«Команда», 12.04.2001
Когда в 1994 году одесский «Черноморец» покинул Виталий Парахневич, информация о его дальнейшей судьбе всплывала в СМИ лишь в виде отдельных сообщений. Например, «Парахневич подписал контракт с московским «Локомотивом» или «Парахневич уехал в Южную Корею». К счастью, направившись на Восток, Виталий не забыл дорогу домой. Хотя, признаться, его появление на тренировках одесского «Сигнала весьма удивило. Зато появился повод для беседы.
– Виталий, давай начнём с того момента, когда ты покинул Одессу…
– И уехал в Израиль, где пытался трудоустроиться с помощью моего агента Бориса Нормана. Правда, там я так и не задержался, хотя всё шло к подписанию контракта.
– А в чём причины?
– Чего-то «начудил» Норман. Вышла комичная ситуация. Сначала он позвонил и сказал, что мной заинтересовался израильский клуб, в котором, кстати, играл Александр Жидков и защитник из московского ЦСКА. Честно говоря, уже и не помню название того клуба. Туда я должен был вылететь ещё летом 1994 года, но «Черноморец» тогда не отпустил, и мой переезд в Израиль был перенесён на зиму. А перед поездкой неожиданно позвонил Норман и сообщил, что необходимо немного изменить свой маршрут, поскольку уже есть договоренность с другим клубом высшего дивизиона Израиля. Я поехал туда, и мне сообщили, что я могу играть за них, если первый «мой» израильский клуб не станет препятствовать. В итоге, я вообще оказался не у дел. Слава Богу, Боря сумел выйти на московский «Локомотив», и я немногим более половины сезона отыграл в столице России.
– А почему так мало?
– В одной из игр чемпионата получил жёлтую карточку, и должен был пропустить один матч. Пока отбывал дисквалификацию, играл в «дубле», но и там был наказан арбитром, правда, уже красной карточкой, причём достаточно курьёзной. В итоге мне «впаяли» пять игр вынужденного отдыха (почти полтора месяца), когда до конца чемпионата оставалось всего два месяца. Чтобы не сидеть без дела в «Локомотиве», главный тренер «железнодорожников» Юрий Сёмин предложил поехать в Южную Корею, где меня хотел взять в аренду клуб. «Чонбук Дайнос» из города Чонджу. Поехал я туда в компании Алексея Прудникова и Юрия Батуренко (кстати, одного из нынешних тренеров москвичей). Вначале мы прошли сборы, причём на сумасшедшей жаре. А после этого корейцы решили выкупить мой трансфер у «Локомотива».
– Что можешь сказать об этой команде?
– Она выступает в высшем дивизионе. В 1995 году, когда я приехал, клубу исполнилось всего два года, шёл процесс становления. Звёзд с неба «Дайнос», разумеется, не хватал, но желание играть и побеждать имел. Правда, я хотел играть в команде, ставящей перед собой более высокие задачи, а у «Чонбук Дайнос» таковых не было. Да и класса команде явно не хватало, отчего, собственно, и покинул её. Хотя дважды продлевал контракт.
– Команда была на грани вылета из лиги?
– Дело в том, что у них всего одна лига – высшая. Из неё никто не вылетает. Она только пополняется с возникновением новых команд, Корейский футбол растёт и, следует отметить, довольно быстрыми темпами.
– В итоге ты покинул «Дайнос»…
– Да, в 1998 году переехал в Сувон защищать цвета «Самсунг Блювингз», который всегда боролся лишь за самые высокие места в чемпионате и кубковых турнирах. Тренирует команду известный корейский специалист Ким Хо, который возил сборную Кореи на чемпионат мира 1994 года в США. Это грамотный тренер. Кстати, его тренировочные программы существенно отличаются от азиатских и максимально приближены к европейскому футболу.
В «Самсунге» выступал игрок молодёжной сборной России Денис Лактионов. Помимо него играли ещё два румына, потом пришли я и югослав, выступавший за «Дэу». Так что представительство Европы в «Голубых Крыльях» было приличным, и это дало свои плоды. В том же году мы выиграли чемпионат страны, обыграв в финале «Хюндай».
Кстати, в Корее регламент проведения чемпионата, особенно его заключительного этапа, весьма оригинален, Четыре лучших команды выходят из обычного двухкругового турнира в плей-офф. Сначала играют между собой команды, занявшие третье и четвертое места. Победитель пары выходит на команду, занявшую второе место, и сражается с ней до двух побед. Кто выигрывает, в главном финале до двух побед встречается с клубом, занявшим первое место. Мы терпеливо ждали, пока не определился наш соперник по финалу. Должен отметить, что «Хюндай» был значительно вымучен этими играми.
– А в азиатских кубках участие принимали?
– Выступали в Кубке кубков. Правда, проиграли клубу из Саудовской Аравии. Гол с пенальти нам забил известный болгарин Христо Стоичков. Но самый значительный турнир – Лига чемпионов Азиатских стран. Конечно, это не Европа, но для азиатов турнир очень серьёзный. Мы попали в финальную «пульку», где играли с «Аль-Хилялем» из Саудовской Аравии (кстати, будущим участником чемпионата мира среди клубов), японской «Джубило Иватой» и иранским полпредом.
К сожалению, мы слабо выступили и заняли лишь четвёртое место, хотя могли побороться и за первое, если бы не проблемы с составом: не досчитались пятерых человек. Ко всему прочему помешала дикая жара. Температура поднималась до 40 градусов. А играть в таких условиях крайне сложно. Кстати, в августе жара достигает 55 градусов. Азиаты при такой температуре варят яйца в раскалённом песке.
– Контракт с «Самсунгом» подписан надолго?
– До конца года. Вскоре я вернусь в Корею. Пока же поддерживаю свою игровую форму, тренируясь с «Сигналом».
– А что скажешь насчёт языковой проблемы?
– Поначалу было трудно. Говорил по-английски. Для азиатов, кстати, это не проблема. А потом постепенно перешёл на корейский. Уже немного читаю и пишу.
– На Украине к тебе интерес проявляли?
– Только Семён Альтман выходил на связь. Кроме него, никто.
– Как ты оказался в Одессе? В Корее пауза в чемпионате?
– Дело в том, что летом 2000 года меня передали в аренду на полгода японскому «Бельмаре», в котором когда-то выступали известный японец Наката и бразилец Лопес. Но в одной из товарищеских игр за этот клуб получил травму – «полетела» крестообразная связка. С «Самсунгом» я договорился, что временно буду находиться в Одессе.
– Летом следующего года в Японии и Корее состоится финальный турнир чемпионата мира. В связи с этим не могу не поинтересоваться тем, как там идут дела с подготовкой. Сувон в этом процессе задействован?
– Конечно. В Сувоне идёт большое строительство суперстадиона, который примет участие в чемпионате мира. Подготовка к Мундиалю идёт полным ходом. Организаторы вкладывают огромные капиталы. Это видно по масштабам строительства и ажиотажу, который сопутствует подготовительному процессу. Там есть, на что посмотреть уже сейчас. Но через время это будет просто суперзрелище.
О ком или о чем статья...
Парахневич Виталий Валерьевич