Войти

Александр Тарханов: «Я никогда бы не пошёл о ЦСКА к Виктору Мурашко»

«Футбольный курьер», 04.11.1994

Эпиграфом к беседе с главным тренером ЦСКА и одним из наставников национальной сборной Александром Тархановым вполне может служить фраза из книги одного из самых знаменитых театральных режиссёров 20 века Георгия Товстоногова Зеркало сцены: Нельзя держать в труппе режиссёра с задатками главного. Как только кто-то из молодых, выпустив премьерный спектакль, обращался ко мне с просьбой о новой постановке, я говорил ему: Тебе пора искать свой театр. Нетрудно было предположить, что,  оказавшись после развала Союза вместо Ташкента в Спартаке». Александр Тарханов рано или поздно будет искать для себя команду. Ибо задатки главного у него налицо. И всё же приход Тарханова в ЦСКА после первого круга стал в какой-то мере сенсацией. Ведь до этого на все предложения возглавить армейский клуб бывший капитан этой команды отвечал отказом.

– Что заставило вас изменить своё решение и принять переживающую не лучшие времена команду?

– Я никогда бы не пошёл в ЦСКА к Виктору Мурашко, но новому начальнику спортивного клуба армии подполковнику Александру Барановскому почему-то поверил, и он поверил в меня. Расставание со «Спартаком прошло достаточно спокойно – Олег Иванович Романцев был в курсе моих планов поработать самостоятельно и не стал чинить никаких препятствий.

– Вы расставались с армией со скандалом и с чувством обиды ушли в запас из рядов Вооружённых сил. Восстановили ливы своё звание и как вам служится сейчас?

– Новые звания сейчас мне, пожалуй, уже не нужны – работаю с ЦСКА в качестве вольнонаёмного. А что до конфликтов с тренерами и руководителями армейских команд, то при моём характере они были неизбежны. Я не скрывал своих жизненных принципов в бытность игроком и предпочитал говорить в открытую, невзирая на лица. Сейчас у меня вполне нормальные отношения со всеми, включая отчислившего вашего покорного слугу из ЦСКА Юрия Андреевича Морозова.

– Команду ЦСКА можно сравнить с героиней шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Вы уже третий наставник, призванный совладать с нею. С чего пришлось начинать?

– С бытовой дисциплины. У многих наших профессионалов не было ни малейшего представления о ней. И это при том, что параллельно нужно было решать множество других проблем: игровых, организационных, финансовых. Когда я пришёл в ЦСКА, то там не было единого коллектива. Мне пришлось вспомнить, как создавался он в Спартаке. Сейчас многие уже подзабыли, как бледно и невыразительно смотрелся трёхкратный чемпион России на старте самого первого турнира – весной 1992-го. Игроки, собранные в Тарасовку со всех концов бывшего Союза, держались очень обособленно. После тренировок каждый запирался в своей комнате, в лучшем случае формировались мини-компании по 2-3 человека. И только когда нам с Романцевым удалось как-то собирать их всех вместе в холле, родился коллектив, равного которому нет сейчас в России.

Надеюсь, нечто подобное будет и в нынешнем моём клубе. Очень показателен в этом плане разговор, состоявшийся после поражения в Будапеште. Ребята сами на нём настоят.

– В последнее время в армейском клубе существовала если не дедовщина, то, по меньшей мере, проблема отцов и детей. Игрокам разных поколений трудно было порой понять друг друга».

– Мы провели немало времени, беседуя с нашими ветеранами и игроками, которых принято относить к среднему поколению. Пытались вместе прийти к достаточно очевидному выводу – футбол состоит из фрагментов, и стоит в одном из них кому-то не заработать, как будет нарушен баланс. А начинается коллективная игра за рамками поля. Видимо, наши слова возымели действие – даже в проигранных встречах второго круга ЦСКА трудно было упрекнуть в отсутствии игры. Мы лишались столь необходимых нам очков, но ведь играли.

– Несмотря на сложное турнирное положение, вы пригласили, а точнее, вернули в команду двух ветеранов – Сергея Дмитриева и Михаила Колесникова. Чем был вызван такой шаг?

– Нельзя из-за травмы списывать футболиста в запас окончательно и бесповоротно. Да если бы не халатность медиков, Дмитриев уже в нынешнем сезоне мог бы нам помочь. У него же

громадный и, к великому сожалению, неиспользованный в полной степени потенциал. Работая в Спартаке, я видел громадное желание Колесникова работать. Так почему бы не дать ему шанс? Это не означает, что после выздоровления он однозначно получит место в основе. Будем работать вместе – только и всего. Однако возраст футболиста для меня не имеет никакого значения. Вот Брошин в свои 32 играет на хорошем уровне, и менять его нет никакого резона.

– Не станет ли яблоком раздора между вами и Романцевым Владислав Радимов? Ведь на пресс-конференции после матча с «Байерном» именно его вместе с Игорем Симутенковым назвал, отвечая на вопрос о недостающих «Спартаку» классных нападающих, главный тренер чемпионов России?

Но это вовсе не означает, что Радимову завтра же будет предложен контракт со «Спартаком». Если Романцев захочет пригласить кого-то из армейцев в свою команду, то, думаю, он прежде всего обратится ко мне.

– А сами вы не собираетесь вернуться в «Спартак», если Романцеву придётся сосредоточиться на работе со сборной?

– С самого начала предполагалось, что ему придётся совмещать две должности и прозвучавшее по телевидению предложение Колоскова стало, по крайней мере для меня, неожиданностью. До матча с Шотландией мне бы не хотелось комментировать эту ситуацию.

– Будет ли практиковаться укрепление ЦСКА под видом призыва спортсменов на действительную военную службу?

– Однозначно нет. Играть за наш клуб будут только те, кто решил связать с ним свою судьбу.

Что ж, любой режиссёр мечтает о постоянной труппе с ровным ансамблем и звёздами-премьерами. Такую новому наставнику придётся создавать в следующем сезоне. На финише нынешнего получилось далеко не всё. Случались и «спектакли, после которых зрители провожали свистом, и досадные осечки после смелых экспериментов, в ходе которых главные роли были доверены новым, порой неожиданным исполнителям. Однако в будущем труппа Александра Тарханова способна порадовать яркими премьерами и» внести оживление в достаточно унылую театральную, простите, футбольную жизнь. Талантливым актёрам и честолюбивому главному режиссёру вполне по силам подобная сверхзадача.

Барсов Сергей

О ком или о чем статья...

Тарханов Александр Фёдорович