«ТюменьМедиа», 15.05.2014
Об отце Викторе, дьяконе Всехсвятской церкви в Тюмени, мне рассказал мой коллега фотограф. Озадачил как-то, сообщив, что проиграл ему на тренировке по настольному теннису. Моё привычное представление о священнослужителях покачнулось, как Пизанская башня…
Любовь со второго взгляда
– Чего ты удивляешься? – поинтересовался Киселёв. – Он же спортсмен. В юности, молодости он в футбол играл, и неплохо!
Тогда решила для себя как-нибудь пообщаться с отцом Виктором. И вот случай представился. В погожий майский день мы явились по указанному адресу, на улицу Комсомольскую. Первое впечатление: попали на экскурсию. Согласитесь, не каждый день бываешь в «памятнике деревянного зодчества», которому уже перевалило далеко за сто лет. В этом доме Виктор Васильевич родился, вырос и живёт по сей день. Со времён детства, признаётся, здесь мало что изменилось.
– Видите, какие у нас печки старинные? Вряд ли где ещё такие встретите. Они действующие, – заверил хозяин дома. – Прежде у печки самовар стоял. А там – курятник был. Цыплят за загородкой держали.
– Надо же! Я и не знала, – всплеснула руками матушка Людмила. С «подругой жизни», как ласково называет её Виктор Васильевич, они вместе без малого сорок лет. Годовщину свадьбы супруги отметят в августе.
– Как мы познакомились? – на пару секунд задумалась над вопросом Людмила Степановна. – Помню, на 1 января оказались с ним в совсем незнакомой мне компании, куда привела подруга. Виктор Васильевич сразу же приметил меня и шепнул своему соседу по столу: «Она будет моей!» (это уже потом узнала). За вечер он несколько раз приглашал на танец. Отказывалась. Не нравился мне этот молодой человек: замкнутый, немногословный… Новогодний вечер прошёл весело. Но не для всех. Несостоявшийся кавалер допытывался у моей подруги: «Почему эта девушка мне отказывает?» На что она ответила: «Спросите у неё сами». Не подошёл, не спросил. Так и разошлись.
Но это был лишь пролог трогательной и романтичной истории. Они случаются не только в фильмах, но и в обычной жизни…
– На старый Новый год я пришла к той же подруге, чтобы пригласить её в кино, – вспоминала Людмила Степановна. – А она возразила: «Пойдём лучше к Гордеевым». И мы пришли в этот дом. Тогда я посмотрела на Витю другими глазами. Увидела, какой он обаятельный, ненавязчиво обходительный, деликатный. Весь вечер мы общались. Потом он назначил мне свидание. Стали встречаться. Гуляли по городу. Витя приглашал меня в ресторан пообедать. Я, детдомовская девчонка, не знала даже, как правильно вилку держать… Он меня всем этим тонкостям учил. Рассказывал о своих родителях, о футболе, водил на матчи. Через полгода Витя сделал мне предложение. Согласилась… Всякое в жизни бывало: и радость, и слёзы. Главное в семье – умение уступать, слушать и слышать. Отец Валерий Суслин советовал: «Идите, как два духовных калеки, поддерживая друг друга». Вдумайтесь, какие правильные слова!
Первое чудо
Матушка Людмила оказалась отличной собеседницей. А уж рассказчица – каких поискать. Разговор поддержит на любую тему: кино и спорт, живопись и литература… «Сам её заслушиваюсь», – улыбается отец Виктор.
– Я всегда общительной была, – призналась матушка. – Легко нахожу общий язык с людьми. Откуда это? Из книг, наверное. Читать я начала с третьего класса. Девочки ложились спать, а я бралась за книжку. Любила повести и романы Мопассана, Бальзака, Гюго… Когда пришла к Богу, мирская литература перестала интересовать. Сейчас другие приоритеты.
– Красноярский детский дом мне многое дал: нас воспитывали трудом. Приходилось сено заготавливать, дрова пилить, – вспоминала. – После детдома меня направили в интернат, где окончила восемь классов. Затем поступила в техникум, получила специальность «бухгалтер».
– А в Тюмень вы как попали? – поинтересовалась.
– Случайно, можно сказать. Увидела на весах название города, туда и решила поехать. В Тюмени не задержалась. Меня направили в Ярковский район, в деревню Артамоново. Такая глушь! Мне было очень грустно и тоскливо… Заботливые женщины жениха мне присмотрели, тракториста. Но… моя коллега вопреки существующим правилам (обязательно отработать три года по направлению!) отдала мне диплом. «Ты девочка умная, дорогу в жизни пробьёшь сама», – напутствовала. Я взяла диплом, деньги, что успела заработать, – и в Тюмень. Оттуда, думала, вернусь к сестре, в Красноярск. Пришла на вокзал – нет билетов. Так и осталась здесь. Деньги быстро закончились. В квартире мне отказали… От голода и отчаяния зашла в пельменную и украла два кусочка хлеба. Это был переломный момент. Надо было что-то делать, менять в своей жизни. Я пошла в храм…
– Некрещёная, не знавшая ни одной молитвы, я пришла в Знаменский собор, – рассказывала. – В то время не принято было открыто верить. Меня попытались остановить: «Девушка, чего вы сюда пришли? Мы вас по телевизору покажем!» «Показывайте!» – отмахнулась. Подошла к иконе Божьей Матери – и попросила помочь с пропиской. Иначе на работу не возьмут. На следующий день пошла устраиваться в баню, на Ленина. Думала, вдруг там без этой самой прописки можно будет бельё постирать, полы помыть? Работавший там мужчина средних лет поинтересовался: «Девушка, у вас неприятности?» Разобравшись, что к чему, попросил принести диплом и паспорт. Прописал меня в доме какого-то милиционера. Это было первое чудо!
Второе чудо случилось, когда я уже была замужем за Виктором. Сильно заболела свекровь. После операции она оказалась на грани жизни и смерти. Снова, уже крещёная, я пришла к той же иконе. И Божья Матерь помогла вновь. Свекровь тоже пришла к Богу. Поначалу она ворчала: «Зачем детей в храм таскаешь? Так не должно быть!» Я не спорила, не ругалась, просто ненавязчиво знакомила её с традициями православия…
– Людмила и меня в веру вовлекла, за что ей бесконечно благодарен, – заверил Виктор Васильевич. – Через неё Господь даровал мне общение с удивительными людьми, такими как отец Валерий Суслин и его духовный наставник отец Николай. Ни тот, ни другой меня в церковь не тянули. Изменить свою судьбу решил самостоятельно, когда начал осознавать, что ничего в этом мире не бывает случайного…
Со спортивной стези на духовную
– Религией моих родителей была работа, которой они и жили. Меня, можно сказать, воспитывала улица. Всё свободное время проводил с мальчишками во дворе, летом гоняли мяч, зимой – шайбу… – улыбался детским воспоминаниям собеседник. – Нравились мне подвижные игры. Любимым школьным предметом была физкультура. Получал одни пятёрки. А вот по остальным – четвёрки да тройки… Не очень-то я оказался приспособлен к тому, чтобы зубрить что-либо. В классе я был самым худеньким, маленьким и… самым спортивным.
В тринадцать лет Виктор всерьёз увлёкся футболом. Любовь к этому виду спорта привил отец. Он часто брал сына на матчи. Сначала Виктор Гордеев играл во Дворце пионеров. Занятия там вёл известный тренер Аркадий Киселёв. Многих тюменских мальчишек он увлёк футболом. Несколько лет спустя Аркадий Игнатьевич, на тот момент второй тренер «Нефтяника», пригласил нападающего юношеской сборной Гордеева в команду мастеров.
– Увы, как форвард тренерских надежд я не оправдывал, – вздохнул он. – От сезона к сезону мяч в ворота влетал всё реже, и мне частенько приходилось отсиживаться на скамейке запасных. Были опасения, что вообще из команды отчислят… Но мне удалось-таки утвердиться в основном составе, после того, как стал играть на месте левого защитника.
Самым успешным для Виктора Гордеева стал сезон 1970 года. По его итогам он был признан лучшим игроком и вошёл в десятку сильнейших спортсменов области.
– Сезон-70 оказался успешным и для самого «Нефтяника», – отметил Виктор Васильевич. – Команда, выступая в третьей зоне класса «Б», заняла второе место.
– Куда после школы пошли учиться?
– Сначала в Тюменский машиностроительный техникум, затем – в Свердловский институт народного хозяйства. Но по специальности не работал. Пошёл по спортивной стезе. Был директором, тренером в детско-юношеской спортивной школе «Прибой». Там проработал восемнадцать лет. Затем свернул на другую стезю – духовную. Было время, я даже смеялся, когда матушка Людмила крестилась. А потом сам проникся верой… Господь так устроил.
– Людмила работала в магазине «Золотой ключик», там торты продавали. Однажды в магазин священник зашёл, – рассказывал отец Виктор. – Слово за слово, так и подружились. Людмила к нам в гости его пригласила. Помню, вернулся домой, а около печки сидит батюшка, с женой беседует. «Ну вот, – подумал, – теперь и попа в дом привела. Сейчас станут меня в церковь тащить…» Не стали. Отец Валерий поговорил со мной о разных житейских вещах. Захотелось встретиться и пообщаться с ним снова. После этих бесед мир открылся для меня с другой стороны.
– Отец Валерий приходил к нам во время Великого поста почти каждый день, рассказывал о жизни святых, о том, как сам пришел к вере… – добавила матушка Людмила. – В конце поста Витя причастился, и я почувствовала: у него в душе роза распустилась. Батюшка сказал мужу: «Я тебя благословляю быть дьяконом. Но прежде ты должен съездить к отцу Николаю Гурьянову (он жил на острове Залит на Псковском озере)». Витя противился, но проигнорировать благословение батюшки не решился. Приехали к старцу. Виктор объяснил, зачем пожаловали, а сам боялся, что отец Николай скажет: «Да, ты будешь дьяконом». И тогда придется им стать. А он не готов еще к этому.
– Кем ты работаешь? – спросил отец Николай.
– Тренером по футболу.
– Нравится?
– Нравится, батюшка, нравится!
– Вот и работай себе…
– У меня словно гора с плеч, – признался Виктор Васильевич. – Как старец сказал, так я и сделал. Два года ещё пробыл тренером. Но в храм продолжал ходить, помогал, пел на клиросе. Постепенно приобщился к церковной службе.
– Спустя два года отец Виктор снова поехал к старцу на остров – попросил благословения на дьяконство со служением в церкви Всех Святых, – сказала Людмила Степановна. – Уже 20 лет отец Виктор там служит… В этом же храме мы венчались.
Тихие семейные радости
– Сыновей своих, наверное, в строгости воспитывали? – спросила у матушки.
– Да, – ответила. – Мы соблюдали все посты: объясняла ребятам, зачем и почему делать нужно так, а не иначе. Выучили Закон Божий (детский). У меня была особая тетрадочка: записывала, кто и как ответил. Ставила оценки за знания Закона, поведение дома, учитывала и успеваемость в школе. Кто выходил на первое место, получал подарок. Тот, о котором мечтал (различные машинки, трансформеры и конструкторы…). Конечно, без призов никто из моих мальчишек не оставался…
Я могла их увлечь, заинтересовать. Научила собирать грибы, ягоды, червячков на крючок насаживать на рыбалке! У нас во дворе всегда мальчишки соседские собирались: в настольный теннис, футбол играли. Скучно никогда не было! Мои ребята ходили в храм, помогали в алтаре, были пономарями. Все трое исповедовались и причащались!
– По духовной стезе кто-нибудь из них пошёл?
– Старший, Алексей, решил не поступать в семинарию. Что поделаешь? Не захотел – и ладно. Сейчас работает в компьютерной фирме. Главное – воспитать детей не батюшками, а хорошими людьми. Чтобы они не делали зла ближнему своему, не крали…
Средний сын, Олег, был таким сорванцом и хулиганом! Переживала: кем он станет в жизни? Всё разрешилось: Олег окончил духовную семинарию. Служил дьяконом в Нижневартовске. Теперь он священник в храме Рождества Христова.
Младший, Николай, окончил духовное училище, тоже собирался поступать в семинарию. Но… передумал. Получил высшее образование. Отучился на факультете религиоведения в Тюменском нефтегазовом университете – и сейчас ищет себя в жизни.
– Дети выросли. Как сейчас вечера семейные проводите?
– Иногда с внучкой их провожу. А так с Витей общаемся, играем в шашки, уголки. Если погода хорошая, гуляем. Бывает, у телевизора вечер проходит. Я люблю смотреть старые советские фильмы. Они несут добро и чистоту! Витя предпочитает спортивные передачи. К спорту он по-прежнему неравнодушен. В свободное время любит сыграть партию-другую в настольный теннис.
– Я человек азартный. Мне нравится эта тактическая игра. Пытаешься просчитать следующий ход соперника, чтобы обойти его! Меня так воспитывали: нужно стремиться к победе, а иначе зачем вообще играть? Эти тренировки помогают держать себя в хорошей физической форме, выплеснуть эмоции.
По воскресеньям отец Виктор ведёт занятия для взрослых в школе при храме. Всякий раз собирается около 20 человек.
– Мы никого туда не зазываем, – уверяет. – Люди приходят, значит, у них есть потребность в духовном общении. Наша миссия – помочь им найти путь к Богу, обрести веру.
В 1970-м Виктор Гордеев был признан лучшим футболистом года и вошёл в десятку сильнейших спортсменов области. С 1993 года отец Виктор служит дьяконом во Всехсвятской церкви.
О ком или о чем статья...
Гордеев Виктор Васильевич