Войти

Алексей Гринин: команда молодости нашей

«Красная звезда», 29.07.1987

Во время футбольных матчей на трибунах стадиона часто вижу этого пожилого, по-военному подтянутого человека – Алексея Григорьевича Гринина. Его имя в нашем футболе стоит в одном ряду с именами Всеволода Боброва. Григория Федотова… Капитан команды ЦДКА, легендарной «команды лейтенантов», как называли в первые послевоенные годы коллектив армейцев, и сегодня в строю, верно служит родному клубу, занимаясь подготовкой юных футболистов. Очень хотелось бы встретиться с А. Грининым на страницах « Красной звезды», почитать его воспоминания и суждения о футболе сегодняшнем.

Подполковник запаса В. Костюков.

После войны футбол стал популярен необычайно. На стадионы шла как на праздник – при орденах и медалях, кассы и ворота брали, что называется, с бою. Неудивительно, что в атмосфере всеобщего обожания и высоких требований к мастерству футболистов у нас появились и самородки – мастера и классные команды. Одна из них – ЦДКА, которую тренировал замечательный советский тренер Борис Андреевич Аркадьев, а капитаном был Алексей Гринин.

Алексей Григорьевич, по натуре человек строгий, немногословный, оживляется, когда речь заходит о послевоенном футболе, о дорогой сердцу команде.

– В чем видится вам, Алексей Григорьевич, причина, вернее, база успеха ЦДКА послевоенных лет, – задаю ему вопрос, наиболее часто встречающийся в письмах читателей «Красной звезды».

Гринин отвечает не сразу. Задумался, нахмурил брови:

– Наверное, в том, что все мы очень любили футбол, истосковались по настоящей игре за годы войны. Ни один из моих товарищей не мыслил себя без команды, без друзей, готов был сделать для них все. Это как в песне поется: «Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить…»

– Сегодня память о ЦДКА послевоенных лет окружена неким ореолом исключительности. Мол, подобрались в ее составе футболисты выдающегося дарования, от бога, как говорится, мастера, баловни спортивной судьбы. Но так ли это?

– Баловни судьбы? Как бы не так! Многие мои партнеры пришли к своей славе через немалые трудности. Суровые жизненные испытания закаляли нас, воспитывали настоящими патриотами своей Родины, своего клуба.

В ЦДКА послевоенных лет нам ничего не преподносили на блюдечке, однако был у нас хороший футбол, и все мы им гордимся. Секрет той серии побед? Так нет ведь никакого секрета. Да, талантливые были игроки, но блестящими футболистами их сделали воля, труд, высочайшая ответственность и требовательность к себе и на тренировках, и в играх.

Умная, технически безупречная игра Григория Ивановича Федотова объяснялась не какой-то удачливостью, а огромным трудолюбием на тренировках. Для него было правилом, чтобы после напряженного коллективного занятия он оставался на поле и отрабатывал свой «фирменный» удар с лета. Кто-то из нас набрасывал ему мяч, и Федотов бил подряд до 150 раз! Помнится, после одной такой тренировки только что принятый в команду Всеволод Бобров заметил Григорию Ивановичу:

– Любите мучить вратаря Никанорова. Все уже ушли, а вы…

– В нашем деле, – ответил Федотов, – без труда, без повторения ничего путного, дорогой Сева, не получится.

Справедливости ради замечу, что Бобров довольно быстро тоже привык тренироваться самостоятельно. Возьмет мяч, слегка подбрасывает его и в течение 15–20 минут бьет и бьет с обеих ног. А еще любил Бобров с кем-нибудь из партнеров отрабатывать удар головой.

Буквально все тогда в команде, продолжал свой рассказ Гринин, старались тренироваться в условиях, максимально приближенных к игровым. Скажем, пытались бить лишь с невыгодных позиций, из неудобных положений. Много времени уделяли упражнениям на специальную обработку мяча – после «свечи», переброса, приема его на грудь и т. п.

Вспомнил Гринин и о том, как В. Николаев на сборах в Сухуми ежедневно бегал по высоченной лестнице – двадцать раз до верхней точки и назад. Потом следовали триста подскоков на месте, причем двадцать последних в полную силу с имитацией удара головой по мячу. Не случайно этот невысокого роста футболист умел забивать и в падении, и в прыжке – то в высоком, то в стелющемся.

– Потому-то и стали ваши товарища футбольными «классиками», что хотели и умели трудиться. Одного таланта совсем недостаточно. А как обстояло дело с дисциплиной вне футбольного поля? Иной мояодой человек, наверное, скажет, что вам было легче, чем нынешнему поколению, – суровое послевоенное время, мало соблазнов нарушать спортивный режим. Словом, не то, что ныне…

– Конечно, людям жилось тогда нелегко. И футболисты не были исключением – обитатели бараков мечтали о комнате даже в густонаселенной «коммуналке». А вот по части соблазнов… Порой игрокам вне поля требовалось проявить силы воли не меньше, чем в самых трудно складывавшихся матчах. Что греха таить – и у нас в ЦДКА случалось порой то, что сейчас принято называть нарушением спортивного режима. Провинившийся попадал под беспощадный огонь критики со стороны товарищей. А какова была дальнейшая реакция провинившихся? Тренировались до седьмого пота.

– Команда армейцев в 1941–1951 годах дать раз выигрывала первенство страны, дважды была второй, три раза побеждала в розыгрыше Кубка СССР, причем в двух случаях этот успех пряходнл вместе со званием чемпиона. Поэтому у сегодняшнего молодого человека наверняка нет сомнения, что команда имела хорошую прессу. А каково сегодняшним игрокам ЦСКА, переживающим, прямо скажем, нелегкие времена – красивые победы, к примеру, в Киеве или Алма-Ате чередуются с неудачными выступлениями. Понятно, нередко газетные обзоры не обходятся без упоминания об армейцах, прячем и критического порядка. А тут еще не на высоте оказываются я иные арбитры, проводящие игры с участием ЦСКА.

– Да, в судейском корпусе не все ладно – уже около 30 арбитров допустили серьезные промахи, причем некоторые не в первый раз. Я уж не говорю о том, как некоторые судьи сквозь пальцы смотрят на отдельных футболистов, грубящих исподтишка или провоцирующих соперников на ответную грубость. В наши дни наблюдалась иная картина.

Сейчас, даже говорить об этом как-то неловко, арбитры нередко своими неправильными действиями влияют на исход матчей, при этом футбольная федерация подчас ограничивается применением полумер. Это ведет к повторным грубым нарушениям. Судья из Омска В. Кузнецов, к примеру, испортил матч первого круга «Зенит» – ЦСКА, назначив в ворота армейцев ничем не мотивированный пенальти. Его отстранили от судейства на… один месяц. Что ж тут удивляться, если этот же арбитр сорвал по существу встречу «Спартак» – «Днепр». Сегодня об этом много пишут и говорят, критикуют и судей этого матча, и людей, назначивших таких неквалифицированных судей на игру. Но вот что странно: вслед за этим инцидентом уже другой арбитр – С. Хусаинов из Москвы в матче ЦСКА – «Торпедо» не фиксирует взятие ворот армейцами, хотя все сидевшие на трибунах (и множество телезрителей) видели, что мяч приземлился за линией ворот и отскочил в поле. Потом он назначил штрафной удар вблизи ворот ЦСКА, завершившийся голом. А нарушения-то не было! Видеопленка в «Футбольном обозрении» еще больше убедила нас в этом. Странное дело: в печати, по телевидению о грубейших ошибках Хусаинова – ни слова, как будто ничего не произошло. А ведь команда ЦСКА лишилась с его «помощью» очень нужного ей очка, и кто знает, какую цену будут иметь судейские ошибки на финише чемпионата.

В то же время никто из журналистов не отметил, я бы сказал, коллективного благородства, проявленного футболистами ЦСКА в этих матчах. Армейцы мужественно, стоически восприняли несправедливость судей. Никаких внешних эмоций. А ведь как часто мы видим настоящие «митинги» на поле по поводу тех или иных решений судей!

Что касается критических стрел в адрес футболистов ЦДКА, то их, как ни странным может показаться, журналисты не щадили. Особенно доставалось, например, В. Боброву. Однако они на критику не обижались – старались отвечать на нее отличной игрой. Думаю, и сейчас это для футболистов главное. Конечно, несправедливость, в частности судей, не оставляет равнодушным. Но очень важно не поддаваться соблазну искать причины поражений в каких-то внешних факторах. Нужно глубоко осознать: всё в конечном счете зависит от самих футболистов, от их ответственности, от нацеленности на победу.

Кстати сказать, «лейтенантов» объединяла не только любовь к игре. Костяк кашей команды составляли игроки, связавшие свою судьбу с армейским футболом, армией еще до войны или в ее начале. А потом состав пополнялся естественным образом – за счет лучших игроков окружных армейских команд. Тогда, как считает А. Гринин, уровень футбола в Вооруженных силах был выше, чем сейчас. Не случайно в округах и группах войск считали за честь отдать своего питомца в главную армейскую команду.

– Ветеран по-хорошему завидует нынешним игрокам и тренерам ЦСКА – в его время не было ни специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва, ни еще одной команды столичных армейцев, выступающей во второй лиге. Так что есть откуда черпать резервы, где проверять футболистов, прежде чем включить их в основной состав. Но с другой стороны, богатое тыловое хозяйство не освобождает от селекционной работы, от поиска талантливых игроков в армейских командах других лиг. Такой уж стал современный футбол – своими силами при комплектовании основного состава никак не обойтись.

– Не могу в этой связи не упомянуть «Спартак», – говорил А. Гринин. – Десятилетиями его руководителя гордились тем, что спартаковцы пополняют свои ряды исключительно доморощенными резервами. Так оно и было! Но посмотрите на заявочный список московских спартаковцев, приведенный в футбольном справочнике. Откуда только не пришли нынешние игроки «Спартака»!

И последнее, о чем хотелось бы вспомнить.

Велика была роль в жизни команды партийной организации, которую возглавлял кавалер боевых орденов Ю. Нырков, будущий заслуженный мастер спорта, который ныне в звании генерал-майора находится на ответственной работе в Министерстве обороны СССР. Активно работала и комсомольская организация.

Во времена «команды лейтенантов» приходилось нередко слышать, что она везуча, удачлива. Но ее игроки видели свою удачу в том, что судьба свела их в команде, защищавшей спортивную честь Вооруженных Сил. Вот почему каждый из них, выходя на поле, целиком отдавался игре, никогда не представляя выступление за команду мастеров легким делом. Думаю, и сегодня молодым футболистам ЦСКА, наследникам своих знаменитых предшественников, стоит брать с них пример. Уверен, турнирное положение, в котором оказался коллектив, преодолимо. Надо только полностью проявить армейский характер.

О ком или о чем статья...

Гринин Алексей Григорьевич