Войти

Евгений Бушманов: «Мечтаю стать чемпионом в «Крыльях»

«Самара Спорт-Экспресс», 25.10.2001

Защитник «Крыльев Советов» Евгений Бушманов, посетивший на днях редакцию «ССЭ» оказался, также как и на поле, человеком интеллигентным, рассудительным. Он не только отвечал на вопросы журналистов, но и сам кое-что спрашивал. В общем, стало понятно, почему именно Бушманов занимает в «Крыльях» столь ответственное место на поле – свободный защитник. И вопросы каверзные (то есть комбинации соперников) он на ход вперед читает, и ответы (решения во время игры) обдумывает обстоятельно. Началась беседа с Бушмановым в лучших светских традициях – с разговора о погоде.

– В последние дни установилась холодная погода – такая же, как и весной, когда «Крылья» одерживали одну победу за другой. На ваш взгляд, погодный фактор может служить объяснением удачной игры команды весной и будет ли это иметь значение осенью?

– Преувеличивать важность погоды, может, и не стоит, но определенную роль она, конечно, играет. Мы начинали чемпионат на «медленных» полях, и стартовали очень хорошо. Впервые вышли на «быстрое» (его поливали перед матчем) поле в Саратове – и проиграли. Так что вязкие поляны, наверное, действительно более удобны для нас.

– В таком случае, что скажете о ближайшем матче – с «Факелом»? В Воронеже поле наверняка будет не лучшего качества.

– Эта игра очень важна и для нас, и для «Факела». Мы сохраняем неплохие шансы зацепиться за четвертое место, «Факелу» победа нужна ничуть не меньше – чтобы остаться в высшем дивизионе. Так что отнесемся к субботнему матчу со всей серьезностью. Кстати, четвертое место дает право выступать в Кубке УЕФА?

– Только в том случае, если «Зениту» удастся победить в Кубке России. Но ведь совсем недавно речь шла о борьбе за третье место – оно и призовое, и прямую дорогу в Европу открывает. Что все-таки случилось с командой во втором круге?

– Думаю, что дело в провинциальной психологии. Меня очень удивляет, когда в команде говорят о том, что у нас легкий календарь. Получается, что можно выходить на поле и не выкладываться полностью – соперник вроде бы явно слабее. А потом смотрим на результат и удивляемся – как же так, сыграли 0:0 с «Черноморцем», «Торпедо-ЗиЛ» проиграли… В чемпионате России нет команд, которые можно обыгрывать в полноги, в каждом матче нужно выкладываться полностью – только тогда можно ставить серьезные задачи.

Победы и поражения нужно забывать быстро

– Каким же образом, в таком случае, «Крыльям» удалось стать чемпионами первого круга?

– Во многом это объясняется тем, что «Спартак» в нынешнем сезоне совсем слабый, ЦСКА и «Локомотив» свой потенциал не использовали. Мы же сделали хороший задел на старте.

– Александр Тарханов выдвигал такую версию: в первых матчах многие игроки – и вы в том числе – старались доказать, что их рано списывать со счета, старались подтвердить свою футбольную состоятельность. Потом же, увидев неустроенный быт команды в Самаре, несколько расслабились – да и немудрено было расслабиться в такой расхолаживающей обстановке – нет базы, хороших тренировочных полей, современного автобуса и так далее.

– В данном случае могу говорить только о себе. В первых турах настрой у нас и впрямь был очень серьезный, к тому же были отлично готовы физически. Правда и то, что хотелось своей игрой доказать, что в футбол играть не разучился. Думаю, что самарская обстановка не действовала на меня расслабляюще, я всегда стараюсь оставаться профессионалом – в каких бы условиях не приходилось жить и играть.

– То есть вас можно назвать профессионалом в западном понимании?

– Наверное, все-таки нет. Здесь определенную роль играет еще и менталитет – он у россиян особый. Любим мы расслабиться. Я не о том, что мы после игр водку стаканами пьем. Но и победы, и поражения мы переживаем довольно долго, не можем их сразу из головы выкинуть и настраиваться на следующий матч.

– Перед началом чемпионата, в феврале Андрей Тихонов сказал, что видит «Крылья» в этом году в тройке призеров. Как вы тогда к этому отнеслись?

– Тогда мне казалось это нереальным. На сборах в межсезонье команда не показывала той игры, которая давала бы основания для таких заявлений. Но по ходу чемпионата мы постоянно шли в тройке и в итоге вполне могли бы оказаться в призерах, попасть в еврокубки.

– Но есть и другой вопрос – готова ли Самара к еврокубкам? Известно, что для достижения успеха в спорте существуют два пути: либо добиваться хорошего результата и подтягивать под этот уровень соответствующую материальную базу, либо сначала создавать необходимые условия и ждать результата. Что является более подходящим для Самары?

– По-моему, все достаточно просто – сначала нужно что-то выиграть и надеяться, что к команде повернутся лицом. Удивительно, что этого не происходит. К болельщикам нет вопросов – они нас здорово поддерживают на каждом матче, ясно, что команда им нужна. Но решение бытовых проблем продвигается очень медленно.

– Но ведь «Крылья» уже выиграли кое-что – первый круг нынешнего чемпионата.

– Значит, этого оказалось мало. Надо еще что-то выигрывать.

– Назовите, кстати, худшую и лучшую игры «Крыльев» в нынешнем чемпионате?

– Худшая – с «Торпедо-ЗиЛ» во втором круге. Лучшая – тоже во втором круге, с лужниковским «Торпедо».

Я обещал Тарханову перейти в «Крылья»

– Давайте вернемся на год назад – к не самым приятным для вас воспоминаниям. Неужели тот матч с «Лионом», проигранный «Спартаком», был столь серьезной причиной, чтобы выдворить вас из команды?

– Это был лишь повод. Все началось гораздо раньше.

– Какие варианты продолжения карьеры вы в тот момент рассматривали? В «Крыльях» вы оказались буквально в последний момент.

– А для меня это не было столь неожиданным. Я заранее сказал Александру Тарханову, что если продолжу выступать в России, то именно в «Крыльях».

– Известно, что на вас претендовал также и «Зенит».

– Да, и «Спартак» настаивал на том, чтобы я перешел в питерскую команду. А когда на меня начинают сильно давить, я начинаю всерьез задумываться, зачем это нужно. Хотя «Зенит» готов был сразу выполнить финансовые условия «Спартака» по трансферу. «Крылья», напротив, не могли и не хотели выплачивать сразу всю сумму. Но в итоге все вышло так, как хотел я.

– Сейчас ваш трансфер полностью принадлежит самарскому клубу?

– Да.

– А когда истекает срок вашего контракта?

– По окончании нынешнего сезона.

– Что думаете делать дальше?

– Пока сложно сказать. Могут быть разные варианты.

В Москве менял квартиры через каждые два месяца

– Возможен ли вариант, при котором вы окажетесь в зарубежном клубе?

– Если это будет хороший клуб, выступающий в солидном европейском чемпионате – тогда да. А ехать, скажем, в Израиль совсем не хочется. Другое дело Испания – местный чемпионат мне очень нравится.

– Но вы уже довольно возрастной игрок и наверняка прекрасно понимаете, что предложения от по-настоящему сильного и амбициозного европейского клуба не получите.

– Не всем же играть в «Барселоне» и «Реале». Речь может идти и о достаточно скромном клубе, но выступающем в сильном чемпионате. Это ведь тоже большой опыт – честно говоря, очень хочется посмотреть на иностранный футбол изнутри, как там тренируются, готовятся к играм.

– То есть подспудно уже ведете подготовку к тренерской карьере?

– Я закончил в этом году физкультурную академию в Малаховке, так что я дипломированный тренер. Есть мысли и насчет поступления в Высшую школу тренеров. В конце концов, всю жизнь провел в футболе и тяжело представить себя вне его. Но в любом случае я рассчитываю еще минимум пять лет продолжать играть.

– Как к этому относится ваша семья? Ведь если вы в будущем станете тренером, то вновь придется скитаться по разным городам.

– Моя супруга, да и я тоже, любим менять обстановку. Когда жили в Москве, снимали квартиру то в одном, то в другом районе – меняли через каждые два-три месяца. Заграница в этом плане тоже интересна. Так что здесь большой проблемы нет.

За год в Самаре многое изменилось к лучшему

– Если вернуться к началу вашей футбольной карьеры, то какие цели вы тогда ставили перед собой и сумели вы их достичь или нет?

– В детстве я болел за «Спартак» и хотел играть в этой команде. Кроме того, мне, конечно, очень хотелось стать чемпионом страны. Все это осуществилось со временем.

– Кстати, сколько медалей и какого достоинства в вашей коллекции?

– Три медали, все золотые. В «Спартаке» вообще достаточно трудно получить серебряную или бронзовую медаль.

– Какая из этих медалей самая ценная для вас?

– Наверное, самая первая – я получил ее в 1998 году.

– Где хранится ваша золотая коллекция?

– Дома, в Москве.

– Вы достигли тех целей, которые ставили перед собой. Но при этом собираетесь продолжать играть еще минимум пять лет. Просто так, без всяких целей?

– Появляются какие-то новые задачи. Вообще, у меня есть вполне серьезная цель и сейчас – стать чемпионом России в составе «Крыльев Советов». Я понимаю, что это звучит не очень реально и достичь этого крайне тяжело. Но надо верить. В том и беда, что не все верят в свои силы, в возможности команды, за которую играют. Я думаю, что если каждый будет серьезно относится к этому, стремиться к цели, то ничего нереального в любой задаче нет. Хотя, допустим, я тоже не могу сказать, что «Крылья» в ближайшее время станут чемпионом России. Но стать призером чемпионата в их составе – по-моему, это вполне реально уже на будущий год. Почему бы и нет?

– Для этого нужна развитая футбольная инфраструктура. Как вам кажется, за нынешний год что-то в Самаре поменялось в плане возведения фундамента будущих успехов?

– Да, как мне кажется, дело двигается. Строится база, вроде бы новый автобус появится. Жаль, что Герману Ткаченко оказывается слишком мало содействия – в одиночку тащить на себе клуб ему тяжело. Но он человек настойчивый, будет добиваться своего. К тому же и в футболе он все больше осваивается.

– То есть перспективы «Крыльев Советов» на будущий год вам видятся радужными?

– Безусловно. Есть футболисты хорошего уровня, есть квалифицированные тренеры, есть болельщики – это предпосылки для достижения успеха. Хотя и работать предстоит немало.

– Если рассматривать проблему в чисто футбольной плоскости – какая линия сегодняшних «Крыльев Советов» особенно нуждается в усилении?

– По-моему, необходимость покупки еще одного хорошего нападающего ни у кого не вызывает сомнений. Нужен также, наверное, и полузащитник. Оборону уже усилили – нигериец Овие по тренировкам произвел на меня хорошее впечатление. Слышал, что собираются покупать и еще одного защитника. Ну а вратарской проблемы в «Крыльях» не существует.

– Что вы думаете по поводу совсем переставшего забивать Анжело?

– Думаю, что на его трудности можно смотреть с разных сторон. Попробуйте представить, как ему тяжело находиться столько времени вдали от жены и ребенка.

Беда российского футбола – тренеры

– Вы уже говорили о том, что не прочь поиграть в сильном зарубежном чемпионате. Но зарубежные команды в большинстве своем применяют зонный метод обороны – играют в защите «в линию». Как вы относитесь к такой системе?

– Мне бы хотелось попробовать поиграть в такой футбол. При линейной организации обороны меньше бестолковой беготни, зато думать приходится много. Если почти все солидные европейские клубы играют по этой системе – значит, зачем-то это нужно. Тем более что ее эффективность доказывать долго не придется. Уверен, что и в России можно играть «в линию».

– Но ведь очень важно, чтобы в обороне были высококлассные футболисты – все может разрушить одна ошибка.

– Беда нашего футбола не игроки, а тренеры – я убежден в этом. Вспомните, когда в ЦСКА пришел Долматов, то команда стала играть «в линию» и за второй круг пропустила, кажется, всего два мяча! Потом Долматов ушел, а защитники остались те же. Но той игры уже не было. По-моему, понятно почему.

Не отношу себя к «потерянному поколению»

– Не за горами чемпионат мира. «Крылья» в российском первенстве по пропущенным мячам идут на втором месте, а вы не без оснований считаетесь одним из лучших либеро. Реальна ли поездка в Японию и Корею в составе сборной России?

– Я надеюсь, что еще смогу когда-нибудь сыграть за сборную, хотя и понимаю, что попасть в нынешнюю команду у меня мало шансов.

– Сейчас, кстати, многие уверены в провале российской сборной на чемпионате и требуют отставки Олега Романцева. Как вы думаете, есть ли в России тренеры, способные его заменить?

– Пожалуй, Сергей Павлов или Валерий Газзаев – они по натуре победители. Я считаю, что в этом и сила Романцева – в «Спартаке», скажем, нет какой-то особой хитроумной тактики, оборона играет с грубейшими провалами, но при всем при том Романцев умеет настроить игроков – он настоящий победитель и передает футболистам эту психологию, хотя близко с ними почти не общается. Что касается Павлова и Газзаева, то заряд энергии они тоже дают соответствующий. Правда, тактику того же Газзаева можно назвать авантюрной – с очень уж большим перекосом в сторону атаки – так и в «Алании» у него было, и в «Динамо», и в молодежной сборной.

– Команды Газзаева, как правило, играют в три защитника. Что скажете о таком тактическом построении?

– Расставить футболистов можно как хочешь, только это еще не значит, что они станут от этого хорошо играть. В Европе тоже играют в три защитника, но перед ними находятся два опорных полузащитника, а игроки обороны не бегают постоянно вперед, а сосредоточены на выполнении своих основных функций – плюс, конечно, начинают атаки и поддерживают их из глубины поля. Вот это нормально организованная игра в три защитника.

– Продолжим разговор о сборной. Часто футболистов вашего возраста – тех же Онопко, Никифорова, Карпина, Мостового и других – называют потерянным поколением. В том смысле, что оно ничего не выиграло.

– Я не согласен с этой точкой зрения. На юниорском, юношеском уровне у нас было немало побед. А то, что не удалось выиграть чемпионат мира или Европы – так разве все предыдущие поколения таких побед добивались? Есть и еще одна проблема, возможно, помешавшая раскрыться этим футболистам по-настоящему – имею в виду то, что мое поколение попало на кризис в стране в начале 90-х годов. Прогрессировать, выступая в чемпионате России образца 1992 или 1993 года было невозможно. Всего пять-шесть напряженных матчей в чемпионате! В высшей лиге оказались команды, несопоставимые по классу – «Спартак» играл с «Океаном», «Лучом»… Вырасти в таких условиях, повторюсь, было просто невозможно. С тех пор уровень российского чемпионата, конечно, вырос и сейчас появляются новые футболисты, у которых вполне может быть большое будущее – один Измайлов чего стоит.

Вспоминаю «Ноу Камп»

– Вы застали еще чемпионат СССР, уже десять сезонов провели в российских чемпионатах – наверное, есть что вспомнить. Какие футбольные достижения вспоминаете особенно часто?

– Я не живу воспоминаниями. Думать о прошлом буду, когда закончу карьеру. Приятных моментов было немало – победы в юношеских сборных, например. Если говорить о клубной карьере, то победа над «Барселоной» на «Ноу Камп» в составе ЦСКА – этого, конечно, не забыть.

– А свой первый гол в высшей лиге помните?

– Да, в ворота минского «Динамо». Федор Черенков отдал мне такой пас, что мне было сложнее не забить. Вообще, Черенков – это выдающийся футболист. Когда я во второй раз перешел в «Спартак», то некоторое время тренировался с дублем, возглавлял который Черенков. Какие же передачи он делал! Метров на тридцать-сорок, да так, что не надо ни ускоряться, ни подстраиваться под мяч. Фантастика! Никогда ничего подобного больше не видел.

Спартаковские козни

– В нынешнем сезоне «Спартак», за который вы играли еще совсем недавно, настроил против себя всех – и соперников по чемпионату, и болельщиков, и специалистов. Говорят о том, что эта команда находится в привилегированном положении. Вы с этим согласны?

– На сто процентов. «Спартак» на самом деле хочет слишком многого. Сначала календарь чемпионата подстраивали под «Спартак», а теперь Романцев заявляет о том, что необходимо проверять игроков на допинг – чтобы все были в равных условиях. Но равных условий-то уже давно нет.

– Другой пример касается «Крыльев Советов»: когда самарский клуб просил о переносе матча первого круга со «Спартаком» после трудного полуфинала в Махачкале, то получил отказ. Когда же «Спартак» попросил перенести игру второго круга, то «Крылья» пошли ему навстречу.

– Хороший пример, он как раз все сказанное мной подтверждает. Не нужно было соглашаться на этот перенос – зачем создавать какие-то дополнительные условия «Спартаку»?

– На прошлой неделе гостем «ССЭ» был Карен Дохоян. Он сказал, что для него известие о том, что игра со «Спартаком» перенесена на более поздний срок стало очень неприятным сюрпризом – он специально настраивался на нее, а выяснилось, что выплеск эмоций нужно отложить на месяц.

– Могу сказать тоже самое и о себе. Наверное, так же думают и все футболисты «Крыльев». Ведь потом в матче с «Ротором», который мы проиграли, чувствовалось, что перерыв в чемпионате не пошел нам на пользу – команда потеряла игровой тонус.

– Продолжая спартаковскую тему. Еще год назад вы были игроком «Спартака» и, вероятно, видели ситуацию с привилегиями «Спартака» совсем с другой стороны.

– Я видел тоже самое – «Спартак» в России всегда был на особом положении. Но, согласитесь, какой был смысл мне тогда говорить об этом – я же и был одним из тех, кому эти привилегии создавались.

– В ближайшую субботу состоится матч, в котором может решиться судьба золотых медалей – «Спартак» играет с «Зенитом». За кого будете болеть?

– За «Зенит».

– Против «Спартака»?

– Дело даже не в этом, хотя спартаковская гегемония, конечно, поднадоела. Просто если «Спартак» не выиграет у «Зенита», то ему придется выкладываться на полную катушку в следующей игре с «Торпедо». А «Торпедо» – это наш конкурент в борьбе за четвертое место. Совсем не хочется, чтобы торпедовцам стало легче.

Фёдоров Андрей

О ком или о чем статья...

Бушманов Евгений Александрович