«Время и деньги», 02.11.2000
37-летний форвард нижнекамского «Нефтехимика» Рустям Фахрутдинов, по прозвищу Рыжий, давно превратился в легенду татарского футбола. Его принцип забивать всегда, забивать везде и точка. Лучший бомбардир в истории «Нефтехимика» и в нынешнем сезоне больше всех 20 голов.
– Не надоело еще мячик гонять, уважаемый? Небось, уже лет 20 играешь?
– В точку попал – именно в 1980 году взял меня наставник зеленодольского «Авангарда» Геннадий Нудельман к себе в команду, с тех пор и играю. И знаешь, пока не надоело, годик, думаю, еще поиграю, а там видно будет. Главное, не сколько тебе лет, а как ты себя чувствуешь, мне здоровья хватит, с режимом никогда проблем не было, почему бы не продолжить карьеру. Вон, посмотри на Сергея Наталушко, ему 40 уже стукнуло, весь седой, многие ребята из команды ему в сыновья годятся, а он ничем не хуже, даже лучше молодых, жаль, что уже ушел из «Нефтехимика». Так что, я не против еще один сезон отыграть в Нижнекамске, мой контракт с клубом заканчивается в этом году, и если предложат новый, то обязательно соглашусь.
– Это твое второе пришествие в «Нефтехимик», откуда несколько лет назад ушел в «Носту». Но по всем показателям получается, что именно здесь ты играли лучше, больше всех забивал и уже стал лучшим бомбардиром в истории «Нефтехимика». Согласен?
– Наверное, так оно и есть. Здесь, в «Нефтехимике», великолепная организация футбольного хозяйства, высокопрофессиональная клубная структура, если президент клуба Наиль Гизатуллин принимает на себя какие-либо обязательства, то обязательно держит слово, далеко не случайно его считают одним из самых авторитетных руководителей российского футбола. Нурменин – член исполкома РФС. Да и в целом отношение к футболу в городе очень благожелательное и дружны и мэр Нижнекамска Ильсур Метшин и генеральный директор АО «Нижнекамскнефтехим» Владимир Бусыгин обычно не пропускают домашних матчей «Нефтехимика». Как тут не играть, когда никаких забот у команды нет.
– Нечасто такое встречается?
– Конечно, кое-где с игроками обращаются просто по-свински, обманывают. Если в «КамАЗе» со мной, да и со многими другими ребятами поступили некрасиво, почему я должен с теплотой вспоминать об этой команде. Конечно, в Челнах они любят свою команду, но почему-то враждебно настроены по отношению к «Рубину» и «Нефтехимику», в прошлом году там забросали камнями автобус с казанскими болельщиками и журналистами (свидетельствую: половинка силикатного кирпича влетела в салон «Икаруса» перед моим носом. – Прим. С. Г.), а в этом году в Челнах разбили стекла автобусу хоккейного «Нефтехимика»! Куда это годится, что, разве враги какие-нибудь приезжают в гости к «КамАЗу». А какая же память осталась у меня от «Крыльев Советов», чей наставник Александр Аверьянов привезя в Самару народ с Кавказа посчитал меня возрастным и освободил. В Тольятти же, где я провел минувший сезон, главный тренер «Лады» Александр Гармашов не только безукоризненно проследил за тщательным выполнением всех условий контракта, но и организовал даже своеобразную церемонию проводов, поблагодарив за игру, – разве такая забота и уважение забываются?
– Голы свои считаешь?
– А зачем? Мое дело забивать, а считают пусть статистики. Одно я хорошо помню: мой рекорд результативности игрока, выходившего на замену. 7 голов я забил таким образом в «Крыльях Советов» и «КамАЗе», играл в высшей лиге, не побит до сих пор. Я ведь не ставлю перед собой конкретной задачи забить, скажем, 20 голов в чемпионате, как получилось в этом году. Просто выхожу и играю каждый матч, как решающий – забил хорошо, промахнулся, значит, попаду в другой раз. Немаловажное значение имеют и партнеры когда рядом такие мастера как Сергей Наталушко, Михаил Тюфяков, играть веселее и проще.
– Вся твоя богатая футбольная биография связана с Волжско-Камским регионом: Зеленодольск, Йошкар-Ола, Самара, Тольятти, Набережные Челны, Новотроицк, Нижнекамск. А где же Казань, неужели не было желание сыграть за «Рубин»?
– Почему это не было, было, но не получилось. В 1986 году брали меня в Казань на просмотр. Дмитрич подсобил, то есть Александр Афонин, он и сейчас в «Рубине» работает и на 60-летие ребята недавно скинулись и подарили новую машину, дай бог ему здоровья, и дальше работать. Так вот не глянулся я тогда наставнику «Рубина» Михайлову, не судьба значит. Хотя если Виктор Антихович пригласит в Казань, то с удовольствием приму его приглашение.
– Глядя как ты буквально прожил на футбольном поле, всегда удивляюсь, что вне футбольного поля ты человек хоть и азартный, но спокойный.
– Игра игрой, но за пределами поля жизнь совсем другая. Как и сами поля – таких идеальных газонов, как нынче в Казани в России можно по пальцам пересчитать. Играть на таком ровном поле и приятно и удобно, да и травму на ровном месте не получишь. А как вспомнишь какой-нибудь курганский «огород», в нашей уральской зоне нормальных газонов раз-два и обчелся, так вздрогнешь. У нас уж на базе «Нефтехимика» приличное поле сделали, инфраструктура «Нефтехимика» постоянно улучшается. Вот выйдем в первый дивизион снова встретимся с казанцами, дружба дружбой, а очки врозь. Поэтому на мой взгляд, перспективы «Нефтехимика» очень хорошие и долгоидущие.
О ком или о чем статья...
Фахрутдинов Рустям Гусманович