Войти

Сергей Круликовский: «Однажды я не остановил «трактор»

«Команда», 04.08.1999

Имя Сергея Круликовского неразрывно связано с флагманом украинского футбола – киевским «Динамо», в составе которого один из лучших центральных защитников 60-х становился трёхкратным чемпионом и двукратным обладателем Кубка СССР. Болельщики со стажем хорошо помнят этого рослого, атлетичного футболиста, который славился своей непримиримостью в борьбе с нападающими. А вот за пределами поля Сергей Николаевич – мягкий и доброжелательный человек, приветливый, приятный в общении, с прекрасным чувством юмора.

В январе, когда на исполкоме федерации футбола Одесской области встал вопрос о том, кого избрать почётным президентом одесского областного клуба «Кожаный мяч», практически все без исключения заявили: «Конечно же – Круля!» Этим прозвищем величали Николаевича и его воспитанники в ДЮСШ СКА.

Кстати, об учениках. Их у Круликовского было немало. Назову лишь некоторых – Владимир Мусолитин, Александр Голоколосов-младший, Игорь Печеный, Владимир Чалый.

Сегодня Сергей Круликовский – гость рубрики «Имя».

– Во что только я не играл в детстве: и в баскетбол, и в волейбол, и в гандбол, ну и, конечно же, в футбол, – начинает свой рассказ Сергей Николаевич. – В 1958 году попал в юношеский состав житомирского «Полесья». А уже через три года меня пригласили в первую команду полесского клуба, где я выступал в течение года.

– И сразу попали на «карандаш» селекционерам киевского «Динамо»?

– Да. Мне ещё не было и 18, когда меня приметил Юрий Николаевич Войнов. А тут как раз пришло время идти в армию. Поэтому помимо «Динамо» на меня положил глаз ещё и львовский СКА.

– Кто вас обучал футбольным азам?

– Моим первым тренером был Владимир Мартынович Гребер. Это он порекомендовал меня Войнову. Что и говорить, приятно было в столь раннем возрасте попасть в легендарную команду.

– В основе выступали с самого начала?

– Да куда там! Сперва довелось поиграть за дубль. Причём почти сразу меня выбрали капитаном. Впрочем, и второй состав в «Динамо» был будь здоров.

«ПОКА СБОРНИКИ ВЫСТУПАЛИ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА, МЫ ЗАВОЁВЫВАЛИ СВОЁ МЕСТО В СОСТАВЕ…»

– Как долго пришлось находиться на вторых ролях?

– К «основе» стали подпускать в 1964 году. Кстати, именно тогда я попал в олимпийскую сборную СССР, которой руководил Гавриил Фёдорович Качалин, интеллигентнейший человек, настоящий знаток своего дела. Позже, как вы знаете, Качалин возглавлял первую сборную страны. В том же году мы с командой ездили на международный турнир в Италию – в Сан-Ремо. Там я выполнил норматив мастера спорта. Стал чаще появляться на заменах. Сыграл около пятидесяти процентов кубковых встреч. Ну а в основном составе закрепился после того, как на чемпионат мира 1966 года вместе со сборной СССР из нашей команды уехали пять человек – Серебряников, Островский, Банников, Сабо и Поркуян. Отсутствие ведущих футболистов никого не волновало: команда должна была выступать в предусмотренное календарём время. И вместо уехавших в «основу» запустили нас, молодёжь.

– В том же 1964 году киевское «Динамо» принял Виктор Маслов…

– Помню, как Виктор Александрович на первой же тренировке обратился ко мне: «Так, что это у нас за баскетболист в команде?» Посмотрел он на меня и сказал, что из меня можно кое-что ещё слепить. И слепил из меня переднего центрального защитника.

– То есть – стоппера…

– Вообще, раньше не было такого чёткого деления: ты – играешь впереди, а тот – исключительно сзади, защитники и полузащитники центральной оси друг друга подстраховывали. Если, например, опорный хав не успевал встретить противника, эти функции брал на себя я. Если необходимо было, мы выполняли обязанности либо «чистильщиков», либо «персональщиков», хотя, конечно же, у нас всегда была своя установка на игру, которую мы старались неукоснительно выполнять.

«ЗОЛОТО-69 КИЕВУ ВЫИГРАТЬ НЕ ДАЛИ…»

– Какие чувства испытывали, пробившись в состав киевского «Динамо»?

– Незабываемые. Да и вообще, попасть в «Динамо» всегда было очень сложно. А тогда надо было играть на три головы выше своих потенциальных конкурентов.

– А поначалу не тушевались в столь серьёзном коллективе?

– Честно говоря, нет. Ответственность, конечно, была огромная. Что, впрочем, естественно. Тогда, кстати, в Киеве было два очень приличных состава. Первый – это, разумеется, «основа». А второй, не менее мощный – дубль. Уже тогда имена наших дублёров были у всех на устах. А это, как вы понимаете, дорогого стоило. На стадионе «Динамо» матчи дублёров собирали до сорока тысяч болельщиков. На Республиканском же и того больше, как минимум по 60 тысяч зрителей.

– Когда вы «обмыли» первое динамовское «золото» чемпионата?

– Все в тот же год мирового первенства – в 1966-м, когда «Динамо» второй раз в своей истории выиграло золотые медали союзного чемпионата.

– И понеслось…

– 1966 год – победа в Кубке СССР (до этого мы выигрывали Кубок Союза в 1964 году), 1967 – первое место в чемпионате СССР, 1968 – вновь победа в чемпионате, 1969 – серебряные медали чемпионата СССР, хотя могли и выиграть то первенство. Но, к сожалению, в футбол вмешалась политика. Киеву просто не дали стать чемпионом четвёртый раз подряд.

– После этого ваша киевская страничка завершилась. Почему?

– Травма. В одном из матчей неудачно приземлился и заработал смещение позвоночных дисков. После этого перестал стабильно попадать в состав. В «Динамо» всегда было кем футболиста заменить. Пришлось подыскивать себе другую команду, не просиживать же на скамейке в Киеве… Был мне тогда всего лишь 21 год.

– Наверное, намучились с позвоночником, травма ведь серьёзная…

– Чего мне только не делали. И вытяжку, и уколы разные, и прочее… Ничего не помогало, пока ребята не посоветовали поехать к одной бабке. Жила она в селе Новые Обрежи. Съездил я к ней, и она мне вправила диски. Тьфу-тьфу, до сих пор не вспоминаю о травме.

– Расскажите о незабываемых баталиях в еврокубковых турнирах.

– Навсегда останется в памяти встреча с шотландским «Селтиком», который тогда в Европе делал погоду. Хотя и нас тоже стали узнавать. Помню, приехали в Лондон перед игрой с «Селтиком», а там нас встретили болельщики «Ференцвароша», которые уже почувствовали нашу силу на собственной шкуре. И встретили криками: «Киев! Ура!!!» Мы обыграли «Селтик» на выезде – 2:1, а дома разошлись миром и вышли на «Гурник» из польского города Забже. В первой же встрече в Киеве Любарски «положил» нам два мяча и фактически отправил нас «отдыхать»…

«НЕ ТЕБЯ МЧИТСЯ ТРАКТОР! ЭТО НЕСЁТСЯ СТРЕЛЬЦОВ…»

– Сами-то в еврокубках могли отличиться?

– Один-единственный раз. Играли с «тюльпанами». Вышло так, что я принял мяч на грудь, оставалось лишь точно переправить его под перекладину. В общем, в ворота я не попал…

– А какие матчи самые памятные?

– Игра против московского «Торпедо». Перед матчем Маслов дал мне установку: «Сергей, твоя главная задача – закрыть Эдика» (Стрельцова. – Прим. авт.). Стрельцов в течение всего поединка не мог свободно вздохнуть. 88 минут я его уверенно держал. А Эдуард, я вам скажу, защитникам не подарок. Представьте себе, что на вас мчится трактор! Это несётся Стрельцов. Но я его не упускал. А когда до конца оставалось совсем немного, расслабился, остановился, посмотрел на табло. А Стрельцов в это время «накрутил» всю нашу защиту, вратаря уложил в один угол, а мяч спокойненько переправил в другой. Маслов, который хорошо знал торпедовский футбол, был от моей ошибки явно не в восторге: «Круль, как же ты мог его упустить в самом конце?!»

– С Лобановским довелось поработать?

– Когда я пришел в «Динамо», Валерий Васильевич ещё играл. Выступали также Каневский и Базилевич.

«ЖЕМЧУЖИНУ У МОРЯ» ПОЛЮБИЛ СРАЗУ…»

– После «Динамо» вы оказались в «Черноморце». Почему выбрали именно Одессу?

– Нравилась мне «жемчужина у моря». Я приезжал сюда не раз и сразу полюбил этот город.

– Когда пришли в команду, «моряки» выступали в первой лиге…

– Это было в 1971 году. Я отыграл в «Черноморце» два сезона. Вместе с командой, которой тогда руководил Ахмед Алескеров, завоевал путёвку в высшую лигу.

– И ушли. Почему? Ведь тогда «Черноморец» триумфально вернулся в «вышку», заняв в 1974 году третье место.

– Просто не стал рисковать. Ведь, как я уже говорил, у меня была травма, и большие нагрузки могли навредить. Но играть-то всё равно ещё хотелось. Пришлось выбирать. Либо оставаться в Одессе, либо ехать в скромный николаевский «Судостроитель» и спокойно выступать в этой команде, не волнуясь за собственное здоровье. Я выбрал Николаев, в котором, кстати, отыграв последний сезон в своей карьере, стал чемпионом Советской Украины.

– А что было после ухода из спорта?

– Устроился на завод. Поиграл, правда, ещё. Ездил с ветеранами «Черноморца» в Болгарию.

– Тренером становиться не собирались?

– Работал только детским тренером в одесском ДЮСШ СКА.

– Сложно работать с детьми?

– Интересно. Мальчишки непосредственны, азартны и очень любят футбол.

– Из своих подопечных можете выделить кого-то?

– Володю Мусолитина, маленького Сашу Голоколосова – сына главного тренера «Черноморца» – оба воспитывались в нашей школе. Да всех и не упомнишь. Много ребят сейчас играют в командах мастеров.

– Как вы стали делегатом ФФУ?

– Всё очень просто. У нас в футболе помнят заслуженных людей. Поскольку я чего-то достиг, то и меня не забыли, предложили заняться инспектированием на уровне второй лиги национального первенства.

– Крупные инциденты на ваших глазах не происходили?

– Слава Богу, нет.

– Несколько слов о вашей семье.

– Семья – это моя жизненная опора. Жена надежно защищает мои тылы. Есть внук. Очень помогает сестра.

– Внук – будущий футболист?

– Уж не знаю. Пока особого рвения играть в футбол за ним не наблюдалось.

– Хобби у вас есть? Скажем, рыбалка?

– Ох! На рыбалке я однажды поймал громадную рыбу (жестами пытается показать – Прим. авт.)! А если серьёзно, то футбол отнимает столько времени, что на хобби его просто не остаётся.

– Какими видите перспективы развития украинского футбола в целом и одесского в частности?

– Думаю, что наш футбол на правильном пути. Киевское «Динамо» уже вышло на европейский уровень и ворвалось в лидеры. Подтягиваются в национальном чемпионате к динамовцам и другие клубы. Есть перспективы и у «Черноморца».

– А как обстоят дела с «Кожаным мячом»?

– Детский футбол надо поднимать. Но как это сделать – вот в чём вопрос… «Кожаный мяч», например, возродить очень и очень сложно. Это, конечно же, не означает, что надо опустить руки. Просто каждое, даже любительское, дело требует денег, причём немалых. Сейчас все эти вопросы решаются, но с большими трудностями. Однако нельзя терять оптимизма. Всё у нас будет хорошо!

О ком или о чем статья...

Круликовский Сергей Николаевич