Войти

Сергей Чеснакас: «Меня называли охотником за голами»

«Самарское обозрение», 20.02.2006

Спортивная карьера Сергея Чеснакаса сложилась более чем удачно. В Самаре любили этого незаурядного футболиста, в Тольятти буквально носили на руках. Тем не менее сам игрок считает, что совершил несколько ошибок.

– Карьеру игрока вы закончили в 1998 году. Где нашли себя в послефутбольной жизни?

– Почему в послефутбольной? Я не представляю себя вне этой игры. Пробовал заняться бизнесом, но ничего хорошего из этой затеи не вышло. Жалею, что три года потерял. В данный момент тренирую детскую команду «Крылья-93». Два года назад вместе с родителями ребят, которые сами когда-то играли, мы организовали свой клуб, открыли счет в банке. Раньше занимались на стареньком поле стадиона «Крылья Советов», что рядом с Дворцом спорта, но не нашли общего языка с директором школы Александром Пилецким и вынуждены были уйти. Сейчас тренировки у нас проходят на Красной Глинке, на стадионе «Энергия», где за аренду зала и поля с нас не берут ни копейки.

– Какими успехами могут похвастаться ваши подопечные?

– Когда я только принял команду, мальчишки были довольно слабенькие, на матчах детской футбольной лиги и 0:6, и больше «горели». В прошлом году мы заняли 1-е место в чемпионате города, выиграв 22 игры из 24 с крупным счетом и забивая в среднем по 5 мячей за игру, Прогресс просто колоссальный, я сам удивляюсь, как сильно ребята прибавили.

– Есть перспективные мальчишки в команде?

– Безусловно, и немало. Нас хочет взять под свое крыло самарский «ЮНИТ», ЦСК ВВС приглашает, но пока ничего конкретного я не услышал – так, одни разговоры. На турниры мы ездим за свой счет, с финансами проблем нет. Каждый год 4 раза выезжаем и еще ни разу без медалей не возвращались, правда, первенствуют всегда хозяева. Что касается перспектив… Трудно сказать, поскольку ребят начали уже «растаскивать». Например, тренеры школы Коноплева буквально украли нашего капитана Никиту Галкина. Попросили просмотреть парня на три месяца, если понравится, обещали заплатить за него, но с тех пор от них ни слуху ни духу, на звонки не отвечают. А парень вошел в символическую сборную на турнире в Москве. Понятно, что они его бесплатно никому не отдадут. В пору контракты с родителями заключать.

– Королев уехал сдавать экзамены в ВШТ. Не хотите последовать его примеру?

– Да, я планирую в ближайшее время поступить в Высшую школу тренеров, сначала даже хотел поехать вместе с Володей. Кстати, я мог получить диплом ВШТ еще в середине 1990-х. В 1993 году «Лада» вышла в высшую лигу, а я собирался закончить карьеру игрока и учиться в Москве на тренера, но главный тренер команды Владимир Евсюков и начальник команды отговорили меня, мотивируя это тем, что никаких документов мне не нужно, я сделал себе имя, получил высшее образование и могу остаться в команде тренером. На самом деле, как мне потом рассказали, Евсюков боялся конкуренции, боялся, что я займу его место. Этот человек меня очень сильно обидел, и я до сих пор не могу простить ему этого. А из «Лады я ушел так. В 1994 году Гармашов и Евсюков отчислили почти всех игроков, кроме меня и еще троих. Меня они выгнать не могли, все-таки лучший бомбардир команды. В переходных играх я получил травму колена и не поехал на первый сбор, а в списке футболистов, уезжавших на второй сбор на Кипр, я своей фамилии не обнаружил. Никто мне ничего не объяснил, тренеров в городе не было.

– Из Тольятти вы отправились в Саранск.

– Да, туда меня позвал Королев. Но через некоторое время стали звонить из Тольятти, просили вернуться. Команда проигрывала, болельщики требовали Чеснакаса. Тогда на команду завод выделил 3 миллиарда рублей. Клуб в те времена был очень богатый. Я удивляюсь, как Гармашов умудрился растранжирить такие деньги! Каждому новичку дали по квартире и машине. Я, естественно, тоже попросил, тем более что мне давно обещали трехкомнатную, но так и не выделили. Мне говорили, мол, ты начни играть, а там посмотрим.

Я, в свою очередь, возмутился, к тому же потребовал вернуть в город некоторых ребят, которых отчислили. Да, я пошел на принцип и, честно говоря, жалею, что не согласился вернуться. А на матче со «Спартаком» произошел один из самых приятных эпизодов в моей карьере. Я сидел на трибуне, когда болельщики подошли и подняли меня на руки, покачали и понесли вниз, к полю. Спартаковцы смотрели на трибуны и не могли понять, кого же там несут. Люди относились очень тепло, своими глазами видел, как мальчишки во дворах играли в футбол и кричали «Я – Чеснакас!» Болельщики постоянно скандировали на играх мою фамилию. В Тольятти меня называли охотником за голами. Было очень приятно, хотя осадок остался от того, что в Тольятти для меня так и не организовали прощальный матч. Я думаю, что это было связано с моими не самыми лучшими отношениями с Гармашовым.

– Как начиналась ваша карьера в «Крыльях»?

– Я попал в дубль в 16 лет. Свою первую зарплату как сейчас помню – 65 рублей, а в первой команде платили 135 – больше, чем зарабатывали мои родители. Команду сильно лихорадило, но меня не выпускали, хотя я в первом же своем сезоне забил 10 голов, выступая за дублирующий состав. Эдуард Малофеев приглашал к себе в минское «Динамо», но меня, естественно, не отпустили.

– Это был единственный шанс испытать себя в условиях высшей лиги?

– Зелькявичюс приглашал в «Жальгирис», но уже я сам отказался, о чем сильно жалею.

– Почему же не приняли предложение?

– Как я мог уехать из любимых «Крыльев»?! Остался, а команда в том сезоне вылетела из первой лиги. Значит, не судьба.

– Первый матч свой помните?

– Да, я вышел на замену в Харькове против «Металлиста» при счете 0:1 и сразу забил гол. Еще попал в штангу, а мог бы забить победный гол. На поле была ужасная грязь, мяч все время застревал в ней. Ту игру мы проиграли 1:2.

– Почему, вновь приехав в Самару в 1988-м, через полтора года вернулись в тольяттинское «Торпедо»?

– Тогдашний наставник команды Виктор Антихович затаил на меня и на других футболистов обиду, потому что мы отказывались участвовать в договорных играх, из-за которых и убрали Лукашенко. В начале 1989 года Антихович начал избавляться от неугодных ему игроков, например от Славы Попова. Чуть позже пришлось уехать и мне. Кстати, с Антиховичем мы помирились спустя 10 лет, простили друг другу старые обиды.

– Поддерживаете форму в играх за ветеранов?

– Желание подвигаться огромное, а вот времени не хватает, постоянно занят со своими мальчишками. Недавно сыграл за ветеранскую команду «Единство» на первенстве города, удивился своей неплохой форме, хотя за зиму в первый раз на поле вышел.

Попов Андрей

О ком или о чем статья...

Чеснакас Сергей Петрасович