«Спорт-Экспресс», 11.01.1996
Матвеев из тех, кого принято называть любимцем публики. В Екатеринбурге многие ходили именно на него, и он, как и положено ведущему форварду, часто забивал важные голы и приносил «Уралмашу» очки. А покидал свой родной клуб Юрий трижды. И все прежние отъезды из Екатеринбурга лавров не принесли. В 90-м Матвеева позвал в «Зенит» Анатолий Коньков. Но питерцы начали сезон неудачно, и тренер быстро вернулся домой, на Украину, а Матвеев – в «Уралмаш». Через год его пригласили в «Торпедо», однако и там у него не получилось. Наконец, в конце 93-го нападающий отправился в турецкий «Анкарагюджю», но ко второму кругу чемпионата России-94 вновь вернулся в «Уралмаш».
Казалось, покидать екатеринбургскую команду Матвееву противопоказано. Но форвард решил в четвертый раз попытать счастья. И в нынешнее межсезонье перешел в ЦСКА. Матвеев уже успел забить гол в контрольном матче с «Ростсельмашем» и поселиться в двухкомнатной квартире, которую армейский клуб снял для него недалеко от метро «Октябрьское поле». Именно в этой квартире и состоялась наша беседа. Началась она, понятное дело, с вопроса о том, стоило ли вновь покидать «Уралмаш».
– Однозначно – стоило. И прежде всего как раз потому, что раньше ничего не получалось. Совсем не хочется, чтобы обо мне думали как о нападающем, способном хорошо играть только в одной команде. Я уже не раз доказывал, что могу забивать за «Уралмаш». Хотелось чего-то нового, ведь все новое интересно.
– Вас пригласили в ЦСКА. Как это произошло?
– В конце августа – начале сентября мне домой позвонил Тарханов и спросил, есть ли у меня желание попробоваться в его команде. Конкретного ответа я не дал – только предварительное согласие. Надо было подождать до конца сезона.
– У вас имелись еще какие-то варианты?
– С ЦСКА был самый стоящий, но время, как известно, все могло изменить. В моем случае не изменило. И после кубковой игры с московским «Локомотивом», которой «Уралмаш» заканчивал сезон, мы встретились с Тархановым и быстро договорились.
– И все-таки от добра добра не ищут. В Екатеринбурге вас, можно сказать, на руках носили. Неужели вы покидали команду с легким сердцем?
– Конечно, нет. «Уралмаш» – мой родной клуб, и многое меня с ним связывает. К тому же в Екатеринбурге живут мои родители, в общем, многое там остается. Но я не хочу остановиться в росте как игрок. Меня потянуло в команду выше классом, которая ставит перед собой большие задачи.
– Наверняка не одно это явилось причиной вашего перехода.
– Намекаете на условия? Действительно, здесь они лучше, чем в «Уралмаше». Но все же не только в этом дело. Я знал, куда иду. Мне многие говорили, что Тарханов – очень хороший специалист, у которого можно научиться многому. Тем более очень может быть, мне это пригодится в будущем. Ведь по окончании карьеры игрока я хотел бы попробовать стать тренером.
– Решение о переходе в ЦСКА обсуждалось на семейном совете?
– В семье я главный кормилец. Поэтому я просто сказал: «Едем в Москву». И точка.
– Из «Уралмаша» легко отпустили?
– У меня закончился контракт. Президент клуба Алексей Меньков предложил его продлить, но, узнав, что я уже все решил, просто пожелал успеха. Никаких препятствий мне чинить не стали. Впрочем, я не сомневался, что в «Уралмаше» с пониманием отнесутся к моему решению. Вообще у меня в клубе всегда и со всеми были хорошие отношения.
– Тогда что за история с вашей трудовой книжкой, которая вроде бы еще в Екатеринбурге?
– Это не мои проблемы. Я ее, если хотите знать, уже восемь лет в руках не держал.
– Кроме вас «Уралмаш» наверняка покинет еще один лидер команды – вратарь Валерий Городов. Похоже, екатеринбуржцам тяжело придется в новом сезоне.
– Ребята выдюжат и, уверен, не будут бороться за выживание. У них есть настоящий мужской характер. Именно характер позволил нам собраться на финише сезона и попасть в восьмерку, что почти наверняка позволит «Уралмашу», выступить в этом году в Кубке Интертото.
– Кстати, ЦСКА в прошлом чемпионате был шестым, а «Уралмаш» – восьмым. Невелика разница…
– Так ведь команды пришли к своим итоговым местам разными путями. «Уралмаш» в последних матчах одерживал победы исключительно за счет огромной воли и в итоге прыгнул выше головы. Восьмое место для команды – предел. А ЦСКА вполне мог занять место повыше, скажем, в четверку попасть. Так что разница есть, и довольно ощутимая. Прежде всего в игровом плане – футболисты в ЦСКА подобрались индивидуально сильные. Но с другой стороны, если отдельно взять бойцовские качества, то по этому показателю «Уралмаш», пожалуй, получше будет. Да, екатеринбуржцы в Кубке Интертото сыграют, но армейцы скорее всего в еврокубок попрестижнее попадут.
– Вы вроде бы с еврокубками не понаслышке знакомы. Так ведь?
– Да, в 91-м «Торпедо» в Кубке УЕФА играло. Причем сразу в двух розыгрышах. Весной – четвертьфинал против «Брондбю», а осенью – два круга уже нового турнира.
– В Москве вам жить тоже не впервой. Так что адаптироваться к столице уже не надо.
– Мне и тогда, в 91-м, это как-то не требовалось. Я жил около стадиона, дорогу до него знал отлично. Откуда автобус на базу в Мячково отъезжает, тоже знал. Больше меня ничто не интересовало. Культурно-массовые мероприятия не по моей части. Семейный я человек.
– Как вас приняли в ЦСКА?
– Отлично, никаких проблем нет. Здесь знают, что такое футбол? и чувствуют, что пришел не новичок из третьей лиги, а человек с опытом. Тем более я со многими ребятами был раньше знаком.
– Друзьями еще не обзавелись?
– За такое время по-настоящему подружиться невозможно.
– А неприязни с чьей-либо стороны не чувствуете? Все-таки вы в команде новый человек, стало быть, новый конкурент.
– Все идет нормально. И как может быть иначе, я просто не понимаю. Играет всегда тот, кто лучше готов на данный момент. Если Тарханов меня приглашай, значит, в ЦСКА есть проблемы в передней линии.
– Зато с подбором исполнителей, кажется, никаких проблем нет. Радимов, Карсаков, Лебедь, теперь вот Добровольский подъехал. Все это люди, умеющие нестандартно сыграть впереди и забить.
– Согласен. С такими партнерами играть – одно удовольствие.
– Но ведь при наличии стольких классных футболистов в ЦСКА вы запросто можете не пройти в состав. Неужели не боитесь этого?
– Побаиваюсь немного. Но если был бы трусом, в Москву не поехал бы. Я хочу доказать и себе, и другим, что готов играть на таком уровне. И считаю, пробиться в состав вполне реально.
– Что для этого нужно?
– Для форварда рецепт прост – забивать в каждой игре. Тогда цены ему не будет.
– Легко сказать. В Екатеринбурге вы были примой-форвардом, и на вас играла вся команда. А вот в ЦСКА это вряд ли возможно.
– Но распасовщики-то здесь какие! Когда «Ростсельмашу» забивал, мне Радимов так мяч выкатил – любо-дорого посмотреть. Так что все должно быть в порядке.
– Заметно, что вы тренируетесь в охотку.
– Потому что тренировки интересные. Много работы с мячом, постоянно надо двигаться и просчитывать следующее действие. Каждое упражнение заключает в себе определенную цель.
– Неужели совсем не тяжело?
– Есть одна проблема. Дело в том, что я впервые в своей жизни прохожу предсезонную подготовку в манеже. Воздуха здесь не хватает, поэтому трудновато. Успокаивает, что не одному мне. Даже ребята, которые постоянно тренируются зимой под крышей, | говорят, что им нелегко. I
– В Екатеринбурге вы готовились на снегу?
– Да. Но с другой стороны, зимой только в манеже можно по-настоящему повозиться с мячом. Технику на снегу не отработаешь.
– Сколько голов планируете забить в предстоящем сезоне?
– Чем больше – тем лучше. Конкретную цифру не загадываю.
– Вам уже 28. За границей не хочется поиграть?
– Можете не верить – совсем не хочется. Не вижу смысла. Чемпионат России, на мой взгляд, достаточно силен по своему уровню. Класс команд с каждым годом растет. Это раньше «Спартак» был на три головы выше остальных, теперь уже можно говорить о 6 – 7 клубах – лидерах российского футбола.
– Эталон форварда?
– Ван Бастен. Жаль, что он так рано вынужден был закончить. Феллер раньше очень нравился – постоянной зараженностью на гол. Сейчас в том же ключе играет Клинсманн, он даже еще более мобилен.
– Где вы провели отпуск?
– В Таиланде. Уехал немного отдохнуть после трудного сезона. Но и там умудрился встретить знакомых. Сразу четырех ребят из московского «Локомотива» – Овчинникова, Гарина, Харлачева и Косолапова. Последние дни отдыхали вместе. Разумеется, все были с женами.
– Зато сейчас вы один. Где супругу оставили?
– Она с детьми приедет позже. Если б вы знали, как мне ее не хватает. Приходишь домой – скучно, а если еще учесть, что готовить я не умею… Вот сосиски только что купил, а что с ними делать?..
С этой проблемой мы общими усилиями справились. После чего тема еды вдруг получила неожиданное продолжение.
– Знаете, какое мое любимое блюдо? – улыбнувшись, спросил Матвеев. – Пельмени по-уральски. В столовой на базе «Уралмаша» это знали, и часто мне их готовили. А здесь я про это никому не рассказал – самому неудобно как-то. Так что вы, пожалуйста, напишите. Может, на базе ЦСКА имеется рецепт приготовления пельменей? Вот было бы здорово.
О ком или о чем статья...
Матвеев Юрий Александрович