«Самара Спорт-Экспресс», 17.10.2002
На днях гостем редакции «СЭ-Самара» стал полузащитник самарских «Крыльев Советов» Андрей Каряка, один из лидеров не только своего клуба, но и российской сборной. Вот только травма, полученная в недавнем матче «Крыльев» со «Спартаком» в Москве оставила Андрея на некоторое время вне игры. Впрочем, внимания к персоне Каряки этот факт никак не убавил. Скорее даже наоборот – у Андрея появилось время пообщаться с представителями СМИ, чем те незамедлительно воспользовались.
Тренировки без перегрузок
– Давит ли на вас популярность, большое внимание средств массовой информации.
– Мне это нравится и я к этому постепенно привык. Раньше, случалось, терялся перед камерами, волновался, не мог слова правильно выговорить… А вообще очень приятно, что теперь многие люди узнают меня на улице.
– Теперь у вас из-за травмы появилось немало свободного времени. Наверняка стараетесь побольше внимания уделить семье.
– Конечно. Я собирался на время сбора в Новогорске отпроситься у Александра Федоровича (Тарханова. – Прим. А. Ф.), но он сам первым подошел ко мне и узнав, что моя семья находится сейчас в Самаре, отпустил меня из команды до 19 октября. Честно говоря, поначалу не думал, что травма может оказаться серьезной. Но теперь нередко даже в быту чувствую боль в голеностопе, если как-то не очень удачно ставлю ногу. Пока продолжаю заниматься физиотерапией, посещаю тренажерный зал. В принципе, лечение такой травмы о восстановление после нее занимает около месяца.
– То есть в вопросе вашего возвращения на поле в нынешнем сезоне ясности нет. А ведь если вы не вернетесь, то не сможете побить рекорд бомбардиров «Крыльев» за сезон в чемпионате России – 11 мячей. Вы могли бы забить двенадцатый…
– Ничего страшного – этим вопросом еще и Пошкус занимается (смеется). Для меня не имеет значения, кто из нас в итоге окажется в списке бомбардиров выше – я или Робертас, мы оба играем на команду.
– После матча со «Спартаком» к вам никто из команды соперников не подходил, не извинялся за нанесенную травму?
– Нет, только с Владимиром Бесчастных как-то затронули эту тему в сборной. Собственно, там и извиняться не за что: я жестко поставил ногу, а Данишевский со всей силы ударил по мячу, поэтому голеностоп ушел в сторону.
– Это ведь не самая серьезная травма в вашей карьере?
– Да, однажды, когда я еще играл за киевский ЦСКА, из-за растяжения связок спины пропустил полгода – пока лечился, пока восстанавливался. А в запорожском «Металлурге» как-то травмировал оба голеностопа – месяца три не мог бить по мячу.
– Известно. что повреждения футболисты получают обычно или из-за неправильного тренировочного процесса или из-за грубости на поле…
– У футболистов «Крыльев Советов» все повреждения, как легко заметить, случаются только по второй причине. У нас рабочая обстановка, перегрузок, вследствие чего, скажем, рвутся связки, не бывает.
«Крылья» были сильнее, но победил «Спартак»
– В украинских командах физические нагрузки наверняка более высокие.
– Да, и у многих моих партнеров по украинским командам случались надрывы мышц, задней поверхности бедра – это из-за переутомления, что особенно часто случается на сборах. Но при этом нельзя сказать, что если в «Крыльях» игроков не так сильно нагружают, то мы плохо готовы физически. Посмотрите, в нынешнем сезоне мы многих своих соперников просто перебегали – взять те же матчи с «Шинником» «Сатурном», «Спартаком»…
– Но «Спартаку» «Крылья» все-таки проиграли.
– Так получилось, но во многом это было случайное поражение. Возможно, где-то в подсознании была недооценка соперника – летом мы «Спартак» в товарищеском матче 6:0 обыграли, а тут еще на его игру в Лиге чемпионов посмотрели. Были уверены, что выиграем и очень этого хотели, поэтому при счете 1:1 даже защитники наши вперед побежали.
– Александр Тарханов говорил после игры о том, что его команда пока не готова к борьбе за высокие места – это сразу становится заметно, когда приходит пора решающих матчей.
– Может быть, но с другой стороны ведь до этого мы играли такую же важную, решающую встречу с «Сатурном» и победили.
– Робертас Пошкус, побывав недавно в гостях у «СЭ-Самара», сказал, что «Крылья» по уровню игры стоят на порядок выше «Спартака». Вы согласны с этим мнением?
– На данный момент это действительно так.
– Очная игра разве не доказала обратного?
– Игра – нет. Только счет был не в нашу пользу. Хотя правы и те, кто говорит, что игра забывается, а результат остается. Что ж, есть над чем работать.
– Как вы отнеслись к комментариям прессы, касавшимся игры со «Спартаком»?
– Много было всякой ерунды.
– Будь вы главным редактором спортивной газеты, как бы вы озаглавили материал об этом матче?
– «Крылья» были сильнее, но победил «Спартак». Мне кажется, это было бы справедливо.
В еврокубках Россию преследует невезение
– Для вас существуют удобные и неудобные соперники?
– Раньше думал, что таким является «Анжи». Но в этом году мы махачкалинцев дважды обыграли. У «Спартака» вот ни разу не доводилось выигрывать. Удобным соперником, наверное, можно назвать «Аланию», у которой в последнее время часто выигрываем.
– Нальчикский «Спартак» кажется вам удобным соперником?
– Пока сложно сказать. Но вообще-то я не понимаю нынешнюю формулу Кубка России. Почему мы должны два раза подряд играть на выезде? Более правильно, на мой взгляд, было бы проводить два матча – дома и в гостях, начиная с 1/8 или 1/4 финала. Можно жребий бросать или оставить формулу такой, какой она была до этого
– Вы о том, что играть предстоит именно в Нальчике, узнали недавно?
– Нет, давно знал. Но все равно надеялся, что протесты «Крыльев» по этому поводу возымеют действие.
– В нынешнем розыгрыше Кубка России перед командой задачу выиграть его не поставили?
– Нет. В предыдущем розыгрыше такая задача стояла. Но смысла это не меняет. Задача, собственно говоря, одна – победа в каждом матче. Думаю, в «Крыльях» никогда не будет сделана ставка на один из этих турниров, чтобы в другом команда расслаблялась и отдыхала на поле.
– Согласитесь, что игроки и тренеры практически всех российских команд говорят примерно тоже самое – мол, мы в каждом матче играем на победу. В средних украинских клубах, за которые вы выступали, такая же ситуация или возможны варианты?
– Хотелось бы оставить этот вопрос без комментариев. Варианты вообще-то всегда есть.
– За чемпионатом Украины вы по-прежнему следите?
– Читаю «СЭ», иногда по «НТВ+» матчи украинского первенства тоже показывают. Недавно наблюдал за матчем близких мне команд – «Арсенала» (это бывший ЦСКА, за который я играл) и «Днепра» из Днепропетровска – города, где я начинал свою карьеру.
– Не кажется ли вам, что уровень чемпионатов России и Украины сейчас примерно одинаков? И выровнялся он не потому, что сильнее стали играть на Украине…
– И те, и другие повылетали на ранних стадиях в еврокубках, так что доля правды в этом наверняка есть. Но, с другой стороны, им достались сильные соперники, в том же чемпионате Турции уровень несомненно растет.
– Уровень швейцарского чемпионата тоже?
– Нет, тут, наверное, дело в слабости «Спартака». А «Зениту» в играх с «Грассхоппером», считаю, просто не везло. Как и ЦСКА с «Пармой». Вообще нам что-то много не везет в последнее время. Хотя наивно объяснять все только невезением.
– Поражение «Крыльев Советов» от «Виллема II» в Кубке Интертото – это тоже невезение?
– Это был уж совсем нефартовый день. Опять последние минуты… Надеялись, что запаса в два мяча после домашней встречи окажется достаточно.
– Как же это совместить с тезисом об игре на победу в каждом матче?
– Были невнимательны, а где-то в глубине души каждый думал, что все стало ясно уже после матча в Самаре.
Приятнее всего играть на «Металлурге»
– Что думаете по поводу недоигранного матча сборных России и Грузии? Какое решение УЕФА показалось бы вам справедливым в этой ситуации?
– Переигровка в Тбилиси. Считаю, что грузинские болельщики не должны лишаться зрелища. Виноваты ведь не они, а группа молодых людей, ставших зачинщиками беспорядков.
– Какой из российских стадионов оставил у вас наибольшее количество негативных впечатлений в плане поведения болельщиков, хамства на трибунах?
– Раньше мы в Махачкале проигрывали, и местный народ был всегда доволен, нам сочувствовали – мол, хорошо «Крылья» играли. В этом году мы у «Анжи» на его поле выиграли и после этого матча я услышал с трибун много нового о себе. А приятнее всего играть, конечно, в Самаре – стадион всегда заполнен и поддержка обеспечена.
– После матча со «Спартаком» в Москве болельщики красно-белых желали вам скорейшего возвращения на поле. Вас не удивило такое отношение к себе со стороны болельщиков соперника?
– Я думаю, что если бы «Спартак» нам проиграл, они выкрикивали бы совсем другие слова.
– Вы считаете себя одним из лидеров нынешней сборной России?
– Нет. Но стремлюсь к этому. Пока что есть уверенность в своих силах и чувство, что я могу закрепиться в основном составе.
– Ваш прогноз на исход борьбы в нашей отборочной группе. Понятно, что на первое место вы отдадите России. Но все равно ли вам, кто станет вторым?
– В общем-то, все равно.
– То есть симпатий к Грузии как республике бывшего СССР у вас нет?
– В грузинской сборной я знаю некоторых футболистов, того же вратаря Гварамадзе, выступавшего в «Крыльях», полузащитника Дараселия, с которым мы вместе играли в ЦСКА. Если Грузия выйдет – буду только рад за нее.
– За Украину тоже переживаете?
– Не то чтобы переживаю, но какие-то эмоции игра этой сборной у меня, конечно, вызывает. Приятно. Что Украина победила Грецию.
– Перед чемпионатом мира вас в последний момент все-таки вызвали в сборную России, но затем вы попали в число «отцепленных» от «азиатского экспресса». Не пожалели тогда, что выбрали сборную России, а не Украины?
– Когда я отправлялся на тот сбор перед чемпионатом мира, то был абсолютно спокоен – понимал, что на чемпионат меня уже не возьмут. Так что не могу сказать, что расстроился очень уж сильно. В конце концов, все что ни делается – к лучшему.
– Внутренняя атмосфера команды Романцева и команды Газзаева сильно отличаются?
– У Романцева я поначалу вообще чувствовал себя не в своей тарелке. Как знать, может быть, у меня и в той команде все могло неплохо сложиться, если бы не эта нервозность. Смотрел на своих партнеров снизу вверх…
– А в игровом плане отличий много?
– У Газзаева футбол более атакующий, если кратко говорить. Хотя при этом всегда остаются пять человек в обороне.
– Команды Газзаева традиционно демонстрируют результативный футбол – они и забивают много голов, и пропускают тоже немало. Вам какой счет пришелся бы больше по душе – 6:3 или 3:0?
– Оба этих счета неплохие, если твоя команда выиграла. 3:0 – это показатель хорошей игры в атаке и надежной в обороне. 6:3 – это все-таки заметный крен в сторону атаки.
– Вы могли бы сравнить требования, которые предъявляет вам в клубе Александр Тарханов, с требованиями Валерия Газзаева в сборной?
– У Александра Федоровича больше импровизации. У Валерия Георгиевича все знают свой маневр заранее.
Однажды забил с центра поля
– Обычно вы со своего левого края смещаетесь в центр, к штрафной, а не уходите к лицевой линии, чтобы сделать оттуда прострел. Почему?
– Потому что после смещения в центр можно и по воротам пробить, и с партнером мяч разыграть. А от лицевой кроме навеса сделать что-то сложно. Но сейчас многие защитники, зная мою манеру, дают мне идти по бровке, закрывая возможность ухода в центр.
– Ваша манера не связана с тем, что правая нога у вас сильнее левой?
– Это тоже правда. Левой я пока только подавать учусь.
– Вы уже касались темы импровизации. Летом вы выдали целую серию красивейших голов – били точно в дальнюю «девятку». Первый такой удачный выстрел стал плодом импровизации, а потом вы этот удар совершенствовали?
– Нет, я и раньше бил, только в ворота не попадал. А когда стал попадать – появилась уверенность – ну я и пошел в каждой игре «колбасить»!
– Какой мяч из этой голевой серии вы считаете самым красивым?
– В ворота «Торпедо» в Самаре. До ворот метров 35 было, но удар таким вышел, что я мог и сетку порвать. Тогдашний тренер торпедовцев Шевченко даже на вратаря вину не стал возлагать – гол на загляденье вышел.
– С вашим ударом почаще бы штрафные исполнять.
– Я бью их нередко. Но пока получается не очень – могу разве что скосить ударом человека в стенке.
– С попаданиями в «девятку» связана и забавная история. Как известно, Владислав Радимов после каждого такого удара взялся целовать вашу бутсу. Чья это была инициатива?
– Ну да, конечно. я к нему подбежал бы и сказал: «На, целуй мою бутсу!» Такие вещи у нас только Радимов и придумывает. Наверное, ему понравилось. А мне потом бутсы чистить не надо.
– Гол в ворота «Торпедо» – самый красивый в вашей карьере?
– Один из самых – это точно. Еще на юношеском уровне однажды забил с центра поля – вратарь что-то расслабился у соперника.
– В прошлом году вы тоже шедевры выдавали не раз. Один эпизод в игре с тем же «Торпедо» в домашнем матче чего стоит! Напомните?
– Да я просто бежал вдоль штрафной, не знал кому пас отдать. А защитники один за другим расступаются. Добежал я до вратаря, с перепугу ударил в него, Анжело добил мяч в ворота. Ничего необычного, по-моему.
– Ничего, если не брать во внимание тот факт, что вы половину торпедовцев по пути обыграли.
– Так они же расступались… Вообще, на скорости легко всех обыгрывать. Главное мяч взять под контроль.
Обмен на Сычева кажется бессмысленным
– С вами ведь защитники нередко персонально играют, хотя вы не нападающий.
– Да, но это дает и свои преимущества. Если обыграл опекуна, то сразу появляется пространство. С другой стороны, по ногам лупят прилично. Против «Сатурна» в этом плане тяжело играть – все защитники жесткие. Но мне-то что жаловаться – посмотрите на Пошкуса. Его по двое держат. А он их на плечи сажает и бежит.
– Пошкус говорит, что у него ноги после матчей сильно болят. У вас тоже?
– Насчет Пошкуса – ничего удивительного. Он игрок техничный, вот его по ногам все время и бьют. Я не техничный, поэтому мне полегче.
– Давайте коснемся одной из ваших любимых, наверное, тем – перехода в другой клуб. Какие новости слышали о себе по этому вопросу за последнее время?
– Ой, там длинный список. «Спартак», ЦСКА, «Локомотив» еще теперь… Узнаю обо всем этом из интернета.
– Какой из этих слухов показался вам наиболее нелепым?
– Вариант обмена меня на Сычева. По-моему, в этом нет никакого смысла. Он дисквалифицирован, за него нужна компенсация…
– А ваша трансферная цена сейчас какая? Насколько сами себя оцените?
– Большая цена. Но, честно, точно не знаю.
– Спросим иначе: в России есть игроки дороже вас?
– Думаю, есть. Но точно в вопросах моей цены разбирается только руководство нашего клуба.
– Сколько еще действует ваш контракт?
– Полтора года.
– Но если продолжить разговор на вашу любимую тему – во сколько процентов оцениваете вероятность своего ухода из «Крыльев»?
– В ноль процентов.
– Через месяц вероятность может увеличиться?
– Не думаю. Хотя от меня здесь не все зависит – решать руководству клуба. Не буду отрицать, что со временем хотел бы уехать в один из сильнейших европейских чемпионатов, но пока говорить о чем-либо рано.
О ком или о чем статья...
Каряка Андрей Константинович