Войти

Владимир Сахаров: «Какие наши годы!»

«Футбол Review», 09.03.1998

На зеленом газоне вновь появились братья Сахаровы. Удар короток – и мяч в воротах? Нет, промашка вышла… Кудлатая собачонка, возмущенно тявкая, бегством спасается от обидчика. Светлоголовый пацаненок лет четырех от роду, ничуть не смутившись, снова разбегается: го-о-ол! Артемка страшно доволен собой, но продолжить тренировку не удается: во вратарскую площадку стремительно вползает братец Никита, которому еще и года нет. Дед-вратарь подхватывает его, сажает себе на плечи. Летний дачный день… Возиться с внуками – привычное и любимое занятие для Владимира Сахарова, бывшего игрока московского «Торпедо», а ныне – директора ФК «Торпедо-ЗиЛ». В малышах он души не чает, и они платят ему той же монетой. Так что банальный вопрос: «Кого больше любишь – папу или маму?» – для маленьких братьев не актуален: самый дорогой человек для них – конечно же, дед. Вот только жаль, дел у него невпроворот: к работе в Российском футбольном союзе добавились клубные хлопоты. В преддверии прошлого сезона руководство ЗИЛа решило воссоздать «собственную» команду – после перехода прежней под крышу «Лужников». Владимир Николаевич, получив приглашение, долго не раздумывал. И не кается, хотя отвечать за команду, ставшую новобранцем третьей лиги, ничуть не легче, чем самому играть в высшей. Ведь предстояло решить задачу-максимум – не просто «выжить и закрепиться», но, заняв достойное имени место, попасть в компанию, обретающуюся «этажом» выше. Тем более что третья лига существовала последний год. Третья строчка в итоговой таблице – совсем неплохо для дебютанта. Между прочим, и во второй лиге автозаводцы намерены побороться за то, чтобы миновать ее транзитом. И от слов уже перешли к делу. Ради осеннего «урожая» на двухразовых тренировках под руководством Сергея Петренко упорно «пашут» и новички, и ведущие игроки – такие, как Максим Чельцов, Алексей Снигирев, Юрий Рыков.

Между тем потенциальные чемпионы России, а то и мира – года эдак 2018 – тоже уделяют немало времени физической подготовке, особенно санному спорту. Правда, в саночках их возит дед или другие «тренеры» – родня, слава Богу, большая. Осенью Никитке будет два, Артему исполнится пять тремя неделями раньше. Его день рождения, в середине августа, обычно справляют на даче. А вот маленького Володю Сахарова никто на дачу не возил – по причине отсутствия таковой. Зато старший брат Гена (разница в возрасте у Сахаровых-старших примерно такая же, как и у младших) был образцом для подражания. Они какое-то время и играли вместе в куйбышевских «Крыльях Советов», где Геннадий был капитаном. А Владимира вскоре «забрили» в минское «Динамо».

Главная команда Белоруссии в конце 60-х ходила в середняках класса «А»: «Динамо», давшее бой московскому «Спартаку» в финале Кубка-64, в процессе смены поколений превращалось в свою довольно бледную копию. По мере ухода «грандов» – Мустыгина, Малофеева, Адамова – игра минчан тускнела: равноценной замены им как-то не находилось. Осенью 1972-го именно Владимир Сахаров спас «Динамо» от малопочетного убытия в класс «Б», забив решающий гол Ташкентскому «Пахтакору». А год спустя команду не смог спасти уже никто. Прежде неоднократно получавший приглашения из столичных клубов, Сахаров наконец решился и подал заявление о переходе в московское «Торпедо».

Дисквалификация последовала незамедлительно: белорусское футбольное руководство припомнило ему все, в чем был и не был виноват этот легко запоминающийся – и по манере игры, и по внешнему виду – парень. Добросовестный на тренировках, корректный на поле, Сахаров в повседневной жизни холостяцкого периода – а кто без греха? – благонравным поведением не отличался. Так что припомнить при желании было что. И хотя после женитьбы Володя изменился, это во внимание не приняли. О заслугах забыли напрочь, а худую славу достали из нафталинового сундука. Когда он с женой и годовалой дочкой перебрался в Москву, «компра», как водится, полетела вдогонку. Однако в столице ей ходу не дали – Сахаров стал тренироваться и выступать в товарищеских играх за Торпедо», но участвовать в официальных матчах не мог из-за дисквалификации. «Торпедо» тем временем прочно обосновалось в аутсайдерах. Возглавивший ЦСКА Валентин Бубукин «призвал» на действительную службу «последнюю надежду» автозаводцев Вадима Никонова, после чего отступать стало просто некуда. Руководству ЗИЛа пришлось направить депутацию с челобитной к высшему партийному начальству. Там дали «добро», и засидевшийся в резерве Сахаров заиграл. Да как! Лучше, чем в пору ранней молодости, когда его, подающего надежды полузащитника, главный тренер сборной СССР Гавриил Качалин взял в турне по Америке. Автозаводцы постепенно выбрались из «болота» на твердую почву. В осеннем чемпионате-1976 (в связи с участием сборной СССР в чемпионате Европы и Олимпийских играх в тот год, как в 1936-м, в одном сезоне провели два чемпионата – весенний и осенний) московское Торпедо» завоевало золотые медали. А в следующем первенстве – бронзовые.

Этот период был, наверное, самым удачным в футбольной карьере Владимира Сахарова. Его включили в олимпийскую сборную, «Торпедо» выступало в еврокубковых турнирах. Коллеги и тренеры, руководство завода и простые работяги оценили его умение организовать игру, хлесткий, хорошо поставленный удар, отменное видение поля. Не скупилась на похвалы и пресса, в том числе зарубежная. Володя играл в охотку, самозабвенно, отдавая любимому делу всего себя.

Ему по игре и воздалось – во всяком случае, в материальном смысле. Футболисту Владимиру Сахарову выделили квартиру, появилась дача, сад-огород: яблони, сирень-черемуха, малина, черная смородина, лютики-цветочки, грядки с зеленью. Но большую часть шести соток заняла гордость хозяина – изумрудная лужайка, почти английская, собственноручно Владимиром Николаевичем поливаемая и подстригаемая со всем тщанием и регулярностью: не только красы ради, но и ради удовольствия внуков. Главное же «приобретение» по жизни – несомненно, жена. Маша тоже занималась спортом, и познакомились они в спорткомплексе «Стайки», что под Минском, когда она, 16-летняя девчонка, готовилась к очередной Всесоюзной спартакиаде школьников. Правда, в анналах сборной СССР по фехтованию имя Марии Сахаровой не значится: Владимир не то чтобы чересчур ревниво воспринимал ее пребывание вне дома, но полагал, что два спортсмена для одной семьи – это многовато. И перспективная, по мнению тренеров, Маша вскоре после загса не без сожаления повесила рапиру и маску на гвоздь (а вот ее товарищ по юношеской сборной Белоруссии Александр Романьков впоследствии собрал все «золото» мира). Тем более что требовали времени и учеба в институте, и еще настойчивее – маленькая Алла, в отца белокожая и белобрысенькая, хорошенькая – в маму. Но если бы не теща, молодой чете пришлось бы совсем туго. Валерия Васильевна (по редкостному совпадению – однофамилица своего зятя) их «семейный покой, как могла, сохраняла», помогая, помимо всего прочего, с конспектами, контрольными и курсовыми не только дочери в нархозе, но и зятю в инфизкульте (!). И до сей поры помогает в воспитании нового поколения Сахаровых. О ее правнуках – Аллочкиных сыновьях – вы почти все уже знаете.

…Совсем недавно Артем и Никита делали первые шаги. В новом же дачном сезоне, похоже, начнется отработка ударов со всех четырех ног – и тогда держись, дед! Дед старается: время от времени по утрам устраивает себе встряску-пробежку, а по воскресеньям гоняет мяч на дворовой спортплощадке, чтобы быть б форме к играм ветеранов.

Да и какие его годы? Владимиру Сахарову совсем недавно исполнилось 50…

Чернобровцев Борис

О ком или о чем статья...

Сахаров Владимир Николаевич