«Телесемь», 28.11.2002
Футбольный сезон завершен. Наступила пора переходов. «Зенит», «Динамо», «Ротор» – это далеко не все клубы, руководители которых еще в прошлом году открыто заявляли о желании приобрести Андрея Тихонова. «Тихонов навсегда» – такой плакат держали на трибунах в этом сезоне спартаковские болельщики, тайно надеясь на возвращение в команду их кумира. Из ныне играющих российских футболистов, пожалуй, ни один не может претендовать на звание «играющей легенды». Тихонов, который пока не собирается заканчивать карьеру, уже легенда и непререкаемый авторитет для партнеров, соперников, болельщиков и даже судей.
Стопроцентная самоотдача
К концу прошедшего сезона Тихонов заиграл еще лучше, чем год назад. В последнем матче с «Зенитом» Андрей носился все 90 минут как заведенный, отдавал точные передачи и опасно бил по воротам. В свои 32 года он был лучшим на поле, подтверждая тот факт, что планка футбольного возраста в мировом футболе отодвигается все дальше. А недавно Тихонов продлил контракт с «Крыльями» еще на 2 года. В конце сезона мы решили поговорить с Андреем о футболе как о профессии и образе жизни.
– Андрей, если бы вы не стали футболистом, то кем бы стали?
– С самого детства я играл в футбол и хотел быть только футболистом. Хотя занимался еще легкой атлетикой и хоккеем с мячом. В любом случае стал бы спортсменом.
– Что бы вы могли сказать о футболе как большом спорте? Является ли он более опасным для здоровья, чем просто игра в свободное время?
– Я не думаю, что большой футбол вреден больше, чем, например, работа сварщика или слесаря, которые вдыхают пары, или работа людей где-нибудь на фабрике. Я понимаю, что органы стареют быстрее, потому что нагрузка больше. Ну а что делать? Люди зарабатывают деньги за это, причем за свою любимую работу.
– Не мешает большой спорт развиваться интеллектуально?
– Да нет, можно же и помимо футбола чем-то заниматься. Только вот сейчас Максим Бузникин (игрок «Локомотива». – Прим. К. Ф.) начал сниматься, выпустил свой диск, и это его отвлекло. Наверное, поэтому он и не попадает в состав. То есть, если человек занимается своей работой, он должен отдаваться ей полностью. А попутно можно заниматься тем, что не отвлекает, языки учить, например.
– То есть, можно сказать, что любая высокооплачиваемая работа требует полной самоотдачи?
– Да, самоотдачи на 100%. Иначе, если начнешь отвлекаться, то потеряешься.
Судью к телевизору!
– Что вас до сих пор восхищает и возмущает в футболе?
– Восхищает всегда игра личностей. Таких, как Зидан, Фигу. То, что Зидан делает с мячом – это не может не восхищать. А не нравится то, что мы все делаем одно и то же дело, но некоторые ведут себя совсем не по-спортивному, и это осложняет жизнь другим футболистам, вызывает серьезные травмы. Играть нужно по-честному.
– Будь ваша воля, что бы вы изменили в футбольных правилах?
– Правила складываются годами, не нам их менять. Постоянно что-то новое вводится. Например, в Европе сейчас у главного судьи под рукавом есть устройство, подающее сигналы от бокового арбитра. Лайнсмен имеет передатчик в своем флажке и сигнализирует главному судье о положении «вне игры». У наших пока такого нет. А вообще, думаю, что в футболе должны ввести мониторы, как в хоккее, на которых можно сразу просматривать, было ли положение «вне игры».
Работа для зрителей
– Что для вас футбол? Бизнес, работа, игра, искусство?
– Если скажу, что игра, то играть можно для себя, выйти и поиграть в свое удовольствие. В первую очередь футбол – это работа. На втором месте – игра.
– Есть в нем элемент искусства?
– Конечно. Когда артист в кино или театре выходит на сцену, он хочет показать себя так, чтобы зрители запомнили его с лучшей стороны, так и футболисты хотят показать товар лицом, с лучшей стороны.
– Кстати, про товар. Многим коробит слух футбольный жаргон: «купить», «продать» игрока. Рабство какое-то получается. Бывают случаи, когда действительно игрока покупали или продавали помимо его воли?
– Вообще-то я не слышал такого, чтобы насильно отдали и отвезли. Я знаю, что были такие попытки, но не слышал, чтобы они заканчивались успехом. Другое дело, когда игрок не проходит в основной состав и ему предлагают перейти в другую команду, где он будет получать больше. Все зависит от футболиста – и от его желания. И от президента, конечно – от того, как ведет себя руководство.
– Футбол – это игра для себя, для руководства или болельщиков?
– В первую очередь, конечно, для болельщиков. Если бы мы играли при пустых трибунах, для чего тогда играть, для галочки в газете?
Певцы нам не указ!
– Полтора года назад вы еще не имели квартиры в Самаре. Можно сказать, что сейчас вы пустили здесь корни?
– Я пустил корни на базе. Так что все нормально. В семье родился маленький ребенок, и семья живет дома в Москве. Ребенку 4 месяца. И первому только 3 года. Возить их тяжело – мотаться по гостиницам. А так я регулярно бываю дома по два дня в неделю.
– Значит, для вас поездки команды в Москву являются отдушиной?
– Да, тогда, конечно, больше времени пообщаться с семьей.
– Когда дома собираетесь вместе, отдыхаете, что любите смотреть по телевизору?
– Такое время сейчас, что смотрим фильмы редко, хотя любим, комедии, например.
– Футбол вместе смотрите?
– Футбол жена смотрит, только когда я играю, а так, чтобы сесть смотреть другой матч – она не будет тратить на это время.
– Сейчас многие спортсмены приглашаются работать на телевидение. Представляете себя в роли какого-нибудь телеведущего?
– Если честно, даже не думал об этом.
– А в качестве комментатора футбольных матчей?
– Комментировать, когда ты сидишь за кадром и тебя не видно – другое дело. Вообще-то во время последнего чемпионата мира я был на передаче, где в перерыве нужно было и в кадре комментировать. Вполне нормально. Я играю в футбол уже 10 лет и могу высказать свою оценку. Это не то, что иногда приглашают посторонних людей, певцов каких-нибудь. Иногда они даже не понимают, куда пришли, и при этом начинают говорить, кому куда давать и бежать – вот это бред получается.
– А если комментировать матч полностью и самостоятельно?
– Ни разу не пробовал. Это же на миллионы людей транслируется, поэтому надо сначала тренироваться где-то или рядом сидеть, когда все это делается.
Заграница нам не поможет
– Есть что-то, что отличает «Крылья» по условиям для подготовки от других команд в России?
– База реконструируется. Сделан отличный корпус, где мы живем, искусственное поле – такое есть только у нескольких команд. Сейчас будет готов восстановительный центр, то есть база будет очень хорошая. Плюс прекрасное отношение руководства к футболистам.
– Кем бы хотели стать в будущем в своей самой несбыточной мечте?
– Тренером, наверное. Тренером хотя бы какого-нибудь клуба для начала.
– А самарских «Крыльев»?
– Вообще-то до тренера мне еще далеко. Попытаюсь поиграть в футбол еще несколько лет, если будет здоровье.
– Есть желание получить какой-то опыт за границей в качестве игрока или тренера?
– Российский менталитет таков, что если съездить куда-то за границу, побыть там несколько лет, а потом вернуться в нашу обыденность, не будешь понимать игроков. Будешь говорить им одно, а они будут делать другое. Нужно жить здесь вместе с ними, чтобы потом этих же людей и воспитывать. А так, когда приезжаешь из другой страны, это тяжело.
– Это вы знаете по опыту наших футболистов, поигравших за рубежом?
– Может быть и по опыту, но я вообще поиграл уже много – и видел много иностранных футболистов.
– Нам это пока трудно привить?
– Людей не очень легко перестроить от этой жизни к той.
Блиц-опрос
– Какой канал чаще всего включен на вашем телевизоре?
– МузТВ.
– Что нравится смотреть по телевизору?
– Нравились «Окна» с Нагиевым, когда только появились, потом «Большой Куш». Но мне тяжело смотреть эти передачи, потому что когда начинают оскорблять людей публично, мне это не нравится.
– Какую газету читаете чаще других?
– «Спорт-экспресс».
– Что вы не можете терпеть?
– Наглость, навязчивость.
– Что больше всего цените в людях?
– Искренность, доброту.
– Какой лучший подарок вам подарили на день рождения?
– Жена мне подарила года четыре назад неожиданный подарок. Поехала в магазин и купила с ног до головы вещей от ботинок до верха. Костюм, рубашка. Это было большим сюрпризом и большой затратой. Хорошо, что все подошло, только брюки подшили.
– Ваша следующая покупка?
– Ребенку подарок какой-то. Он меня без подарков не пускает домой.
– Почему назвали сыновей Мишей и Денисом?
– У нас есть друг семьи Михаил, имя нам понравилось. Не стали называть, как сейчас модно, какими-нибудь навороченными именами. Ну а во второй раз, может быть, повлияло то, что в команде было такое имя. У нас были варианты: Денис, Антон или Артем. Остановились на Денисе. Не скажу, что в честь Ковбы, конечно, просто имя понравилось.
– Кого бы хотели видеть из российских игроков в «Крыльях»?
– Если скажу, что Титова, то это будет нереально, но скажу, что его.
Всегда 11-й!
В списке лучших по послематчевым оценкам «Спорт-Экспресса» за год Андрей занимает 11-е место – самое высокое среди игроков «Крыльев». Тот же номер он всегда носит на спине. В опросе на интернет-сайте этой же газеты о лучшем игроке чемпионата болельщики со всей страны поставили Андрея на третье место (!) после Лоськова и Гусева. Конечно, на эту оценку большое влияние оказали его прошлые успехи. Но, если Тихонов на следующий год снова появится в сборной России, это будет не удивительно, а закономерно.
Мнение тренера Александра Тарханова
– У Тихонова есть класс. Если увидит партнера – точненько даст пас, если сам выйдет, то точно пробьет. Скорость и сила удара у него, конечно, уже не те – возраст. А класс в том, что он с «Анжи», например, вышел в позицию, в которой Бобер часто бывает, но всех так перебросил, что Каряке оставалось только забить… В прошлом году он сначала великолепно себя показал, а потом сбавил к себе отношение. Но сейчас хорошо играет, у меня к нему претензий нет.
Футболист спит – карантин идет
Покидая поле после тренировки, молодой защитник «Крыльев» Игорь Шаповалов запрыгнул на турник.
– Сделаешь выход на обе руки? – спросил Тихонов.
– Не-а. Я же в армии не служил, – ответил Игорь.
– А причем здесь армия? Я и до армии это делал.
– Андрей, не похожа ли жизнь футболиста с ее дисциплиной, постоянными сборами, карантином (два дня обязательного до матча пребывания на базе. – Прим. К. Ф.) на армию?
– Да нет, что вы. В армии ты по принуждению, а здесь занят любимым делом. Карантин идет, а мы деньги зарабатываем.
О ком или о чем статья...
Тихонов Андрей Валерьевич