«Самара Спорт-Экспресс», 23.08.2001
Едва появившись в редакции «ССЭ», Владислав Радимов взялся за привычное дело – начал раздавать автографы. Потому что поклонники его таланта есть и в нашей редакции. Да и, наверное, у любого игрока уровня и стиля Радимова должны быть и есть многочисленные почитатели. Потому что футбол Радимова – это не футбол жестких схем и оборонительных стратегий. Футбол Радимова – для зрителей, болельщиков.
– Владислав, вы никогда не задавались вопросом – сколько автографов вы раздали за свою карьеру?
– Подсчетами не занимался – много, конечно.
– Интересно, а на каких необычных местах приходилось расписываться?
– На спинах, руках: Часто расписываюсь в паспортах – мне это теперь даже не кажется чем-то оригинальным.
Начал наслаждаться жизнью в «Крыльях»
– Над вариантом перехода в «Крылья» долго раздумывали?
– Не хочу всего рассказывать, но о том, что окажусь в Самаре, я знал довольно давно. То, что в «Левски» останусь только до лета, тоже было известно заранее. Разорвав контракт с «Сарагосой», я стал свободным агентом. В России тогда еще не был открыт трансферный период, поэтому я и отправился в Болгарию.
– Следили за выступлением «Крыльев» в чемпионате до переезда в Самару?
– В прошлом году практически нет. В нынешнем сезоне смотрел матчи достаточно внимательно.
– Предложений, связанных с продолжением карьеры в Испании, у вас не было?
– Было – от команды, игравшей во втором дивизионе, но имевшей реальные шансы на выход в первый. Впрочем, это уже не важно.
– Вам не хотелось остаться в Испании?
– По ряду причин – нет.
– То есть если в дальнейшем у вас возникнет вариант с испанским клубом, то вы ответите отказом?
– Я не живу завтрашним днем – только сегодняшним.
– Таким образом, вы разделяете позицию губернатора Константина Титова, который сказал как-то, что о завтрашнем дне думать вредно.
– Вообще-то я люблю заглядывать в будущее. Но не сейчас. Сегодня у меня все налаживается – разрешились проблемы, я нашел новую команду, начал наслаждаться жизнью. К чему загадывать на будущее?
Мечтаю разводить свиней в деревне
– Вы считаете, что в Самаре можно наслаждаться жизнью после Москвы, Испании?
– Самара – это фантастика. Здесь я нахожу и душевный покой, и новую мотивацию в профессиональном плане. Я устал от бешеного ритма жизни. В Самаре мне, например, очень нравится купаться в Волге. Это просто здорово – с Москвой-рекой сравнивать смешно.
– Чаще люди проделывают обратный путь – из провинции в столицу.
– Знаете, у меня вообще есть такая мечта: когда закончу с футболом, поселиться где-нибудь в сельском домике и разводить свиней или кур. Когда мне будет лет 50–60. Наверное, эта идея кажется вам немного сумасшедшей.
– Это будет испанская деревенька?
– Нет, российская.
С Ткаченко познакомился, играя за дубль ЦСКА
– Итак, для того, чтобы успокоиться, вам пришлось перебраться в Самару. Ваш переезд из Испании – чья это была инициатива?
– Не стану объяснять всех сложностей моих взаимоотношений с «Сарагосой», скажу лишь, что разрыв контракта был для меня практически единственным выходом в создавшейся ситуации. Это связано с изменившимся испанским законодательством. Став свободным агентом, я получил предложение из «Крыльев Советов». Я давно знаком с Германом Ткаченко, хорошо знаю его человеческие качества, доверяю ему. Я согласился на переход, тем более, что главным тренером «Крыльев» является Александр Тарханов, которого я тоже давно знаю. Для того, чтобы не терять форму, я сыграл несколько матчей за «Левски» – это был, так сказать, промежуточный вариант. Такая договоренность была достигнута президентами клубов.
– Кстати, и сам Ткаченко не раз называл вас своим другом. Каким образом возникла эта дружба?
– Не знаю даже. У нас было очень много общих нефутбольных знакомых еще в то время, когда я играл в ЦСКА. Я тогда только начинал в армейском клубе – это было, кажется, в 1994 году.
– Так же своим другом называет вас и Василий Уткин. Он даже как-то приезжал в Самару специально, чтобы поболеть за вас.
– Да, с ним мы тоже давно знакомы. Впрочем, наша дружба не мешает Василию критиковать «Крылья».
Год, проведенный в «Динамо», вычеркнул из жизни
– Вернемся в прошлое. Банальный вопрос: как вы попали в футбол?
– Был набор в секцию, когда я учился в третьем классе. Нужно было сдать какие-то нормативы. В итоге меня взяли – с тех пор я играю в полузащите.
– Мальчишек тянет обычно забивать голы?
– Да, я и сейчас считаю, что это неправда, когда кто-то говорит, что получает от голевых передач такое же удовольствие, как и от забитых голов. С голом ничто нельзя сравнивать.
– Какой гол из всех, забитых вами, запомнился больше других?
– Это гол «Локомотиву» за «Крылья Советов».
– Немного странный выбор. Вы забивали и куда более красивые мячи. У вас нет тяги к футбольной эстетике?
– Если бы не рикошет, уверен, попал бы в самую «девятку». Если серьезно, то мяч в том моменте пересек линию ворот – вот что главное. Гол «Локомотиву» был очень важен для меня, ведь он был забит после очень длительного перерыва. Вообще, дебют в Самаре был для меня одним из самых волнительных моментов в футбольной жизни – я очень переживал, боялся, что болельщики могут меня плохо принять.
– Как случилось это в «Динамо»: – Да. Честно говоря, время, проведенное в этом клубе с удовольствием вычеркнул бы из жизни. Как будто не было того возвращения в Россию.
В Испании меня ждет кубок
– Вы почти не появлялись в составе «Сарагосы», уезжали из Испании в «Динамо», снова возвращались и снова сидели на скамейке запасных. Почему вы не покинули «Сарагосу» раньше?
– У меня бывали в «Сарагосе» и светлые моменты – я же не все время сидел на скамейке. Что касается «Динамо», то я сам попросил руководство «Сарагосы» отпустить меня в Москву. Тогда я пропустил всю предсезонку в Испании из-за травмы спины, так что у меня просто не было реальных шансов пробиться в состав.
– Вы, по большому счету, не жалеете, что в свое время уехали в Испанию?
– Нет, совсем нет.
– А как бы вы в целом охарактеризовали свой испанский период?
– Существует в России какой-то стереотип. Говорят, что если не стал звездой за границей – это все, провал. Но ведь звездами становятся единицы! Из футболистов бывшего СССР только Шевченко стал звездой первой величины. Что же, все остальные – неудачники?
– Да и вообще уровень испанского чемпионата, что уж кривить душой, заметно выше российского, и игроки там выступают более классные.
– Вы клоните к тому, что я был одним из лучших в России, а в Испании был просто никакой? Что ж, если вы хотите, чтобы я это сказал – пожалуйста. Это несложно аргументировать: если в 1994-1995 году я был готов для сборной России, то сейчас я не готов ни для сборной, ни для испанского чемпионата. Это действительно так. Значит, тем, кто сумел проявить себя в другой стране, дано что-то большее, чем мне. И не надо ни на кого сваливать свои проблемы – ни на тренеров, ни на партнеров. Хотя, конечно, от тренера многое зависит. Посмотрите, «Крылья» ведь сегодня тоже разительно отличаются от той команды, которой раньше руководил Аверьянов. В этом смысле мне в «Сарагосе» повезло – каждый из тренеров отдавал предпочтение быстрым, техничным футболистам, делал ставку на комбинационный футбол. При других условиях мне было бы сложнее. Например, когда я смотрю итальянский чемпионат, мне часто хочется выключить телевизор где-то на пятнадцатой минуте. Испанский чемпионат, безусловно, мой любимый. Буду внимательно следить за его ходом и болеть за «Сарагосу». Там остались друзья, с некоторыми из них, например, с полузащитником Хуанеле, нападающим Милошевичем, перешедшим в «Парму», мы перезваниваемся. Наверное, вы знаете, что в минувшем сезоне «Сарагоса» стала обладателем Кубка Испании. Так вот, за победу в этом турнире в Испании каждому футболисты победившей команды дают небольшого размера копию Кубка. Такую копию сделали и для меня – я сыграл в победном розыгрыше один матч. Так что мой маленький кубок ждет меня в Испании.
О том, что уехал в «Сарагосу», не жалею
– Не осталось ли грустного осадка после не слишком удачной испанской карьеры?
– Все-таки я ни о чем не жалею. Во-первых, от перехода в «Сарагосу», к чему лукавить, я серьезно выиграл в деньгах. Во-вторых, я многому научился, приобрел новых друзей, выучил новый язык. Я играл против настоящих звезд – например, выходить на поле два раза в год против Роналдо, Фигу – это большой опыт.
– Теперь, оглядываясь назад, скажите: что бы вы изменили перед своим отъездом в Испанию, будь у вас такая возможность?
– Я бы выучил язык.
– Сколько времени заняло у вас ушло на это в Испании?
– Около года.
– Один из ваших тренеров в «Сарагосе» так и говорил: «Пока Радимов не выучит язык, в основе он играть не будет».
– Да, так говорил уругваец Эспарраго. Он, кстати, забил гол в ворота сборной СССР на чемпионате мира 1970 года.
В Болгарии попал в перестроечные времена
– Вы довольно пренебрежительно высказываетесь о болгарском чемпионате. Он настолько слаб?
– Мне кажется, что там все давно продано и куплено. Там по этому поводу постоянно возникают скандалы, но эти скандалы – только вершина айсберга. Да и жизнь в Болгарии такая, какая была в СССР во второй половине 1980-х годов.
– А каким вы нашли российский чемпионат после значительного перерыва? Что-то изменилось с тех пор, когда вы уезжали отсюда в Испанию?
– Я еще не успел как следует разобраться – слишком мало времени провел в России. Но, по первым впечатлениям, значительно лучше стало судейство. Насчет всего остального пока не знаю. Хотя уровень футбола, похоже, растет. Вот простой пример: раньше можно было выходить на поле против, скажем, «Жемчужины» и не напрягаться. Еще и сами соперники просили не забивать больше. А вот в ближайшую субботу мы играем в Новороссийске против занимающего последнее место «Черноморца» и у меня нет никакой уверенности в том, что мы легко возьмем там три очка. Сейчас все команды научились играть в защите – никому легко забить не получится.
Выигрывает тот, кто хитрее
– В матче с «Соколом» вы, когда Юрий Баскаков назначил пенальти в ворота саратовцев, почему-то вдруг рванули к боковому арбитру. Что вы хотели ему сказать?
– Тут вот какая история. Дело в том, что этот арбитр работал видеооператором в ЦСКА, когда я только начинал играть за дубль армейцев. Так что у меня с ним давние отношения. Я хотел сказать ему, чтобы он снова – как и в моменте с отмененным пенальти, поднял свой флажок.
– Как бы вы вообще оценили судейство Баскакова в матче с «Соколом»?
– Мне судейство очень понравилось. Все свистки были по делу, и удаления Дохояна, на мой взгляд, тоже по делу.
– Часто ли вы пытаетесь обманывать судей, показывая, что против вас сыграли грубо?
– Бывает. Футбол – это ведь игра. Кто кого обманет, перехитрить – тот и выиграет.
– И кто кого чаще обманывает – вы судей или они вас?
– В начале карьеры, наверное, больше я обманывал, теперь наоборот. Знали бы вы, какое безобразное судейство в Испании.
– На поле вы постоянно спорите с судьями. Это переносится из вашей обычной жизни?
– Да, я часто отстаиваю свою точку зрения, даже если сам понимаю, что не прав. Это, конечно, мешает. Но вообще-то я человек отходчивый.
В Болгарском аэропорте почувствовал себя президентом
– Как складываются ваши отношения с прессой в России и в Испании?
– Вообще, на мой взгляд, испанские газеты более объективны – там нет такой откровенной желтизны, как в иных российских изданиях.
– Вы так серьезно относитесь к тому, что пишут о вас в газетах?
– Если честно, то мне все равно. Но люди-то читают.
– Последний пример – история о том, как вы с Константином Головским «отдыхали» в Болгарии.
– Да уж, чего только не понаписали: А дело было так. Мы играли какую-то товарищескую игру в Швейцарии. После матчей я почти никогда заснуть не могу – так было и в тот раз. В гостиничный номер мы с Головским взяли видеокассету – так, кино посмотреть. Посмотрели, было около полуночи. Захотели поесть. А где ночью можно поесть? На какой-нибудь заправке, в забегаловке: Спустились из номера вниз, чтобы заказать такси. А мы с Головским ни болгарского, ни английского не знаем. Головской пытался объяснить, что нам было нужно. Дежурный в гостинице этому не очень обрадовался – какое, мол, такси в такое время. Высказал нам претензии в некорректной форме. Мы ему тоже высказали претензии в такой же некорректной форме.
– На каком языке, если не секрет?
– Ну, кое-что мы знали: В таких случаях «fuck» говорят, еще там слова всякие: Через два дня читаем в болгарских газетах: русские устроили дебош в гостинице, пригласили в номер пять проституток, провели три часа в полицейском участке. А в аэропорту столько народу встречало, как будто президент прилетел. Мне-то ладно, а вот Костя Головской в Болгарии девушку нашел – представляете, каково было это ему читать?
Советую друзьям отдыхать в Самаре
– Вы прежде бывали в Самаре в составах других команд – ЦСКА и «Динамо». Запомнилась ли вам чем-то Самара тогда?
– Помню только гостиницу «Волга». Да я и сейчас в городе знаю только пансионат «Самарский». А еще безумно нравится Волга. Недавно друзья отвезли нас с Андреем Тихоновым на песчаную косу. Это просто здорово – отличная природа, прозрачная вода: Я теперь всем говорю – куда вы едете, какие Канары? Рядом же Волга. Пиво, раки и все говорят по-русски.
– А когда будет отпуск у вас куда собираетесь поехать?
– Обязательно заеду в Испанию. Каких-то конкретных планов пока не строил.
– В родной Питер заехать не собираетесь?
– Честно говоря, не очень люблю этот город. Мне кажется, что к нему слишком плохо относятся. Можно ведь было бы сделать красивейший город в мире.
– А какой город вам кажется самым красивым в мире сегодня?
– Смотря в какое время суток. Москва ночью, например, очень нравится. Также полюбил я и Сарагосу.
25-летний ветеран
– К вам и вашей игре всегда большое внимание со стороны прессы и болельщиков. Популярность вас не тяготит?
– Нет, я ее не замечаю. А «звездной болезнью» я давно переболел – лет шесть-семь назад.
– В программке к одному из домашних матчей «Крыльев» по ошибке написано, что вам уже 30 лет. И наверняка многие болельщики видят в вас не футболиста в расцвете сил, а ветерана. На сколько лет вы сами ощущаете себя?
– Сейчас я чувствую себя гораздо моложе, чем пару месяцев назад. Помолодел минимум лет на пять. А ведь еще недавно я хотел бросить футбол.
– И чем бы вы стали заниматься?
– Даже не знаю. Не могу представить себя вне футбола.
– В Испании у вас наверняка появились не только футбольные, но и околофутбольные друзья. Многие игроки начинают за границей какой-то совместный бизнес, с футболом не связанный. Такого опыта у вас нет?
– Есть. Этот бизнес связан с производством вин.
– Не секрет, что многих советских т российских футболистов, уехавших за границу, сломала свобода, которую они получили в своих новых клубах. Одно отсутствие сборов дорогого стоит. У вас такого не было?
– Нет. Едва я переехал в Испанию, как у меня родился ребенок. И вообще я считаю, что в России нужно проводить сборы. Может быть, только не такие долгие.
В ЦСКА не хватало Тихонова
– Ваша коллекция выигранных призов не впечатляет. Собственно, кроме Кубка Испании, в розыгрыше которого вы сыграли только один матч, у вас ничего и нет. А ведь тот же ЦСКА, в котором играли вы, был способен на большие победы. Что помешало?
– Мы были очень молоды. Могли выходить на поле и дурачиться, выиграть 4:3 или проиграть 3:4. Команда-то была очень талантливая, но сконцентрироваться на конкретной цели не могла. Возможно, не хватило «дядьки» вроде Тихонова или Касымова.
– Если попробовать виртуально сравнить тот ЦСКА и сегодняшние «Крылья» – кто сильнее?
– Сложно сравнивать. У ЦСКА была более сильная атака, у «Крыльев» солиднее организована оборона. Но в принципе уровень сопоставим.
Отец-одиночка
– Один из вопросов наших читателей может показаться вам некорректным. Он касается вашей личной жизни.
– Ничего, задавайте.
– Не собираетесь ли вы снова жениться и часто ли видите ребенка?
– Жениться не собираюсь – пока что я официально не разведен. А ребенка увижу скоро – после матча со «Спартаком» и до конца чемпионата я буду в роли отца-одиночки.
– Много вопросов и о ваших внефутбольных увлечениях.
– Очень люблю ходить в кинотеатры. Нравится сама обстановка. Последний фильм, который я посмотрел – «Мулен Руж». Иногда читаю книги. Акунина, например. Пытался общаться в интернете, надеюсь продолжить этот опыт.
– С сайтом «Крыльев Советов» знакомы?
– Нет. Знаю только о его существовании.
Ткаченко лукавит с журналистами
– Насколько объективными кажутся вам оценки, которые выставляют игрокам журналисты?
– Будь моя воля, я бы оценивал футболистов по старанию на поле, по самоотдаче. Оценки, конечно, далеко не всегда объективны.
– Герман Ткаченко в общении с журналистами, несмотря на то, что команда идет на третьем месте, говорит, что реально можно рассчитывать на шестое-седьмое. Что говорит он футболистам?
– Думаю, что он немного кривит душой с журналистами. Ткаченко правильно говорит: нужно настраиваться на каждый матч, выходить на поле и побеждать.
– Вы выросли в Питере, где явно недолюбливают московские команды. Вам надоело чемпионство «Спартака»?
– Конечно надоело.
– И вам все равно, кто станет чемпионом – «Крылья» или какая-то другая команда, кроме «Спартака»?
– Нет, на первом месте вижу только «Крылья».
О ком или о чем статья...
Радимов Владислав Николаевич