«Команда+», 01.07.2001
Год 1986-й был одним из самых урожайных в истории советского футбола. В мае киевское «Динамо» завоевало европейский Кубок обладателей кубков, неплохо смотрелась и сборная СССР на чемпионате мира в Мексике, но из-за фатального невезения и судейских ошибок она прекратила поход за титулом лучшей команды планеты в 1/8 финала. А в конце года европейские футбольные обозреватели были единодушны в своём мнении, определяя «приму» континента – по итогам традиционного опроса еженедельника France Football приз «Золотой мяч» лучшему футболисту Европы был вручён 26-летнему нападающему киевского «Динамо» и сборной СССР Игорю Беланову. До него подобной чести удостаивались лишь два футболиста из «великого и могучего» – голкипер московского «Динамо» Лев Яшин (в 1963 году) и его киевский одноклубник Олег Блохин (1975). После успеха Беланова никому из игроков с постсоветского пространства не удавалось завоевать «Золотой мяч»…
С тех прошло пятнадцать лет, канул в лету СССР, начался новый век. А вот Беланов ничуть не изменился. Сединой и бородой не обзавёлся, живот не отрастил – всё такой же подтянутый и энергичный…
– Европейское признание в 1986 году – знаковое событие в моей жизни, – рассказывает Игорь Беланов. – На этом футбол для меня, как вам известно, не закончился. Я продолжал играть, но после «золотого» 1986-го моя карьера медленно пошла на закат. Мысленно возвращаюсь к тому моменту, когда перешёл из «Черноморца» в «Динамо». Поздновато это случилось. Но всё же самые яркие вехи моей футбольной жизни были поставлены в великой команде Валерия Васильевича Лобановского. Вершиной был 1986 год, когда мы стали обладателями Кубка кубков.
А потом, как это часто бывает, произошёл спад. Физически трудно постоянно находиться на пике формы и из года в год выигрывать крупные турниры, хотя есть и исключения из правил. Сборная Франции, например, которая вначале выиграла чемпионат мира, а затем и первенство Европы.
– Почему вы не уехали в своё время в Италию вместе с Александром Заваровым?
– Да, мы вместе с Сашей ездили на Апеннины и уже примеряли футболки клубов Серии А: Заваров – «Ювентуса», а я – «Аталанты». Но Валерий Васильевич сказал, что двоих ведущих игроков основного состава «Динамо» не может отпустить – это будет слишком большой роскошью. Обижался ли я на это решение Лобановского? В то время я ещё не понимал, что к чему, а позже жалел о том не состоявшемся переходе. Тем более, что мне очень нравится итальянский футбол.
– А немецкий? Ведь вы уехали в бундеслигу защищать цвета мёнхенгладбахской «Боруссии»…
– Немецкий – нет. Мне вообще Германия противопоказана. Как южанину, одесситу, мне по душе южные страны – Италия или Испания, например.
– Как встретили в Германии лучшего футболиста Европы 1986 года?
– Приём был тёплый. Вообще, поначалу в Мёнхенгладбахе всё складывалось достаточно удачно, но потом последовал вылет «Боруссии» из бундеслиги. Это я связываю с тем, что у руля команды находился тренер, не имевший за плечами игровой футбольной карьеры. Бизнесмен, окончивший школу тренеров, решил научить нас играть в футбол. Сам же он был откровенно слаб по всем пунктам, начиная с тактики и заканчивая психологией. А между тем состав у «Боруссии» был что надо. Моими партнёрами, например, были всем известные Штефан Эффенберг и Оливер Бирхофф… Команда была неплохая и, уверен, могла бы добиться многого. Но тренерская политика нашего наставника привела к обратному результату. Мы забивали много, но пропускали ещё больше.
– И, как это часто бывает, во всех грехах обвинили футболиста, на которого рассчитывали больше всего?
– Помнится, состоялся у меня разговор с президентом клуба, который в присутствии главного тренера команды поинтересовался моим мнением по поводу наших выступлений. Я предложил отказаться от игры в «линию» и сыграть с либеро и двумя защитниками, которые действовали бы «по игроку». Мне ответили, что этого сделать они не могут. Нельзя, мол, разрушать «модерн». Я говорю, давайте откажемся от «модерна», зато перестанем пропускать по три-четыре мяча за игру. Кажется, этим я сильно обидел тренера, и период в Мёнхенгладбахе можно было считать завершённым. Да и вообще, три года, что я провел в Германии, практически были выброшены на ветер.
– Ваш бывший партнер по «Динамо» и сборной Олег Блохин, повесив бутсы на гвоздь, подался в тренеры. Вы решили пойти по другому пути…
– У меня был тренерский опыт в мариупольском «Металлурге». Признаюсь, я от этой работы остался не в восторге. За три года работы страшно устал, наездившись по второй и первой лигам. Иногда и сам выходил на поле, помогая ребятам решить поставленные перед клубом задачи. И после всей этой эпопеи был рад элементарному отдыху.
– Выходит, Игорь Беланов распрощался с тренерской карьерой?
– Нет. Я вернусь к этому вопросу. Почему-то уверен в том, что смогу работать в родной Одессе. Не скрою, хотел бы тренировать «Черноморец». Но пока в клубе будут работать люди, далёкие от футбола, об этом и речи быть не может.
– С некоторых пор вы стали пропадать в тренажёрном зале, где усиленно работаете с «железом». Лавры Шварценеггера спать не дают?
– Для меня бодибилдинг – большая отдушина и стимул к физическому совершенствованию. Конечно же, я не собираюсь обзавестись мускулатурой Арнольда Шварценеггера. Упражнения, которые я проделываю на тренировках, направлены исключительно на выносливость и поддержание мышечной активности.
– А силовыми показателями можете похвастать?
– В жиме лёжа мой показатель равен 135 килограммам. Кстати, работая с отягощениями, особенно при выполнении такого замечательного упражнения, как гиперэкстензия (подъёмы туловища из положения лёжа ничком. – Прим. авт.), я добился того, что победил хронические боли в области позвоночника.
– Поделитесь секретом, как сохранить мотивацию к постоянным нагрузкам.
– Этот вопрос, скорее всего, надо адресовать Лобановскому. Впрочем, я знаю, что он ответит. В ответе Валерия Васильевича обязательно прозвучит фраза «профессиональное отношение к делу». Валерий Васильевич научил меня быть профессионалом не только в футболе, но и в жизни. Ну почему, спрашивается, я должен повесить бутсы на гвоздь и заплыть жиром? Мне хочется быть всегда подтянутым и чувствовать себя здоровым, тем более что я должен быть примером для своего маленького сына.
У нас в семье постоянно разгораются споры по поводу того, кем должен быть Валерик. В этих дебатах участвуют и бабушка, и дедушка, и мы с женой. Каждый видит в нём свой идеал. Я, например, хочу, чтобы он стал футболистом и превзошел меня. Но все сходятся в одном – главное, чтобы Валера вырос хорошим человеком.
– А Беланов-младший хоть какой-то интерес к футболу проявляет?
– О, да! Мяч для него – одно из главных увлечений. Правда, сферы своего интереса он меняет с поразительной быстротой. Да и вообще, в нём столько энергии, что я иной раз сам поражаюсь. Сердцу радостно, что Валерка тянется к солнцу, словно цветок. Я очень много времени провожу с ним, даже спать укладываю. Зато самому поспать в последнее время является большой проблемой. В самую рань Валера уже стаскивает с меня одеяло!
– Вы, наверное, очень добрый папа и многое позволяете своему чаду…
– Напротив. Валерик знает, что папа – это авторитет. Конечно же, я не ругаю сына, но стараюсь воспитывать в нём истинные человеческие ценности. Но когда надо, могу достаточно строго поговорить с ним. Бабушке и маме Валерка спуску не даёт, а вот что значит уважать папу, он уже знает.
– Давайте поговорим о ваших пристрастиях. Любимая марка авто?
– «Вольво», я на ней езжу.
– Город и страна?
– Безусловно, Одесса и Украина.
– Фильм, актёр?
– «Однажды в Америке», Роберт Де Ниро.
– Какой музыке отдаете предпочтение?
– Мне нравится спокойная, мелодичная музыка.
– Книга?
– В последнее время я как бы вернулся в детство. Теперь вместе с Валеркой читаю книжки, соответствующие его возрасту, – «Колобок», к примеру.
– Блюдо, напиток?
– Из напитков предпочитаю красное вино, но в умеренном количестве. Пью, но не до упаду! А моё любимое блюдо – мамалыга, приготовленная со шкварками, брынзой и соусом.
– А рыбной ловлей не увлекаетесь?
– Я обожаю рыбалку! Когда-то специализировался на морской ловле, добывал, в основном, бычков, а в последнее время езжу рыбачить на Днестр. Могу сидеть с удочкой целый день, ведь по натуре я очень усидчивый человек.
– Идеал женщины в вашем понимании?
– Моя избранница должна быть спортсменкой, с тёмными волосами, доброй и отзывчивой. Короче говоря, это моя жена Вика. По гороскопу она – Козерог. Мы с ней, как мне кажется, идеально подходим друг другу. Конечно же, всякое бывает, иногда не сходимся в чём-то, спорим. Вика иногда жалуется, говорит: «Лучше бы стукнул меня, чем сидел обиженный». Но, понятно, все размолвки – по мелочам. А вообще, супруга – большая опора в моей жизни, всегда поддерживает и понимает меня с полувзгляда.
– Не так давно вы побывали в Стамбуле на матче Лиги чемпионов «Галатасарай» – «Милан», где встречались с Андреем Шевченко. Если не секрет, о чем говорили с ним?
– Андрюха – талантливый футболист и прекрасный человек. Он совершенно не испорчен «звёздной болезнью» – простой компанейский парень. Мы беседовали с Шевченко на разные темы, но больше всего, конечно же, о футболе. Андрей сетовал на то, что в «Милане» ему не удаётся полностью реализовать свой потенциал, хотя по всему видно, что он достаточно легко вписался в итальянский футбол. И всё-таки Шевченко не удовлетворён тем, что до сих пор не выиграл в составе «Милана» ни одного серьёзного турнира. Пока разговаривали, я поймал себя на мысли, что Андрей размышляет мерками нашей «динамовской психологии». Когда я только пришёл в «Динамо», то помню, что мы поставили цель выиграть чемпионат Союза, потом Кубок СССР, затем еврокубок и всерьёз рассчитывали «выстрелить» на чемпионате мира в Мексике. Жаль, что лишь грандиозное невезение да судейские «ляпы» остановили нас на пути к мировой короне.
– Вы были последним из советских футболистов, добившимся всеобщего признания в Европе. Как считаете, Шевченко по силам в этом году стать лучшим игроком Старого Света?
– Думаю, что нет. Тот, кто будет голосовать за того или иного футболиста, наверняка во главу угла поставит достижения, которых претендент на «Золотой мяч» добился вместе со своей командой. Шевченко же в этом смысле находится в далеко не выгодном положении. Его «Милан» не сумел пробиться в Лигу чемпионов, в чемпионате лишь пятый, да и в еврокубках не показал ничего особенного. Плюс ко всему «захромала» и наша национальная команда, Шева в её последних матчах никак не может забить. Но я верю, что у него ещё все впереди. Я посоветовал Андрею не отчаиваться и верить в успех – обязательно придет. Необходимо лишь время.
– Игорь Иванович, мы беседуем в вашем просторном и уютном кабинете. О футболе напоминают лишь фотографии да мяч. Расскажите, чем заняты ваши трудовые будни.
– Я работаю в коммерческой фирме, главой которой является мой тесть. Направления в бизнесе разноплановые. Думаю, что нет смысла подробно рассказывать об этом. А на вопрос, почему вдруг Беланов подался в коммерцию, отвечу так: последовал совету Лобановского. На последней нашей встрече я поинтересовался его мнением по поводу тренерского ремесла. Валерий Васильевич сказал, чтобы я не спешил окунаться в эту работу – пока не подошло время. Больших успехов, по словам Лобановского, я бы добился, используя своё имя. В бизнесе, например. Согласитесь, когда на деловых переговорах перед тобой сидит Игорь Беланов или, скажем, Лотар Маттеус, у вас вряд ли возникнут какие-то сомнения в честности сделки. Так рассуждал Валерий Васильевич, и он недалёк от истины. Тем и живёт сегодня Игорь Беланов: в будни – бизнес, а в свободное время – футбол. Бегаю за ветеранскую команду «Ришелье», занимаюсь решением насущных проблем ДЮСШ имени Беланова. А главный смысл моей жизни – любимая семья.
О ком или о чем статья...
Беланов Игорь Иванович