«Труд», 06.04.2000
Тренер знаменитой спартаковской школы Анатолий Королёв воспитал немало будущих звезд. Он давно мог бы работать в команде мастеров, но предпочитает возиться с мальчишками.
– Итак, к вам приходит пацан. Вы сразу видите – это будущий Стрельцов, а этому дай Бог заиграть во втором эшелоне?
– Стрельцовых, наверное, любой тренер увидит. Жаль вот только, они давно не приходят. Поэтому полагаешься на свою интуицию, опыт. Обращаешь внимание на физические данные мальчишки – скорость, выносливость. Ну и смышленым он должен быть.
– А Егора Титова сразу рассмотрели?
– Не сразу. Обнаружил он себя где-то через два года: маленький, а такие вещи вытворял, что удивлялись. Было видно, что растет «звездочка». И самое главное, он парень сам по себе хороший: добрый, покладистый, но с мужским характером. Хотя потом, когда он во взрослый «Спартак» перешел, я слышал о Егоре: медленный, мол, неуклюжий – какой игрок? Я посмеивался, потому что точно знал: Титов будет играть. И играть здорово.
– А кто еще из известных игроков прошел через ваши руки?
– Мовсесьян, Головской, Джубанов, Мелешин, Буров Саша, Кочарыгин и еще много футболистов.
Расскажу я вам такой эпизод. В начале 90-х годов мы играли на турнире в Швейцарии, очень сильном по составу участников. Были собраны все команды – чемпионы своих стран. За «Манчестер Юнайтед» играли два брата Невилла, Ники Батт, Дэвид Бекхэм, Пол Скоулз. У меня играли Мовсесьян, Титов, Головской, Чижов – крепкая тоже команда. Мы англичан гоняли два тайма, они не знали, куда от нас деваться. Кто такие Бекхэм, Невилл, Скоулз, все знают – игроки сборной Англии. У нас, увы, звездой стал только Титов.
С той командой вообще связывались большие надежды – два раза выигрывали престижный турнир в Таиланде. Соревнования проводились в январе, но было невыносимо жарко, душно – 36 градусов в тени и огромная влажность. Когда мы победили, в посольстве сказали: «Вы не представляете, что вы сделали! Вы первые русские, которые вообще вышли в такую жару на улицу. Да к тому же еще и выиграли». Это я к тому, что команда у меня была с характером. Что для футбола значит не меньше, чем природный талант.
– Как вы считаете, в чем основная причина того, что тем же Бекхэму и Скоулзу удалось пробиться в звезды, а многие ваши воспитанники не «загорелись»?
– Видимо, мы теряем очень много ребят при их переходе из школы в команду мастеров. Конечно, есть и вина самих игроков – не все выдерживают испытание медными трубами. Но очень важно вовремя дать шанс парню проявить себя, не ломать его манеру игры, не «сушить» на скамейке запасных. В «Манчестере» все эти требования выдержали. А вот талантливому Саше Бурову шанса не дали. Получил травму, на его месте появились другие. Хотя в то время Ярцев на него очень рассчитывал и во всех интервью говорил, что это лучший персональщик. Сейчас Буров в первой лиге. Не заиграли в большом футболе Витя Гончаров, Сережа Федоренко, Миша Рекуц. Рекуц уже в дубле проявился, все думали, что растет новая звезда. Но «великого» из него не получилось.
Наша школа чем сильна? Традициями. Тренеры у нас свои, спартаковские. Одно время я трудился старшим тренером, а в подчинении у меня были Хусаинов, Нетто, Ильин... Звезды, живые легенды. Но с мальчишками возились от души, сопли им вытирать не стеснялись. Ну а по части знаний и говорить нечего, они столько важных мелочей могли ребятам передать, что многие работающие сейчас тренеры о них даже и понятия не имеют. И не только у нас в «Спартаке», но и в других клубах. Я не знаю, как может воспитать хорошего футболиста тренер, который сам никогда не играл в футбол. Вот Игорь Нетто всегда говорил: «Футбол – это не просто многоборье – это «миллионборье». Футболист должен уметь всё». Ведь недаром же немцы, создав идеальную модель конькобежца, модель пловца, так и не сумели сконструировать идеального футболиста. А попыток было много. За эталон брался блиставший в ту пору англичанин Херст.
– В Советском Союзе мальчишки были одержимы спортом, а сейчас появилось много других соблазнов. Труднее стало работать?
– Безусловно. Многое, если не все, зависит от семьи мальчишки. Я ввел для себя такое понятие, как «бермудский треугольник»: вершины его – школа, семья и футбольная школа. Если ребенок из этого треугольника выпадает, значит, жди беды. Плохо, если мальчишка остался наедине со своим свободным временем. Раньше он мог в кино пойти, мяч во дворе погонять. А сегодня куда податься? Это с виду нынешние пацаны повыше ростом, помощнее нашего поколения. А на самом деле большинство с букетом болячек, хиляки. Все ли они знают, что такое здоровое питание? Не секрет ведь, что кое-кто впроголодь живет. Откуда могут взяться богатыри? А для спорта здоровье – наиважнейшее требование.
– Вот мы все говорим «раньше, раньше». Значит, со временем мы отступаем?
– Ну как сказать... Разве была у нас десяток лет назад такая прекрасная амуниция, разве выезжали наши мальчишки каждый год на зарубежные турниры? Но вот, опять-таки раньше на детские тренировки часто приезжали игроки основного состава. Да и жили летом на базе в Тарасовке и мальчишки, и «звезды» вместе. У мастеров теперь другая жизнь. Мотаются со сбора на сбор, матчей много... Но если есть возможность, тренеры главного «Спартака» на наши игры приезжают. Егора-то Титова Романцев увидел в матче с ЦСКА. Он штуки четыре таких голов забил, что Романцев сказал: «Этот мальчик будет игроком».
О ком или о чем статья...
Королёв Анатолий Федосеевич