«Волжская заря», 09.01.1985
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Пожалуй, точнее не скажешь о том, как и почему Виктор Развеев оказался сначала в дворовом, мальчишеском, а потом и в большом футболе. Он родился в Уфе в 1954 году, воспитывался без отца и жил со старшим братом и матерью, Авророй Ивановной, в районе, о котором в то время ходила дурная слава. Футболом Виктор увлекся с тех пор, как помнит себя. Мать, стремясь уберечь сыновей от уличных неприятностей и заботясь об их здоровье, всячески поддерживала увлечение спортом.
– Теперь многие родители почему-то оберегают детей от дворовых игр, – размышляет вслух Виктор. – Правда, и прежних дворов становится меньше. Раньше наша среда обитания была намного интереснее, увлекательнее. Таинственные закоулки и сараи, дворы и пустыри, всевозможные игры, постоянное движение – все это делало нас ловкими, сообразительными и неунывающими. А вот мой сын Андрей даже названий некоторых наших любимых детских игр уже не знает.
В девять лет Виктора, прибавившего себе два года, зачислили в спортивную школу общества «Труд». Он оказался среди тех немногих счастливчиков из 400 желавших научиться футболу мальчишек, которые попали к отличному тренеру-педагогу и прекрасной души человеку Сафа Халиловичу Валиуллину. Так решилась его судьба… Футбол помогал учебе, а учеба – футболу.
До 14 лет он выступает в первенстве города, области, республики, потом – в команде мастеров класса «Б» «Уфимец», а с 1971 по 1973 год – в команде класса «А» «Строитель». И все время – на месте полузащитника или оттянутого нападающего. Одновременно с футболом сначала учится в филиале Ленинградского института физкультуры имени Лесгафта, затем переходит на факультет физвоспитания Ижевского университета, который заканчивает, уже играя в ижевском «Зените».
Но до этого, в 1975 году, была короткая встреча с командой «Крылья Советов». Он играл в ее дубле, когда завершал службу в армии в Куйбышеве, и был «приписан» к команде СКА. Так что приглашение в «Крылья», последовавшее в ноябре 1982 года, принял без долгих раздумий и колебаний.
– В Ижевске условия, честно говоря, были лучше, – считает Виктор, – но в Куйбышеве, в команде «Крылья Советов», мне интереснее. Во многих отношениях. Когда пришли два Сергея – Манаков и Никаноров, освободившие меня от черновой работы в центре, я подвинулся ближе к штрафной соперников и стал больше комбинировать и забивать. И если бы не подводило здоровье и поскорее стерлась в памяти тяжелая травма… Меня так «сломали» несколько лет тому назад! Как я ненавижу грубую, грязную игру, особенно подлые удары сзади по ногам…
Да, ему, не обладающему могучим телосложением и с детства ненавидящему грубую силу и жестокость, по душе футбол тонкий и рыцарский, игровой в самом высоком смысле этого слова. Человек серьезный, читающий, задумывающийся об истоках настоящей гражданственности и природе социального оптимизма, о сложностях жизни и о своем месте в ней, он и на футбольном поле мыслит и действует оригинально, творчески.
…Стоя около ворот тюменского «Геолога» во время последнего матча «Крыльев» в финальном турнире чемпионата России-84, я увидел во всех подробностях, как он подготовил и нанес точнейший удар по воротам. Неуловимым движением корпуса и ног, не теряя мяч, он освободился от двух или трех наседавших на него защитников, в какие-то доли секунды взглянул в верхний левый от вратаря угол, прицелился и… вратарь «Геолога» двинулся лишь затем, чтобы взять мяч из сетки ворот. То был последний гол Виктора и команды в счастливом для них сезоне, принесшем путевку в первую лигу, и вот теперь, в эту минуту, – бронзовые награды чемпионата России. В дополнение к золотым, добытым годом раньше.
Этот и некоторые другие голы, не менее искусно и красиво забитые им в сезоне-83, когда он был назван в числе лучших футболистов РСФСР, и в сезоне-84, особенно для него результативном (23 гола, из них 5 в ответственнейших переходных играх), в которых было забито всего 9 мячей, к сожалению, не часто восхищают сидящих на трибунах. Потому что в них нет разудалой лихости, размашистости и картинности, а расстояние, теперь я в этом убедился, иногда сильно смазывало, скрадывало самую привлекательную их спортивную и, если угодно, художественную изюминку. Так же, в общем-то, буднично был встречен и забитый им 1500-й гол команды «Крылья Советов» за все время ее выступлений в чемпионатах страны. Но зато какую овацию устроили ему болельщики, во время чествования команды в связи с выходом ее в первую лигу! Нет, не случайно он чаще других подает угловые, исполняет штрафные и бьет пенальти…
Но и в момент праздничного торжества было видно, что к личному успеху он относится, как бы это точнее сказать, спокойно, что ли. Поэтому к нему, если немного перефразировать К. С. Станиславского, тоже «спокойно» можно отнести изречение: он любит не себя в футболе, а футбол в себе.
– Успех приходит и уходит, а футбол остается, – сказал как-то Виктор. – Для меня важнее постоянно видеть цель и не терять ее.
Может быть, я не совсем точно передаю эти его, несомненно, не пустые, а выношенные слова, но за точность и сокровенность их смысла ручаюсь.
О ком или о чем статья...
Развеев Виктор Борисович