«Самарский футбол», 14.05.2002
Литва
– До того момента пока не распался СССР, баскетбол в Литве не был столь популярным и раскрученным как сейчас – первым завел беседу Робертас. Две команды «Жальгирис» и «Атлантас» представляли страну в первой лиге чемпионате Союза по футболу. Стадион на матчах моего родного «Атлантаса» из Клайпеды забивался до отказа, так что яблоку негде было упасть. Футбол в стране и в городе, безусловно, был самой популярной игрой.
Поэтому нет ничего удивительного, что маленький Робертас выбрал именно игру миллионов.
Вратарь
Как и многие, футболом Робертас «заразился» во дворе.
– В футбол я начал играть, когда мне было около пяти лет. Первые уроки мастерства получил, гоняя мяч во дворе. Только вот, обидно, старшие ребята меня постоянно ставили в ворота. Ведь никто из них не хотел быть вратарем. Забивать голы гораздо приятнее, чем их пропускать. С этого момента я просто заболел футболом. Для меня просто не существовало другой игры. С нетерпением ожидал того мгновения, когда мама запишет меня в футбольную школу. Дело в том, что для этого нужно было пойти в первый класс. Туда принимали только с семи лет. Когда же пошел в школу, просто спал и видел, когда, наконец, закончатся нудные уроки, и можно будет пойти на тренировку.
Образование
Школа и футбол оказались вещами не совместимыми.
– Где-то до восьмого класса мне удавалось гармонично совмещать школу и футбол. Утром я учился, а после обеда тренировался. Но когда меня пригласили в дочернюю команду «Атлантаса», где приходилось тренироваться уже два раза в день, я стал прогуливать уроки. Это очень не нравилось моей семье. Учителя в школе, очень любили футбол, но на моих оценках их любовь не отразилась. Они знали, что я футболист, но оставались сторонниками высшего образования. Хотя, на мой взгляд, в наше время диплом почти ничего не решает. В мире много несправедливого. Например, нужно учиться долгих пять лет, чтобы устроиться на работу за мизерную зарплату. Теперь же за большие деньги богатые родители покупают своим нерадивым детям красные дипломы лучших ВУЗов страны.
Четверка
– В школе любил географию, химию. Но эта любовь длилась не долго. На первом и на втором местах у меня все равно был футбол. Однажды по физкультуре в одной из четвертей вышла четверка. Мне было просто не интересно играть с одноклассниками, поэтому особого рвения на уроках я не проявлял. Тогда мне мама сказала, у тебя по всем предметам тройки, поэтому хотя бы по физкультуре ты обязан иметь пять балов. И я ее не подвел. Больше четверок не получал.
Выбор
Для Робертаса главное не диплом а знания.
– Для меня имеет большое значение, не наличие у человека диплома, а присутствие в голове знаний. Особенно это качество я ценю в своих коллегах, футболистах. Когда вопрос встал ребром. Нужно было выбирать: серьезно заниматься футболом или учиться, моя мама доверила право выбора мне. Когда же выбор был сделан в пользу футбола, она согласилась со мной. И в дальнейшем она очень сильно поддерживала меня во всем.
Дедушка
Дедушка для Робертаса был главным вдохновителем на трудном футбольном пути.
– Моя мама в прошлом занималась спортивными танцами, легкой атлетикой: бегала кроссы. Отец занимался футболом, правда, на любительском уровне. А дедушка просто был страстным любителем футбола. Ради него он был готов на все. Однажды он оставил огромное дерево, которое нужно было распилить на дрова, прямо на проезжей части. В этот момент по телевизору начинался матч с участием «Атлантаса». Потом на деда долго ругались: соседи, прохожие, но для него это было второстепенным, ведь во главе всего у него стоял футбол. Перед смертью он сказал мне, больше всего, Робертас, мне бы хотелось посмотреть, кем ты станешь. Если бы он знал, что я профессиональный футболист! Дедушка бы пешком в Самару пришел.
Гамбург
– Когда мне исполнилось пятнадцать, мы проводили товарищескую игру в Германии против команды из четвертой лиге, в которой играли уже взрослые мужики. Матч закончился в ничью. Эта игра произвела сильное впечатление на селекционеров клуба бундеслиги «Гамбурга». Меня через неделю пригласили в «Гамбург» на просмотр. Руководство клуба осталось очень довольно моей игрой, и через две недели я должен был вернуться обратно в Германию, чтобы подписать контракт. Через два дня раздается звонок. Все руководство немецкого клуба, включая тренеров, было уволено. И меня вновь приглашают на просмотр. Спустя еще день подписываю контракт. Домой на сей раз уже не попал.
Буре
Пример «русской ракеты» помог Робертасу преодолеть ностальгию по дому.
– Моя мама очень гордилась тем, что ее сын играет в Германии. Но в то же время очень сильно переживала за меня. Особенно через два три месяца после моего отъезда. Я редко звонил домой из-за дороговизны телефонных разговоров. И когда мне все же удавалось набрать домашний номер, я горько рыдал в трубку, что хочу домой в Литву. Но мама меня поддержала в эту трудную минуту. Она сказала, что я должен обязательно через это пройти. Как пример приводила хоккеиста Павла Буре, интервью которого смотрела по телевизору. Ему в Канаде сначала то же было тяжело, но он все невзгоды мужественно перенес и сейчас Буре, звезда первой величины.
Босниец
В Германии Пошкус осознал цену настоящей дружбы.
– Вместе со мной во второй команде «Гамбурга» играл босниец Хасан Салихамиджич, который сейчас является одним из лидеров чемпионов Германии мюнхенской «Баварии». От таких людей как он, считаю, надо держаться подальше. Мы играли между собой в тотализатор, ставили деньги на различные матчи. Ставки делали очень маленькие: примерно по десять марок. Хасан один раз проиграл сто марок. Для него, тогда футболиста главной команды это были не деньги, но отдавать их он не захотел. Его за это очень невзлюбили. Во второй команде тренировался еще один босниец, с которым Салихамиджич рос с самого детства в одном дворе. Так он не разу ему не помог. А когда стал играть в основном составе «Гамбурга», даже перестал с ним здороваться.
«Жальгирис»
Спустя три года Робертас вернулся домой.
– В 18 лет у меня закончился с «Гамбургом» контракт и мне предложили заключить новый, сроком на три года. Я же хотел лишь на год. Меня не устроило, размер зарплаты. Независимо от того, буду ли я играть в первой или второй команде, в течение трех лет я буду получать копейки. А мне было пора начать зарабатывать. И я вернулся домой. Чемпион Литвы «Жальгирис» предложил мне заключить контракт. Как раз в это время команда участвовала в лиге чемпионов. На предварительной стадии за выход в основную сетку турнира «Жальгирис», к сожалению, проиграл «Динамо» Киев. Сыграв еще пять туров в национальном чемпионате, я готов был уехать за границу. Но мне сломали колено, и три месяца пришлось пролежать в гипсе. После чего я уехал играть в Польшу, где в течении почти что двух лет выступал за чемпиона страны «Видзев».
Поляки
– С начало в моих отношениях с поляками было некоторое напряжение. Они считали меня так же русским. Для них не было никакой разницы между литовцем и русским. Но мне удалось убедить их, что национальная принадлежность не главное. Главное – это какой ты человек. Они поняли это. Когда я уезжал в Самару, меня не хотели отпускать. Просили остаться и помочь команде.
Литовцы
– Сейчас к русским в Литве относятся хорошо. Раньше может быть, поглядывали искоса. Не спорю, но времена изменились. Правда, с каждым годом, в Литве становиться все сложнее и сложнее услышать русскую речь. Двенадцатилетние дети уже не знают русского. В школах изучают литовский и английский.
Мама
Для Робертаса главный в жизни человек – мама.
– У моей мамы была очень хорошая работа в Литве, но она такой человек, что постоянно стремиться достичь большего. И вот несколько лет назад она решила бросить все и уехать работать и жить в штаты. Я пытался аргументировано отговорить ее, но это было бесполезным занятием. Там она вышла замуж за американца. И скоро должна получить американское гражданство. Но вышла замуж она исключительно по любви. У нее на тот момент была очень хорошая и престижная работа, так что деньги ей были не нужны. Да и замуж она не рвалась. Но друг ее просто сошел с ума. Хотел непременно жениться. Сейчас они живут в собственном доме в Чикаго. Мама очень любит путешествовать. Она практически объездила всю Америку. Честно, я очень счастлив за маму.
Хобби
Мощный форвард любит мощные авто.
– Мое хобби – автомобили. Очень люблю машины, особенно с большим объемом двигателя. У меня дома в Клайпеде пылиться «гранд чероки» с двигателем объемом четыре литра. Но в Самару перевозить его не собираюсь, так как здесь дороги очень плохие. Возьму себе на днях что-нибудь попроще. Еще очень люблю ходить в театры.
Планы
– В ближайших планах у меня помочь «Крыльям» выиграть премьер-лигу. Команда средней руки, скажем серии «А» или Испании меня бы устроила. А там все зависит от меня. Если смогу проявить лучшие качества, то можно замахнуться на что-то более серьезное.
Еда
– В еде я прихотлив. Мне лучше съесть на голодный желудок шоколадку, чем заставить себя есть то, что не нравиться.
Любовь
– У меня есть подруга, которая живет в Литве. Мы с ней вместе уже шесть лет. Правда, я не знаю, перерастут наши отношения в брак или нет. Знаю лишь, что очень сильно ее люблю. Может я встречу другую, и она навсегда завоюет мое сердце.
О ком или о чем статья...
Пошкус Робертас Эдмундович