Войти

Андрей Каряка: «Позиция инсайда мне знакома»

«Самарская неделя», 25.07.2003

Забив два гола в матче 17-го тура с питерским «Зенитом», полузащитник команды «Крылья Советов» Андрей Каряка впервые возглавил гонку бомбардиров чемпионата премьер-лиги. После этого матча на его счету стало 8 голов. И дело даже не в его дубле, позволившем нашей команде впервые в сезоне отыграться, проигрывая по ходу матча в гостях – 0:2. Вот и скажите после этого, что у команды Александра Тарханова не хватает характера. Ведь самарцы могли даже выиграть этот матч, забей один из двух голевых моментов Робертас Пошкус, или достигни цели дальний удар все того же Каряки, или решись арбитр встречи – москвич Ходырев, назначить пенальти за явное нарушение правил против бразильца Соузы, которого на исходе матча остановили с фолом в своей штрафной защитники питерской команды. Но ничего этого не произошло. Хотя от этого игра полузащитника «Крыльев», получившего приз лучшего игрока матча, но перед этим получившего травму и вынужденного пропустить домашнюю игру с «Торпедо», хуже не стала. А по возвращении из Санкт-Петербурга полузащитник «Крыльев» и сборной России ответил на вопросы корреспондента «Самарской недели».

– Андрей, так почему не сыграл против «Торпедо»?

– На предыгровой тренировке, в пятницу, перед матчем получил повреждение голеностопа. Но через три дня уже тренировался в общей группе.

– Нет такого ощущения, что нынешний сезон у тебя получается скомканным из-за травм?

– Я бы не сказал, что из-за травм я надолго оставался вне игры, ведь пропустил всего два матча в чемпионате. И еще один матч – из-за перебора предупреждений. Думаю, немного для первого круга. Да и в сборной из-за травмы я отсутствовал только на одной игре с командой Албании, когда наша сборная выиграла – 4:1.

– А такие мелкие травмы как-то нервируют, выбивают из колеи?

– Конечно, неприятно. Только одно зажило, тут же второе, потом – третья болячка. Но в то же время понимаю, что невозможно целый сезон провести без травм. Мелкие травмы всегда присутствуют, ведь футбол – это контактный вид спорта, это – не балет. И постараюсь все пережить. Хотя загадывать и давать какие-то обещания я не стану. Выйдешь на игру, вроде все нормально. А дадут по ногам – и опять будешь лечиться.

– А подобные травмы – это цепь случайностей или следствие того, что защитники стали более плотно действовать, играть по «Каряке»?

– Все зависит от того, где я их получил. Несколько раз получал мелкие травмы на тренировке в родной команде. И тут я уж не думаю, что кто-то играет против меня специально жестко. Никакой, конечно, суперплотной опеки нет. Другое дело – в официальных матчах. Вот тут бывает. Например, недавно играли с «Ротором» товарищеский матч, вот там я почувствовал к себе повышенное внимание. Присматривали за мной конкретно. Но это были игровые травмы, полученные в результате стыков.

– В игре с «Торпедо» на твоей позиции очень здорово сыграл бразилец Леилтон. Глядя, как он обострил игру на твоем фланге, забил гол, признанный одним из красивейших в туре, какие у тебя возникали мысли? Например, не думал о том, что новичок «Крыльев» может вытеснить тебя из состава?

– Конкуренция есть конкуренция, ведь незаменимых в команде нет. И мне, и Леилтону такое соперничество будет только на пользу. Но, честно говоря, я рад за него, рад, что он забил, что находит свою игру и себя в «Крыльях». Все-таки ему было тяжело первое время, пока осваивался, привыкал к нашей жизни. И это же здорово, что у нас в команде есть запасные, могущие безболезненно заменить получившего травму игрока. Здорово, что есть конкуренция, что каждый из нас должен доказывать свое место в составе на тренировках. И это не позволит мне останавливаться в своем профессиональном росте. Наоборот, сейчас возникла такая ситуация, что каждый из нас, видя конкурента, будет стараться играть лучше, прибавлять, ведь иначе можно просто потерять место в основном составе. И я не вижу здесь ничего такого – нормальная, здоровая ситуация в коллективе.

– После матча с «Торпедо» главный тренер «Крыльев» признался, что хотел бы использовать тебя на немного другой позиции – на месте инсайда, передвинув с левого фланга ближе к центру. Как ты к этому отнесся?

– Я знаю о тактической задумке Александра Федоровича. И на предыгровой тренировке играл на этом месте. Но травма не позволила выйти на поле и увидеть, как бы это получилось в матче. Но думаю, у меня еще будет шанс. Если брать схематически, то Андрей Тихонов должен был выйти на месте правого полузащитника, Леилтон – слева, а мы с Соузой – сдвоенным центром.

– Но тебе комфортно на этом месте, на фланг не тянет?

– Мне что-то сложно говорить, потому что до матча с «Зенитом» не провел на одной позиции, ни одной официальной игры за «Крылья». Но мне она знакома по играм за киевский ЦСКА-2. Поэтому особо переучиваться мне не придется, стоит лишь вспомнить те навыки.

– А как в матче с «Зенитом» чувствовал себя на новой позиции инсайда? Показалось, что в первом тайме действовал как-то скованно…

– Да нет, сразу все было нормально. Ведь о новой позиции я узнал еще перед матчем с «Торпедо» почти две недели назад. Поэтому на тренировках действовал на этом месте. И как я уже говорил, только травма помешала сыграть с торпедовцами. Но, начиная со среды, я уже тренировался в общей группе. Поначалу травма чуть-чуть беспокоила, перевязывал голеностоп. Но ни уколов, ни заморозки уже не потребовалось.

– А как оценишь гол Леилтона в ворота москвичей?

– Дело в том, что сначала его наигрывали на месте левого защитника, и ему приходилось для подключения в атаку пробегать от своей штрафной до чужой. А тут он играл на месте полузащитника, располагаясь ближе к атаке, поэтому и возможностей было забить больше. И у него неплохо получилось. Забил, конечно, красиво.

– Но для него это был первый гол в сезоне, а у тебя уже восемь. А могло быть и девять, забей пенальти в ворота ЦСКА в домашнем матче…

– Там могло быть и больше. И честно говоря, я уже забыл про него, вот ты напомнил. Просто в том матче были у меня моменты и кроме пенальти, когда я должен был забивать. Не получилось.

– А по ходу встречи об упущенных шансах вспоминаешь?

– Иногда, бывает, продолжаю думать о них. Особенно, когда матч складывается тяжело, равный счет. Когда выигрываем, тут это как-то быстрее забывается: забил, не забил, чувствуешь, что еще будет шанс отличиться и реабилитироваться. А когда команда проигрывает или держится ничейный счет, то вольно-невольно начинаешь себя корить за неиспользованный шанс. А после игры… вот тут наступает время полного анализа упущенных моментов.

– А сам для себя устанавливал план по забитым голам за сезон?

– Да, хотел забить много.

– Больше пятнадцати?

– Если бы забил пятнадцать, остался бы доволен.

– Ты провел, как и вся команда в Питере, два разных тайма. Первые 45 минут отыграл на месте инсайда, и команда проигрывала – 0:2. А после замены бразильца Леилтона занял привычное место на левой бровке. Забитые голы как-то зависели от твоего места на поле?

– Абсолютно никак, ведь первый гол я забил, действуя еще на позиции инсайда. А второй, уже сместившись на свою левую бровку. Поэтому никакой связи, как можно предположить, что, сменив место и сразу начав забивать, я не вижу.

– Согласись, что ситуация, предшествовавшая первому взятию ворот в этом матче, выглядела несколько авантюрной: ты рванулся о одиночку сразу на нескольких защитников «Зенита»…

– Честно говоря, я не думал в этот момент об авантюре… Просто появилась возможность проскочить между защитниками, затем – идти дальше и дальше. Ну я и побежал. Бежал, бежал и добежал. А все раз – и расступились передо мной. А вот в штрафной уже не было времени подумать: куда бить. Но все-таки успел поднять голову и для себя решил, что надо бить в дальний угол.

– На послематчевой пресс-конференции главный тренер «Зенита» Властимил Петржела недоумевал, почему тот же защитник Катульский не сделал тактический фол, а говоря по-простому, не срубил тебя еще до линии штрафной. А у самого не мелькнула мысль, что вот-вот должен получить удар по ногам?

– Не успел об этом подумать: просто рванулся в зону, образовавшуюся между защитниками соперника. И, похоже, они поначалу сами не поверили, что я решился на такое. Самое главное, что у меня это получилось.

– Соавторство в эпизоде, приведшем к этому голу, с тобой должен разделить полузащитник Денис Ковба. Ты ему уже «выставился» лимонадом за пас, вспоровший оборону «Зенита»?

– Это он мне должен, ведь я же завершаю атаку. И две его передачи уже превратил в голевые. Первую – в домашней игре с «Черноморцем», вторую – в матче с Питером. Но самое главное, что комбинация-то нам удалась. Одна из тех, что стараемся разыгрывать на тренировках. Но в матче получилась вообще на загляденье. Даже самому понравилась: все сделали быстро, не позволив защитникам сориентироваться и помешать нам.

– А какой из двух голов тебе самому больше понравился?

– Первый. Хотя второй получился важнее. Но их сложно сравнивать, ведь удались два разных гола. Первый был забит за счет индивидуального мастерства, второй – за счет комбинации, отыгравшись с партнером. Не менее важно, что мои голы позволили нам добиться ничейного результата. И у нас были даже возможности в концовке для того, что победить в неудачно начавшемся для нас матче.

– Перейдя на левый фланг, по ходу матча уже по привычке в центр полузащиты не тянуло?

– Было пару моментов, когда при нашей атаке я не возвращался глубоко в оборону, а оставался ближе к линии атаки. И смещался ближе к центру. Но это было не столько желание вернуться на место инсайда, сколько импровизация по ходу матча. В такие моменты Тихонов оставался на левой бровке, а я отходил в центр.

О ком или о чем статья...

Каряка Андрей Константинович