Войти

Александр Макаров: «Никого и никогда не учу жить»

«Московский Комсомолец в Самаре», 11.04.2007

Вратарь «Крыльев Советов» Александр Макаров не любит говорить о личной жизни. Зато он охотно делится своими мыслями о футболе и не только.

«Футбол сродни религии»

– Саша, футбольные вратари – это действительно особая каста?

– Не могу сказать, что они особая каста. Просто амплуа подразумевает ряд определенных качеств, которые присущи только определенному кругу людей. Вратари не хуже или не лучше других, они просто другие.

– В связи с этим не хочется иногда проявить характер?

– Характер нужно проявлять на поле и тренировках. В жизни характер должен быть гибким. Не могу сказать, что я абсолютно простой человек. Помните, как говорят: «Простота хуже воровства»? Скорее, мой характер – это некий симбиоз различных качеств, которые по-разному проявляются на поле и в жизни.

– Мыслей или желания поиграть за границей не возникало?

– Вопрос достаточно сложный. Поскольку вратарю за границей не легко. Можно вспомнить самый «свежий» пример Руслана Нигматуллина. Здесь, в России, он был одним из самых лучших вратарей, был лидером в команде и звездой для публики. Пока у него не появилось твердое намерение поиграть в итальянской «Вероне». Мне кажется, что этим поступком он перечеркнул многое, и, в первую очередь, те результаты, которых он смог добиться в России как вратарь. Я не уверен, что мне хочется туда. Я прагматичный человек, и высказывания из серии «если бы, да кабы» – не для меня. Сегодняшнее мое положение в «Крыльях» меня устраивает.

– Как вам в роли основного вратаря?

– Дело в том, что сами понятия «первый вратарь» или «основной» – достаточно условные. Если человек абсолютно уверен в себе, это не значит, что он обязательно будет все время играть. Мои внутренние ощущения не изменились с прошлого сезона, когда я меньше играл.

– Как получилось, что вы стали вратарем?

– Я всегда был немного выше своих сверстников…

– Могли бы тогда стать рослым защитником…

– Нет, я в футбол пришел из баскетбола. Помню, тренер спросил: «Кто умеет с мячом обращаться руками?». Отвечаю: «Я». Вот так с легкой руки первого тренера и определилась моя дальнейшая спортивная судьба.

– Что для вас значит футбол?

– К футболу у меня очень серьезное отношение, потому что он, наверное, сродни религии. Всеми материальными благами, которые у меня сейчас есть, я обязан футболу.

– Как можете охарактеризовать свой спортивный принцип?

– Результат превыше всего.

– Достаточно распространенное среди спортсменов мнение. Перефразируя, можно сказать, что для победы все средства хороши?

– Могу сказать, что футбол – это война. А на войне температуру не меряют.

– Можете определить свою манеру игры?

– Футбол развивается, развиваются и игроки на всех линиях: от вратарей больше требуется универсализма – игра на линии ворот, игра на выходе, чтение игры.

– Вратари часто что-то подсказывают, а иногда и руководят действиями полевых игроков…

– Если говорить честно, то я знаю, что половину подсказов полевые игроки не слышат. Все-таки они находятся на приличном расстоянии от меня: 10–15 метров. Но я также знаю, что некоторые футболисты умудряются услышать мои подсказы. Потому что они внутренне как бы настроены на такую волну, чтобы слышать указания и рекомендации со стороны, в том числе, и от вратарей. В основном, подсказ чаще направлен защитникам. Мы ведь не о погоде или о чем-то отвлеченном разговариваем. Есть определенный набор фраз, который позволяет выразиться точно и помочь игроку сориентироваться в ситуации. Ведь не секрет, что игроки в поле получают большую нагрузку. На этом фоне усталости скорость реакции и двигательные функции немного замедляются. Футболист может не совсем правильно оценить игровую ситуацию и принять не совсем верное решение, или элементарно чего-то не заметить. Для этого и существует подсказ.

– С трибун часто кажется, что вратарю бывает не видно за игроками мяч. Это так?

– Бывает не видно мяч, когда исполняется прямой удар, и передо мной в двух-трех метрах находится какой-либо игрок. А со стандартов мяч видно всегда.

– Вспомните самый обидный гол.

– Знаковых голов, таких как, например, у Александра Филимонова, у меня пока не было, тьфу-тьфу.

– Вы – верующий человек. Откуда в вас это?

– Не могу сказать, откуда конкретно. Наверное, от общения с людьми старшего поколения. Нужно достичь какого-то определенного возраста, чтобы понять, какое значение для тебя имеет вера и религия. В детстве мне нравилось ходить в церковь, потому что там было очень красиво, и она мне тогда казалась огромной. Теперь, когда повзрослел, она кажется такой маленькой.

«Агрессия – удел слабых»

– Как воспринимаете критику в свои адрес?

– Со стороны журналистов? Очень хорошо, если эта критика конструктивная. Я даже готов снять перед этим человеком шляпу. Вызывает уважение тот человек, который сможет мне четко и аргументировано доказать, что я делаю что-то не так. Но поверьте, таких людей мало. Критика критике рознь. Кто-то может повесить ярлык, и потом надо будет очень долго его с себя снимать. Поэтому к тому, что обо мне пишут и говорят, отношусь сдержанно.

– А от других людей по жизни?

– В социуме я вообще критику не воспринимаю, поскольку живу по принципу: «Не говорите, что мне делать – я не скажу, куда вам идти». Сам я никого и никогда не учу жить, так как считаю, что это непозволительно и кроме самого человека никто не знает, как лучше поступить и как жить.

– Что вы еще цените в людях?

– Открытость, в достаточной мере простоту, не агрессивность, потому что агрессия – удел слабых. Не могу сказать, что честность – понятие относительное. В целом, обычные положительные человеческие качества.

– Саша, бывали случаи, когда вам, как публичному человеку, приходилось надевать маски в зависимости от ситуации?

– Вы знаете, мне очень повезло в этом смысле. В моей жизни практически не бывает моментов, когда мне нужно было бы лицемерить, грубо и открыто, так, чтобы все это видели. Это я делаю настолько редко, что даже и не помню, когда был последний раз… Вообще, не могу сказать, что я публичный человек. Хотя интерес к футболистам и ко мне в частности, конечно, чувствуется. Поэтому приходится быть более сдержанным. Если говорить серьезно по поводу известности и всего прочего, я знаю, все законы популярности применимы к действующему спортсмену, певцу, актеру и так далее. Общаться с прессой я никогда не отказываюсь: если кого-то интересует мое мнение, я с удовольствием его высказываю. Потому что когда тебя ни о чем не спрашивают и не интересуются твоим мнением, то, скорее всего, ты умер как футболист.

«Личная жизнь – это табу»

– Где, кроме стадиона, можно увидеть Александра Макарова?

– Там, где можно покушать, выпить кофе, пообщаться. Кстати, к кофе меня приучил Огнен Короман. Мы с ребятами иногда ездим на пару часов куда-нибудь посидеть, поговорить.

– Чем занимаетесь в свободное время?

– Смотрю телевизор, сплю, читаю книги, газеты, журналы. Кстати, также в свободное время я готовлю к защите научную работу.

– ???

– Моя научная работа практически готова. Тема: «Развитие антисипации (предвосхищения ситуации) у вратарей 12–14 лет». Суть работы заключается в том, что предвосхищение ситуации можно тренировать.

– Когда будете защищаться?

– Однозначно в отпуске, когда буду на 100 % уверен в том, что все готово.

– С кем в команде близко дружите?

– Во-первых, хочу сказать, что со всеми игроками у меня ровные отношения. Потому что футбольная команда – это семья. И со временем привыкаешь ко всем окружающим тебя людям, относишься ко всем привычно хорошо, недостатки уходят на второй план, затем забываются вовсе. Близко общаюсь с Игорем Шевченко, Антоном Бобром, Лешей Медведевым, Кшиштофом Лонгевкой.

– Знаю, вы любите спортивное фото…

– Да, отношусь к спортивному фото как к еще одному виду искусства. Поскольку на спортивной фотографии отображено такое положение тела в пространстве, которого в обычной жизни не увидишь, или увидишь, но не остановишь этот момент.

– У вас, наверное, накопилось много фотографий с вашим изображением? Как вы с ними поступаете?

– Да, я прошу ребят из пресс-службы напечатать мне фото с сайта «КС». Часто журналисты после игры дарят фотографии с моим изображением. Часть этих фото я дарю на память знакомым, друзьям. Часть – храню, в основном в альбомах. В нашей питерской квартире жена соорудила своеобразный фотоуголок, где не только спортивные фото, но и семейные.

– Какую информацию просматриваете на сайте «КС»?

– Не могу сказать, что я частый гость нашего сайта. Когда есть свободная минутка, просматриваю всю информацию, в том числе, и пожелания игрокам.

– Было когда-либо в этих пожеланиях что-то, что вас могло удивить?

– Если честно, меня вообще удивить очень сложно. Любую людскую реакцию можно предугадать. Если в игре одержали победу, никто не напишет про футболистов плохо. Если проиграли, то можно ожидать, что болельщики будут не довольны. Люди пишут то, что они думают, только и всего.

– Расскажите немного о вашей супруге.

– С моей супругой мы познакомились на дне рождения общих знакомых. К решению пожениться мы шли достаточно долго. Сейчас пока она живет в Санкт-Петербурге, в Самаре бывает наездами. Пожалуй, это все, что я могу вам рассказать о своей личной жизни. Потому что личные темы для меня – табу. Я считаю, что единственное, на что у меня есть право, так это на личную жизнь, поэтому я не сторонник рассказов о ней.

– Жене можете дома помочь по хозяйству? Приготовить что-нибудь?

– Категорически нет, я в этом плане консервативен. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом: мужчина зарабатывать деньги, женщина – вести хозяйство.

– Вы в Самаре играете уже два года. Есть ли здесь места, где любите бывать?

– Рестораны с хорошей кухней. Иногда хожу здесь в церковь. А вообще я не люблю толпу. Пешие прогулки по набережной не для меня, потому что я устаю на тренировках.

Конечно, на Волгу смотреть приятно… Еще мы с ребятами ездим купаться. Кстати, летом собираемся с тренером вратарей Юрием Шишкиным на подводную охоту на раков, а также будем бить щуку. Николаич в этом деле большой мастер.

Пристрастия

Блюдо: европейская кухня.

Писатель: русская классика.

Фильм: советские комедии, «Легенды осени», «Знакомьтесь: Джо Блэк».

Увлечения: книги.

Машина: джип «Лексус» LX470.

Безалкогольный напиток: кофе и «Кока-кола».

Алкогольный напиток: красное вино.

Блиц-опрос

Если время суток, то…

– любое, кроме раннего утра.

Если стиль в одежде, то…

– по размеру.

Если отдых, то…

– в Объединенных арабских эмиратах.

Если сказочный персонаж, то…

– Дон Кихот.

Если историческая личность, то…

– царь какой-нибудь, нет, Суворов.

Если российский футболист, то…

– все игроки «Крыльев».

Если зарубежный футболист, то…

– Мэттью Бут.

Плотникова Татьяна

О ком или о чем статья...

Макаров Александр Викторович