«Команда», 24.05.2001
В последнее время между представителями детских школ Одессы и области развернулась некая «холодная война». Под этим понятием прежде всего имеем в виду обострившуюся конкуренцию в борьбе за право выгоднее «продать» талантливого паренька какому-нибудь клубу.
Предлагаем вашему вниманию мнение по этому поводу мэтра одесского футбола – Анатолия Фёдоровича Зубрицкого, возглавляющего СДЮСШОР с момента её основания на протяжении 25 лет (с января 2001 года, кстати, решением президента клуба «Черноморец» СДЮСШОР стала носить имя Зубрицкого).
– Откровенно говоря, я не хотел обращаться к прессе за помощью. Это, как говорится, самый крайний случай, – начинает беседу Анатолий Фёдорович. – Но условия, в которых оказалась СДЮСШОР, вынудили меня к этому.
– Неужели положение настолько серьёзное?
– Сейчас СДЮСШОР «Черноморец» находится на грани развала. Нашу школу пытаются уничтожить. Но давайте обо всём по порядку.
СДЮСШОР «Черноморец», отметившая недавно 25-летие, известна ещё с советских времён. За четверть века школа принесла огромную пользу не только одесскому, но и всему отечественному футболу. Так, наш воспитанник Игорь Беланов добился весомых успехов, выступая за киевское «Динамо». А в том, что он получил «Золотой мяч» как лучший футболист Европы 1986 года, думается, есть заслуга и тренеров нашей школы. Сергей Жарков (воспитанник Александра Руги) стал первым чемпионом мира в составе юношеской сборной СССР в 1977 году. Юрий Никифоров, воспитанник Юрия Скорика, прославил СДЮСШОР «Черноморец» на юношеском чемпионате мира 1987 года, где сам Пеле предрекал ему большое будущее. Илья Цымбаларь в составе московского «Спартака» был признан лучшим футболистом России. Дмитрий Парфёнов ныне является одним из лучших защитников российского чемпионата. Виталий Руденко в составе юношеской сборной Украины стал вице-чемпионом Европы в 2000 году.
– Стоит также вспомнить таких игроков, как Сергей Коридзе, Георгий Мельников и Олег Безуглый…
– Да. Они тоже постигали азы футбола в нашей школе и могли стать классными игроками на большом поле. Тот же Коридзе, останься он в большом футболе, мог стать защитником европейского уровня. Но эти ребята нашли себя в футзале. Как вы знаете, эти воспитанники СДЮСШОР «Черноморец» стали вице-чемпионами Европы и в составе сборной Украины являлись ключевыми фигурами.
– И сегодня школа, имеющая такие богатые футбольные традиции, вынуждена бороться за выживание?
– К сожалению, сейчас никого не волнует вопрос о нашем существовании, кроме разве что родителей, дети которых обучаются у нас. Но наши беды начались ещё раньше, с развалом Союза. Когда у руля главной одесской команды стояли такие тренеры, как Виктор Прокопенко и Леонид Буряк, СДЮСШОР «Черноморец» оказывалась всяческая поддержка. При президенте клуба Вячеславе Лещуке, при Петре Найде и Григории Бибергале, когда они возглавляли «Черноморец», школа ещё получала средства на существование, комплекты формы, мячи, деньги на поездки команд и зарплаты тренерам СДЮСШОР. Сейчас, к сожалению, такой поддержки со стороны клуба мы не ощущаем, хотя 2 марта 1999 года был подписан договор о взаимном сотрудничестве. СДЮСШОР выполняет все пункты этого соглашения, в отличие от клуба. Пожалуй, клуб финансирует лишь командирование наших команд на игры первенства Украины, правда, при этом нам приходится соглашаться с любыми условиями руководства «Черноморца». Кроме того, клуб открыл свою собственную школу, которую, кстати, тоже назвал «Черноморцем». Я всегда приветствовал создание подобных школ, которые занимаются воспитанием здорового поколения, но работать они должны сообща.
– А разве это не так?
– С появлением ДЮСШ «Черноморец» наша школа потеряла две группы учащихся – 1989-го и 1984 годов рождения, которые в полном составе перешли в ДЮСШ. В связи с этим, нам в срочном порядке пришлось искать замену. Сами понимаете, что на их место пришли не самые перспективные дети. Кроме того, руководство клуба ведёт переговоры с тренерами нашей СДЮСШОР о переходе в ДЮСШ. Да, у нас, к сожалению, условия хуже, чем в клубной школе, но ведь с уходом этих специалистов развалятся группы учащихся и СДЮСШОР «Черноморец» может прекратить своё существование. Мне непонятна политика клуба. Вместо того чтобы общими усилиями создать пирамиду развития детско-юношеского футбола в Одесской области, вершиной которой была бы именно СДЮСШОР, клуб пытается развалить нашу школу. Ведь раньше СДЮСШОР собирала действительно самых способных ребят в области и целенаправленно готовила их для первой команды. Я считаю, что не следует уничтожать всё подряд, что было раньше. Рыночная экономика требует новых прогрессивных методов развития. Раньше на таких условиях работали все областные школы. Таким образом из Белгорода-Днестровского к нам приехал Слава Лещук. Я помню, как тренеры школы одесского «Локомотива» к нам привели Юру Никифорова. Можно привести массу таких примеров.
– На какие же средства существует школа?
– За счёт родителей. Год-два они могут оплачивать обучение своих детей, но когда к ним обращаются селекционеры из школ других городов, предлагая подписать контракт с их ребенком и направить его на обучение в Донецк или Киев, родители, конечно же, соглашаются. За последний год мы таким образом потеряли восемь воспитанников. Их переманили к себе более именитые школы,
– Вы могли бы назвать фамилии некоторых ребят?
– Пожалуйста. Витю Раскова и Женю Букарасева увезли в донецкий «Шахтёр», Борисова – в команду Павла Яковенко (сборная Украины 1985 г. р.), Колю Воронюка – в киевский ЦСКА, Виталика Березовского – в московскую ДЮСШ ФК «Академия»… А ведь они являются учащимися спецклассов по футболу при школе-интернате № 2. СДЮСШОР «Черноморец» подписала контракты с родителями этих детей. К сожалению, вернуть этих воспитанников назад очень и очень сложно. Только Воронюка и Згуру-младшего удалось «отвоевать». Я несколько раз обращался по этому поводу в ФФУ, но безуспешно. Если наши проблемы никого не волнуют в Одессе, то почему, собственно, они должны интересовать кого-то в Киеве.
– Вы сотрудничаете с областными школами?
– В последнее время наши отношения значительно ухудшились. Областные футбольные школы работают на кого угодно, но только не на Одессу и «Черноморец». А деньги из бюджета получают и отрабатывают для Днепропетровска, Харькова, Киева, Донецка…
– Кстати, а как обстоят дела с оплатой работы тренеров?
– Что касается компенсации за подготовленных для главной команды города футболистов, то, признаться, я уже забыл, когда со школой в последний раз сполна рассчитались. Хотя к этому клуб обязывает регламент и наш договор, который, по сути, остался только на бумаге. Получай мы за свой труд полагающиеся деньги, поверьте, у школы было бы намного меньше проблем.
– А вы не пытались обратиться за помощью к спонсорам, благодаря которым удалось бы создать необходимые условия для обучения детей в СДЮСШОР «Черноморец» и прекратить отток из города юных дарований?
– Вкладывать деньги в детско-юношеский футбол невыгодно, поэтому найти спонсоров для нашей школы не так-то просто. Да и потом, мы же подписали с клубом «Черноморец» соглашение о сотрудничестве. СДЮСШОР «Черноморец» работает для главной команды, но отдачи не получает никакой. Если в ближайшем будущем мы с клубом не найдем общий язык, школа может прекратить своё существование…
О ком или о чем статья...
Зубрицкий Анатолий ФёдоровичСДЮШОР «Черноморец» им. А.Ф. Зубрицкого Одесса