«Самара Спорт-Экспресс», 19.12.2002
Недавно гостем редакции «СЭ-Самара» стал экс-защитник «Крыльев Советов» Зураб Попхадзе, в последнее время выступавший на Украине за криворожский «Кривбасс». В течение почти двух часов Попхадзе, отличный рассказчик, искренне и весьма обстоятельно отвечал на вопросы корреспондентов нашей газеты.
Доволен украинским этапом в карьере
– Зураб, каким ветром занесло вас на Украину?
– В прошлом году я получил травму, выступая за владикавказскую «Аланию», затем лечился, восстанавливался. Постепенно набирал форму, играя за кинельский «Локомотив» в чемпионате области. Минувшим летом уже всерьез подыскивал себе команду, но подходящего варианта в России так найти и не удалось. Очень кстати оказался звонок от Григория Шерихоры, который и предложил вариант с «Кривбассом». Мне в тот момент так хотелось вновь заиграть на хорошем уровне, доказать, что меня рано списывать со счетов, что я с радостью согласился на это предложение. Вскоре я подписал с «Кривбассом» контракт на три месяца – до конца первого круга украинского чемпионата. Никакого просмотра руководители криворожского клуба мне решили не устраивать – они и без того хорошо знали мои возможности.
– Удалось быстро адаптироваться в новом коллективе?
– Да, пробился в состав практически сразу. Когда пришел в команду, она шла после пяти туров на пятнадцатом месте. Постепенно положение стало выправляться. Сейчас, после первого круга, «Кривбасс» уже седьмой. Вообще, я очень доволен этим этапом своей карьеры. Снова почувствовал вкус большого футбола, да и в успехи команды, надеюсь, внес некоторый вклад.
– Однако контракт был заключен всего на три месяца и его срок теперь истек…
– «Кривбасс»-то как раз очень хочет сохранить меня в своем составе. А на столь непродолжительных отношениях с клубом настаивал я. Даже сам не знал, в каком физическом состоянии я нахожусь. Поэтому и не ставил перед клубом каких-то финансовых требований. Теперь же ситуация изменилась – я в полном порядке, набрал хорошую форму. А мне уже не двадцать лет, чтобы не задумываться о материальном благополучии своей семьи. Так что занимаюсь поисками нового клуба. В любом случае, если достойного предложения не получу, всегда есть вариант вернуться в «Кривбасс».
– Но вы, судя по всему, надеетесь выступать в одном из российских клубов.
– Конечно, это было бы желательно. Здесь и мне все знакомо, и меня все знают, да и уровень чемпионата достаточно высок.
– А если возникнет вариант с клубом первого дивизиона?
– Там ведь тоже разные клубы есть. Если речь идет о команде, которая намерена бороться за выход в премьер-лигу, то для меня это было бы интересно. В такой команде ничуть не легче, чем в каком-нибудь середняке премьер-лиги, потому что необходимо выигрывать практически в каждом матче, постоянно готовится и играть на пределе возможностей. Да и вообще футбол в первом дивизионе более жесткий, бойцовский.
– Кому сейчас принадлежат права на вас?
– «Спартаку-Алании», и от позиции этого клуба тоже очень многое зависит в моей дальнейшей судьбе. Как вы знаете, во владикавказском клубе сейчас сменилось руководство. С прежним же у меня был полный контакт, ко мне всегда хорошо относились, входили в мое положение. Поэтому никогда даже в мыслях не было предъявлять какие-то претензии по контракту, выбивать себе лучшие условия.
Сборной Грузии не хватает организации
– Не думаете ли продолжить карьеру в Грузии?
– Вариант с тбилисским «Динамо» у меня есть, но это самый крайний вариант. Если уж ехать в Грузию, то только для того, чтобы завершить там карьеру, а это в мои планы пока не входит. А если пытаться потом вернуться, например, в Россию, то это будет сделать непросто – в силу, скажем так, особенностей местной футбольной кухни. В свое время я уезжал из Грузии в «Крылья Советов» с войной. Разве что танка у меня не было.
– За политической жизнью Грузии следите внимательно?
– Там уже давно ничего не меняется. Все по-прежнему: каждый тянет одеяло на себя и сложно понять кто и чего добивается.
– В матче Грузия – Россия болели все-таки за Грузию?
– Да. И очень удивился, когда на стадионе вдруг погас свет. Не думаю, что это было сделано специально. Свет ведь погас при счете 0:0, что для хозяев поля можно было признать отличным результатом. Вряд ли грузинская команда надеялась обыграть Россию. С приходом на пост главного тренера Валерия Газзаева это стало сложно сделать любому сопернику.
– Так, может быть, перенос все же на руку сборной Грузии? Есть время для налаживания игровых связей, команда, глядишь, заиграет сильнее…
– В сборной Грузии эти связи сколько лет все налаживаются и налаживаются, а толку нет никакого. И тренеров меняли постоянно, но дело не в этом. Не хватает организации, постановки дела. Вроде бы в своих европейских клубах грузинские футболисты на первых ролях, но приезжают на матчи сборной всего несколько раз в год, поэтому как только они оказываются дома, их сажают за стол, начинается праздник… И на базу постоянно гости приезжают. В общем, порядка при подготовке к ответственным играм нет. Слышал и другую версию, объясняющую неудачи – мол, дело в том, что игроки боятся получить травму и выпасть, таким образом, из обоймы своих клубов. Впрочем, я в это не верю.
Самарским болельщикам за любовь платил взаимностью
– Зураб, у вас сейчас двойное гражданство?
– Нет, у меня гражданство Грузии и вид на жительство в России. У дочки гражданство грузинское, у сына – российское. Через три года получу российский паспорт и я.
– Сейчас вы постоянно живете в Самаре?
– Да.
– В Самаре есть такая футбольная команда – «Крылья Советов». Вас с ней в данный момент уже ничего не связывает?
– Знаете, я в свое время остался жить в Самаре не только потому, что играл в «Крыльях Советов» и люблю эту команду. Просто так, как в Самаре мало где умеют принимать гостей. Поэтому-то от вас никто и уезжать не хочет. Взять хотя бы «Крылья» в то время, когда я за них выступал. Почти все в команде были приезжими, но затем перебрались в Самару насовсем. Имею в виду и себя, и Васю Мазура, и Сергея Шишкина, и Андрея Резанцева, и Сергея Лущана… Боюсь, еще и забыл кого-то. Вот поэтому я тоже стараюсь отплатить Самаре взаимностью за эту любовь.
А что касается нынешних отношений с «Крыльями Советов», то это в основном отношения личные, которые сложились, к примеру, с Сашей Федосеевым, исполнительным директором клуба, с другими руководителями «Крыльев». В то же время и клуб всегда мне помогает, если я обращаюсь с какой-либо просьбой. В принципе, я чувствую себя человеком из «Крыльев Советов». Разве что в составе на поле не появляюсь.
– С Александром Тархановым у вас какие отношения?
– Нормальные.
– Помнится, в свое время он высказывал серьезные претензии в ваш адрес…
– Это старые обиды, вспоминать которые не стоит. Это жизнь, и прожить ее без всяких обид невозможно. Когда-то у нас с Тархановым была напряженная ситуация, но, думаю, только из-за того, что в нее вмешались злые языки.
Капитаном стал случайно
– В чем принципиальная разница между «Крыльями» Александра Аверьянова и Александра Тарханова? Не в плане игрового почерка, а по взаимоотношениям в коллективе.
– У Тарханова более западный подход – ему не нужно, чтобы команда была дружной, сплоченной за пределами поля. Наоборот, делается ставка на конкуренцию, и в этой конкуренции игроки проявляют свои лучшие качества, растут. У Аверьянова же в коллективе всегда один был за всех и все за одного. И футболисты собирались нередко после матчей вместе, дружили семьями. Кстати, в «Кривбассе» подобралась такая же сплоченная команда, очень приятные ребята.
– Вы уже в одном из первых своих матчей в «Кривбассе» надели капитанскую повязку. Показатель доверия со стороны партнеров?
– Получилось все, в общем-то, случайно. Капитана нашей команды заменили, а бежать через все поле с капитанской повязкой мне запретил главный тренер – человек весьма импульсивный, постоянно находится у бровки. Матч к тому же был напряженный, а потому тратить лишние силы действительно смысла не было. Игра была, кажется, с киевским «Динамо».
– В одном из эпизодов того матча, помнится, вы довольно грубо атаковали хавбека киевлян Черната. Украинский чемпионат вам кажется более жестким, чем российский?
– Когда приходится играть с «Шахтером» или «Динамо» судьи всегда симпатизируют этим двум командам. Поэтому и футболисты этих команд в приемах на поле не церемонятся – легко могут ударить сзади по ногам. Стараться отвечать им все-таки нужно, хотя бы иногда. С одной стороны, сыграть жестко, с другой – так, чтобы у судьи не было повода сразу предъявить тебе красную карточку. Вообще, судейский беспредел в играх с участием киевлян и «Шахтера» – дело обычное.
– Другие клубы на это никак не реагируют?
– Реагируют, требуют наказывать судей. Судей наказывают, и тогда они выходят после дисквалификации еще более обозленными на некоторые команды.
– Но очки фавориты все же теряют. Вот и вы с «Динамо» добились нулевой ничьей.
– Но сколько сил это отнимает, вы даже не представляете! Такие игры идут за пять обычных. В чемпионате Украины расклад такой, что реально стоит рассчитывать только на очки в домашних матчах. Если удастся «зацепить» ничью на выезде – это практически приравнивается к победе. Вот вам пример: «Волынь» из Луцка дома выиграла почти тридцать матчей подряд! Кстати, в этой команде один из лучших – Виталий Розгон, в свое время так и не сумевший закрепиться в «Крыльях».
Не разглядел талант в Каряке
– В 2000 году вы уехали из Самары в нижегородский «Локомотив» как раз в то время, когда в самарскую команду прибыли те, кто составляет сейчас ее костяк – Лавренцов, Дохоян, Ковба, Каряка и другие. В ком-то из них вы будущих звезд разглядели?
– Ковба никогда ничем особенным не выделялся. Единственное что – подвижный и работоспособный. С техникой проблемы были, игровое мышление тоже не на уровне. Теперь же – на ведущих ролях и в «Крыльях», и в сборной Белоруссии. Так часто бывает – на первый взгляд игрок не производит особенного впечатления, а позже раскрывается, становится звездой. Так и Каряка – показался мне лишь одним из многих среди тех, кто приезжал на просмотр. А сейчас Андрей делает в «Крыльях» погоду. Тарханов умеет научить даже «деревянного» игрока как следует работать с мячом, что уж говорить о таких талантах, как Каряка.
И уж совершенно точно я не ожидал, что так далеко пойдет Антон Бобер. Помню, это был совсем молодой футболист, немного умевший возится с мячом, но при этом совсем слабый в плане физики. И напротив – когда появился в «Крыльях» Владимир Шунейко, сразу было видно: отличный защитник, и это впечатление никак не смазывала даже то, что он прибыл на просмотр не в оптимальной форме. Так же и Карен Дохоян. На его первой тренировке я, честно говоря, подумал: настоящая собака, глаза горят, только кровь покажи – и съест.
Но более перспективными казались мне те игроки, которые пришли в самарскую команду немного пораньше – Тетерин, Иванов и особенно Кайнов. Жаль, что Константин не остался в «Крыльях Советов». Хотя, наверное, в этом виноват не только клуб, но и сам Кайнов.
49 очков было и в 1997-м
– Нередко приходится слышать мнение, что нынешним «Крыльям» не хватает самоотдачи, не всегда футболисты на все сто выкладываются на поле.
– Думаю, отчасти это связано с переизбытком легионеров в команде – те же бразильцы, приезжающие в Россию, по своему складу характера таковы, что не могут постоянно выступать на высоком уровне. В свое время, при Александре Аверьянове, мы, футболисты, просто не простили бы друг другу какого-то равнодушия на поле, не представляли, как можно не оставить все силы в игре при такой поддержке самарских болельщиков. И очень важно, чтобы в основном составе команды находилось место для местных футболистов. Еще не так давно они были – взять тех же Циклаури, Тетерина. Сами подумайте: как местный игрок не выложиться полностью перед родными болельщиками? Случалось, конечно, что мы проигрывали, но я никогда не слышал упреков от тех, кто приходил поддержать нас на стадион. Потому что все видели, как мы боролись, не щадили себя, так что упрекнуть нас действительно было не в чем. Теперь же в «Крыльях» на поле много звезд, а болельщики нередко плюются после матчей, когда эти звезды вдруг не могут одолеть аутсайдера.
– Но все же у Александра Тарханова есть весомый аргумент – это рекордные для российской истории команды результаты.
– Посмотрите на это с другой стороны. С теми же 49 очками, что у «Крыльев» было в минувшем сезоне, мы становились в 1997 году седьмыми. А ведь тогда самарский клуб имел куда более скромные финансовые возможности, нежели сейчас. При этом «Крылья» поступательно шли вверх – были девятыми в 1996 году, потом седьмыми, и только финансовый кризис создал клубу серьезные трудности и не позволил тогда развиваться дальше. Нам нужно было немного укрепить состав – и мы добились бы как минимум того же попадания в пятерку лучших.
Пиджак и галстук на поле не понадобится
– Будет справедливо сказать, что в нынешних «Крыльях» вам больше всего импонирует Андрей Каряка?
– Каряка и Пошкус. Пошкус – настоящий боец, который никогда не сдается. На нем постоянно висит по нескольку защитников, а он не уходит от борьбы. Да, реализация моментов у него не очень хорошая, но это можно исправить. В похожем стиле действует в ЦСКА Денис Попов.
– Вам, как защитнику, было бы тяжелее всего именно против такого таранного форварда?
– Нет, мне сложнее, когда нападающий юркий, невысокого роста.
– Кого считаете сильнейшим на данный момент в вашем амплуа в России?
– Выделю Сергея Игнашевича. Уже в то время, когда мы играли вместе в «Крыльях», было видно, что из него получится классный футболист. Но темпы его прогресса впечатляют. Думаю, в России Сергею нет равных. Он может с полным правом сказать, что «Локомотив» стал чемпионом именно с его приходом. Искренне рад за Игнашевича.
– Не так давно в гостях в «СЭ-Самара» побывал экс-либеро «Крыльев Советов» Василий Мазур. Он сказал, что к футболисту его амплуа мяч должен долетать изорванным в клочья, а сам он, как либеро, должен выходить на поле в пиджаке и галстуке. А какую одежду вы бы посоветовали игрокам своего амплуа – «персональщикам»?
– Что касается Василия, то этот ответ в его стиле – мы, «персональщики», имею в виду себя, Сергея Шишкина и Андрея Резанцева, бывало, специально пускали форвардов соперника поближе к своим воротам – чтобы наш либеро Мазур не заскучал и тоже подкатился разок-другой! Шучу, конечно. А игрокам моего амплуа чистой одежду во время матча не сохранить. Так что какой-нибудь бомжовский наряд пришелся бы в самый раз.
О ком или о чем статья...
Попхадзе Зураб Тамазович