО

 

- В сезоне-1996/97 ты был замечен в ильичевском «Портовике», в составе которого отыграл три матча во второй лиге первенства страны.

- В Ильичевск меня и Владимира Возного пригласил Ахмед Лятифович Алескеров. Впервые он нас увидел в деле в чемпионате города, где мы выступали за команду Суворовского райисполкома. Причем Ахмед Лятифович пригласил меня как раз в качестве форварда. Эти три матча за «Портовик» во второй лиге я и сыграл в нападении, но получил травму и карьеру в ильичевском клубе досрочно завершил.

- После этого ты оказался в Маяках, и сезон-1997/98 провел в одноименном футбольном коллективе в чемпионате Одесской области. Тот сезон можно назвать удачным для тебя, ведь команда завоевала Кубок Трусевича, в финале переиграв «Днестр», а ты, как раз таки играя в нападении, стал автором победного гола своей команды. Что можешь сказать об Анатолии Дорошенко, который в ту пору руководил «Маяком»?

- Дорошенко – прекрасный человек и отличный специалист. Он, кстати, был осведомлен относительно того, в каком амплуа я наиболее полезен, но все же решил оставить в качестве основного голкипера Геннадия Жукова, а меня наигрывал впереди. В итоге, я забил в том сезоне 16 голов (10 – в чемпионате области, при этом в матче с «Одессосом» на счету Стародубовского «покер», и 6 – в Кубке – Ю.У.), но запомнился больше всего, конечно же, победный мяч в финале Кубка Трусевича, который я забил в дополнительное время. А конце сезона пару матчей провел в воротах, заменив травмированного Жукова.

- После того сезона ты оказался в «Днестре». Уж не игра ли в кубковом финале побудила тренеров овидиопольского клуба привлечь тебя под свои знамена?

- Может быть. Мне после «Маяка» пришлось делать выбор между «Днестром» и «Сигналом», в который меня звал покойный Игорь Васильевич Иваненко. Оба коллектива были по своему привлекательны, но овидиопольцы оказались более настойчивы и конкретны. Во всяком случае, я о своем выборе не пожалел.

- И в «Днестре» ты сразу же занял пост «номер один»?

- Да. Меня приглашали в команду именно как вратаря. В принципе, на этом эксперименты, где мне лучше играть, и завершились.

 

ДВА ГОЛА ОТ ЛИДЕРА СБОРНОЙ БОЛГАРИИ

 

- В конце 90-х – начале нынешнего столетия «Днестру» в областной лиге не было равных. А апогеем выступлений команды на любительском уровне стала победа овидиопольцев в чемпионате Украины. Но особенно запомнился финальный матч «Днестра» с рогатинским «Техно-Центром», в котором ты трижды бил пенальти, и два из них реализовал.

- Надо сказать, что в том матче мы сами себе создали проблемы и героически их преодолевали в дополнительное время. А что касается нереализованного пенальти, то это, наверное, было справедливо. Я ведь, если бы забил все три 11-метровых, стал бы лучшим бомбардиром финального турнира. А это, как вы понимаете, было бы не совсем этично по отношению к коллегам-нападающим. (улыбается) Пришлось уступить дорогу к призу лучшего бомбардира Володе Крессу, который двумя точными ударами под занавес поединка установил на табло приемлемый для нас результат 4:3.

- Как считаешь, сразу после этого триумфа «Днестр» мог переходить в профессионалы, или сложилось все в итоге так, как и должно было сложиться?

- Если бы был жив Виктор Иванович Дуков, который всей душой любил футбол и делал для этого все, думаю, что мы бы уже играли в первой лиге. Но, увы, этого не произошло.

- Летом 2000 года на ветеранском чемпионате мира в Германии перестало биться сердце Дукова, который мечтал вывести свой клуб в высшую лигу чемпионата страны. Насколько тяжело команда перенесла потерю своего, по сути, народного президента?

- Крайне тяжело. Мы все пребывали в шоке и долго не могли поверить в то, что произошло. Почти все были уверены, что эта смерть повлечет за собой и крах футбольного клуба. Но, к счастью, на смену Виктору Ивановичу пришел Хасан Гарунович Хасаев, и мы снова почувствовали твердую почву под ногами.

- Давай вернемся к аматорскому «Днестру» и вспомним отборочный турнир Кубка регионов УЕФА в Болгарии, где перед вашей командой красный свет зажгли судьи.

- В решающем матче с болгарским «Пловдивом» судьи сделали все, чтобы мы не заняли первое место. Нас просто не пускали за центр, придумывая липовые офсайды, а после того как мы снова повели в счете, в наши ворота был назначен очень спорный пенальти (его реализовал 19-летний форвард клуба третьего болгарского дивизиона «Фейрплей» из Варны Тодор Радомиров, который зимой 2002-го едва не оказался в киевском ЦСКА, а во время своих выступлений за «Пловдив» в Кубке регионов УЕФА-2000/01 привлекался в ряды молодежной сборной Болгарии, в составе которой Тошко, как его называют на родине, был лучшим бомбардиром – Ю.У.).

- Для тебя этот был уже, кажется, второй турнир Кубка регионов. До этого ты вызывался в любительскую сборную страны наряду с экс-партнером по «Днестру» Игорем Зилинским.

- В любительской сборной я выступал под руководством Юрия Коваля и Василия Ущаповского. Отборочный турнир Кубка регионов УЕФА-1999 проходил в Киеве, мы одержали три уверенные победы над Белоруссией, Грузией и Арменией. Финальный турнир проходил в Италии, сборную принял Павел Яковенко, а мы с Зилинским сыграть в финале не смогли, так как были задействованы за клуб в аматорском чемпионате страны.

 

«ЧЕРНОМОРЕЦ» НИКОГДА НЕ БЫЛ МОЕЙ ЛЮБИМОЙ КОМАНДОЙ

 

- В профессиональной футбольной лиге Украины «Днестр» выступает уже шестой год, но так до сих пор не осуществил мечту повыситься в классе. На- сколько эта задача выполнима в этом сезоне?

- По крайней мере, все зависит только от нас. Я не думаю, что первая лига – это что-то нереальное. Например, в Кубке Украины мы играли и с командами первой и высшей лиг, и уяснили для себя – играть можно со всеми.

- Кстати, о Кубке. В свое время ты признался, что одним из лучших матчей в своей карьере считаешь поединок 1/32 финала Кубка Украины сезона-2002/03, в котором «Днестр» сенсационно переиграл мариупольский «Металлург», в составе которого выступали твой одесский коллега Игорь Шуховцев, Александр Рыкун и, к сожалению, уже ныне покойный Степан Молокуцко. Насколько неожиданным, к слову, этот результат оказался для самого «Днестра»?

- В принципе, назвать его полной неожиданностью не могу. Да, мы не предполагали, что сумеем обыграть более классного соперника, но выходили на поле доказать, что хотя бы на равных можем играть с мариупольцами. А на деле вышло так, что у «Металлурга» игра не пошла, все их попытки атаковать пресекала наша защита, к тому же важный в психологическом плане гол забил Саша Пинчук. «Металлург» так и не оправился от этого удара. Впрочем, эта игра – не единственное наше достижение в кубковых розыгрышах. Вспомните хотя бы три матча с донецким «Металлургом». Во всех этих играх донетчанам пришлось очень нелегко. Но класс все же есть класс, и далеко не всегда его удается преодолеть за счет сумасшедшего настроя и желания победить.

- Известно, что в свое время тебя приглашал под свои знамена «Черноморец», но ты отказался от этого предложения. Если не секрет, чем руководствовался, принимая решение?

- Честно говоря, «Черноморец» никогда не был моей любимой командой. Я всегда болел за киевское «Динамо» и итальянский «Милан» и никогда – за «Черноморец». Пределы моих мечтаний распространялись далеко за границы Одессы. Поэтому, когда ко мне поступило такое предложение, я, не раздумывая, отказался. А вот в Мариуполь, наверное, переехал бы.

- А было такое предложение?

- Как раз после того кубкового матча. Виктор Васильевич Гришко и Василий Андреевич Ущаповский говорили мне потом, что наставники «Металлурга» интересовались моей персоной, но личных контактов с этим клубом у меня не было. Собственно, раз до конкретики дело не дошло, то и говорить теперь не о чем.

- Продолжим кубковую тему. В недавнем матче с донецким «Металлургом» ты отметился забитым мячом с 11-метровой отметки, удостоившись от журналистов сравнения с вратарем бразильского «Сан-Пауло» Рожериу Сени, который не так давно побил рекорд знаменитого парагвайца Хосе Луиса Чилаверта по количеству забитых голов за карьеру. А есть ли у тебя кумир среди вратарей?

- Единственным вратарем, игра которого мне по-настоящему импонировала, был и остается датчанин Петер Шмейхель. На него я всегда хотел быть похож.

- А мог сравнить свою игру с игрой одних из лучших голкиперов в истории «Черноморца» – Виктора Гришко, сравнительно недавно работавшего тренером в «Днестре», и Олега Суслова, который в последние годы в «Черноморце» также грешил реализацией 11-метровых?

- Ну что вы, куда мне до них?

- А насколько полезным для тебя оказалось сотрудничество с Гришко?

- Очень полезным. Виктор Васильевич дал массу бесценных советов, которые мне помогают и ныне. Жаль только, что наше сотрудничество оказалось не столь продолжительным.

- Гришко был выдающимся специалистом по отражению пенальти. Стародубовский 11- метровые умеет забивать, а как насчет того, чтобы парировать?

- Я в своей карьере отбивал пенальти только в любительском футболе. Во второй лиге мне не смогли забить лишь однажды, но мяч попал в штангу.

- А тот же Гришко своими секретами в этом плане делился?

- Делился.

- И?

- И я их хорошо запомнил. Но прессе их выкладывать не буду.

- Ты уже восемь лет тренируешься под руководством Василия Ущаповского. Что скажешь о нем как о специалисте?

- С Василием Андреевичем работать интересно. Возможно, его тренерскую квалификацию кто-то и ставит под сомнение, но вы взгляните на результаты, которых добился овидиопольский клуб в любительских соревнованиях. Всевозможные чемпионские титулы говорят сами за себя. В профессиональной лиге «Днестр» также не затерялся, в чем, считаю, велика его заслуга.

- С приходом Игоря Негары что-то изменилось в команде?

- Игорь Петрович пришел к нам со своими тренерскими идеями и помог разнообразить тренировочный процесс. С Ущаповским они составили достаточно интересный тренерский тандем.

- Что скажешь о молодых футболистах, пополнивших команду этим летом?

- Перспективные ребята, надо отдать должное их детским наставникам. Если они будут ежедневно вкалывать на тренировках, у них будет хорошее футбольное будущее.

- В нынешнем сезоне оборона «Днестра» приобрела знакомый еще по выступлениям в аматорах вид. Наряду с Сергеем Бабием в защите вновь играет Владимир Возный.

- С Сергеем мы играем вместе уже семь лет, а с Володей дружим на протяжении десяти. Естественно, что их опыт идет команде только на пользу. И, конечно, помогает сохранять мои ворота в неприкосновенности.

- В домашней игре с «Княжей» ты установил редкое достижение: в сотом поединке за клуб отыграл на ноль 50-й матч.

- Я об этом узнал из вашей газеты и, не скрою, было очень приятно, что добрался до этих юбилеев, хотя вообще-то личную статистику никогда до этого не отслеживал.

 

ВЫХОД «ДНЕСТРА» В ПЕРВУЮ ЛИГУ СТАНЕТ СЕРЬЁЗНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ ШАГОМ

 

- Константин Стародубовский вошел в историю одесского мини-футбола, трижды подряд выиграв титул чемпиона города в составе команды «Виктория». Что скажешь о руководителе этой команды Александре Лыскове?

- Это настоящий фанат футбола. Именно у такого человека и могла появиться команда такого уровня. Считаю, что при должном подходе «Виктория» могла бы заиграть и в профессиональном «мини».

- Обидно было, что «Виктория» на определенном этапе прекратила свое существование?

- Конечно. Хотя можно понять и самого Лыскова. Он трижды приводил команду к победе в чемпионате, и вполне логично в какой-то момент просто потерял мотивацию спонсировать коллектив дальше. Всё-таки вкладывать деньги в дело, которое не приносит такого же морального удовлетворения, как раньше, бессмысленно. К тому же, у Александра Петровича забот хватало и без мини-футбола. Он, как известно, возглавляет центр по излечению от алкогольной зависимости и табакокурения.

- В твоей карьере случались курьезы?

- Смешных историй хватает каждый день.

- Имеются ввиду чисто футбольные. Ну, например, доводилось ли пропускать голы от своих коллег по амплуа, как случилось однажды с Олегом Сусловым?

- Нет, такого не было. А в мини-футболе, когда играл за «Викторию», случился казус, когда зашвырнул мяч себе в ворота.

- Это как?

- Ну, хотел бросить мяч защитнику нашей команды. Я в этот момент находился слева от ворот Бросил, и мяч, обогнув нашего защитника, влетел в ворота. К, счастью, гол не засчитали. По правилам мини-футбола такие взятия ворот не фиксируются.

- Рано или поздно тебе придется завершить игровую карьеру. Уже задумывался над тем, чем займешься после этого?

- Честно говоря, нет. Да и не хочу думать. Возраст еще позволяет играть. Дай Бог, подольше.

- Какие-то конкретные цели преследуешь?

- В настоящий момент есть желание помочь «Днестру» выйти в первую лигу. Это будет по-настоящему исторический момент. А в будущем, если вдруг позовут в клуб рангом выше, с удовольствием рассмотрел бы такое предложение. Мне было бы интересно попробовать себя на более высоком уровне.

- Кому обычно посвящаешь яркие победы своей команды?

- Своей любимой дочке Алине.

- Будущей спортсменке?

- Не знаю, ей решать. Вот сейчас мы с женой хотим отдать её на гимнастику или на танцы, а когда подрастет, сама выберет, кем быть. Ну а я ей буду всячески в этом помогать.

- Ну и напоследок…

- Назвать команду своей мечты с собой в воротах?

- Да.

- Я просто накануне нашей беседы как раз об этом думал и успел её составить. По-моему, получилась неплохая команда. Впрочем, судите сами. Задний защитник – Омар Мишков, передний – Владимир Возный, справа в защите – Сергей Бабий, слева – покойный Александр Авдеев, в полузащите: в центре – Александр Ермаков и Александр Нечипорук, справа – Иван Бабаев, слева – Олег Лазарев, в нападении – Андрей Воронин и Владимир Кресс.