«Самарская неделя», 18.07.2003
Пробиться в состав команды «Крылья Советов» можно по-разному. Можно, как бразилец 22-летний Леилтон, воспользовавшись травмой полузащитника Андрея Каряки, полученной буквально накануне матча с «Торпедо», выйти на поле и сыграть так, словно всю жизнь играл на этой позиции. И трибуны стадиона «Металлург» зашлись в экстазе, когда, выполнив по ходу матча несколько острейших подач с левого фланга, бразилец, получив мяч от соотечественника – Соузы, принял нестандартное решение. Он не стал подавать, не промчался, как обычно, по флангу, подобно скорому поезду, а ворвался в штрафную, обыграл по пути трех защитников соперника и ударом с правой, «нерабочей» в дальний нижний угол забил гол, ставший третьим в этом матче. Шок – это по-бразильски. И ясно, что теперь залечившему травму Каряке будет очень непросто вернуть себе любимую позицию на левой бровке.
А можно заслужить место в основном составе команды терпением, умением и желанием работать до седьмого пота и не опускать руки, когда, казалось бы, давно уже можно на все плюнуть. После прихода в середине прошлого сезона в «Крылья» аргентинец Густаво Лильо сразу закрепился на месте правого защитника. И так сразу заиграл, словно уже давным-давно играл в Самаре именно на этой позиции. И у главного тренера Александра Тарханова не было причин для того, чтобы сменить Лильо на Анюкова. Да и вообще, конкуренция в линии обороны у «Крыльев» сложилась такая, что даже бывшему игроку сборной Югославии Вуку Рашовичу или Евгению Бушманову не всегда находится место в «основе». Но стоило Лильо в конце первого круга получить небольшую травму, как Анюков – единственный коренной самарец в нынешнем составе команды, занял его место на правой бровке. И пока не дает главному тренеру повода для нареканий и отправки в запас. Комментируя игру Александра Анюкова после матча с «Торпедо», Тарханов сказал: «Они с Густаво Лильо примерно одного уровня игроки и показывают одинаковую игру. Анюков занял место по праву, неплохую игру показывает, молодой, тем более свой парень. Надо поддерживать».
Вот и самарские журналисты, среди которых был и корреспондент «Самарской недели», поддерживают в меру своих сил и возможностей, после каждого домашнего матча «пытая» земляка вопросами.
– Александр, сильно волнуешься, выходя перед родными трибунами? Коленки не трясутся?
– Волновался, конечно, очень сильно и перед первым своим матчем с «Зенитом». Тем более дома играл, первый раз в сезоне. Но довольно быстро успокоился и взял себя в руки. А к игре с «Торпедо» уже готовился более спокойно.
– Многие игроки утверждают, что волнение улетучивается вместе с первым ударом по мячу во время матча. А как произошло у тебя?
– Первые минуты волновался очень сильно. Потом поборолся, несколько раз сыграл точно. И успокоился. В целом, как считаю, первый тайм отыграл нормально. А в начале второго волнение все равно сказалось, и допустил несколько ошибок. Потом все опять было нормально. Но в целом, если оценивать мои действия, то отыграл на троечку с плюсом по пятибалльной шкале. И моменты были, когда соперникам удавалось меня обыграть, и голевой пас сделали из-под меня.
– Оценивая твою игру, Тарханов отметил, что хотел тебя заменить в начале второго тайма дебютного для тебя матча с «Зенитом». Почему ты немного «поплыл»?
– Переволновался. Я вроде не накручивал себя в перерыве. Наоборот, старался убедить, что 2:0 – это не победа, не результат в игре с «Зенитом». Но, наверное, слишком сильно себя убеждал. Да и соперник вышел на второй тайм, как на последний бой. И в эти минуты нам пришлось туго.
– Сидя в запасе с начала сезона, полируя «лавку» за спиной аргентинца Густаво Лильо и играя лишь за дубль, ты все-таки рассчитывал получить шанс и доказать, что ты не хуже?
– Да. И как только Лильо получил травму, я понял, что вот он, мой шанс, что я должен использовать его на сто процентов, сыграть, достойно заменяя одноклубника. И заменил. Конечно, были ошибки, но для первого раза, считаю, сыграл неплохо. Все-таки первый раз, такой уровень и огромная ответственность. Ведь даже от уровня игр за дублирующий состав матчи основных команд очень отличаются. А дальше все зависит от главного тренера, от оценки моей игры. И мне кажется, что даже если Густаво выздоровеет, то вполне возможно, что ему не гарантировано место в основном составе. Ведь у нас, по словам Александра Федоровича, 20 игроков считаются футболистами основного состава. И тренер просто чувствует, кто лучше готов в данный момент; на кого он может положиться, того и ставит.
– В составе «Зенита» было очень много молодых, быстрых, по-спортивному наглых игроков. Для обороны «Крыльев» это доставляло дополнительные проблемы?
– Но у нас сейчас в составе тоже много молодых и быстрых игроков. Тем более некоторых ребят знаю по играм и сборам в молодежной сборной России – Кержакова, Аршавина. Поэтому для меня не было секретом, как они играют. И на установке Александр Федорович также сказал, что надо особое внимание уделить их скорости, сыграть внимательнее в обороне. Поэтому, в отличие от встречи в Ярославле, где по установке главного тренера я часто подключался к атакам, с «Зенитом», я сосредоточился в основном на оборонительных действиях.
– Кто за тебя болеет на трибунах «Металлурга»?
– Родители, брат, любимая девушка. И очень много знакомых из дома, из подъезда, где живу. Я узнал, что выйду в основном составе утром, в день игры. В этот раз отдал им все билеты, которые дают каждому игроку. Пришлось даже попросить дополнительные билеты у одноклубников.
– В прошлом сезоне ты лишь однажды вышел в стартовом составе, отыграв неудачно кубковый матч с «Анжи» в Махачкале. Поэтому можешь сравнить: выходить в основе тяжелее дома, где тебя все знают или в гостях?
– Всегда тяжело выходить в основе после долгого перерыва, тем более первый раз в сезоне. Но сыграл, и уверенности прибавилось. Но все равно, сегодня долго не усну. Буду вспоминать, как сыграл, почему допустил такую ошибку, едва не приведшую к голу, когда мяч, после удара зенитовца, прошел рядом со штангой. Но благодаря тому, что уже научился относиться к ошибкам чуть проще, после этого эпизода словно открылось второе дыхание. И больше таких шансов сопернику не предоставлял.
– Не довлеет то, что ты играешь фактически «без права на ошибку»? Чуть что – и тебя заменит Лильо…
– Я не считаю, что играл без права на ошибку. Все-таки и звезды, бывает, ошибаются.
– А чем объяснить перемены в игре «Крыльев» с «Торпедо», после того как счет стал 3:0?
– Сложно сказать. Ведь игра получилась очень тяжелой. Выигрывать с преимуществом в три мяча и позволить сопернику отыграть два… А после этого обороняться стало еще тяжелее… Но мы выстояли и выиграли.
– Когда Ширко отквитал первый гол, чья была ошибка?
– В том эпизоде в нашей штрафной случилась неразбериха, мяч заметался у нас в ногах и отскочил к нападающему «Торпедо». Он ударил и забил. Ну тут, наверное, все защитники виноваты.
– Ты слышал, как трибуны начали скандировать твою фамилию?
– Слышал, конечно. Что чувствовал? Было приятно. И захотелось сыграть еще лучше.
– В трех матч подряд – с «Зенитом» и дважды с «Торпедо» – ты угрожал воротам соперника с дальней дистанции, но при этом гораздо меньше стал подключаться в атаку. С чем связаны изменения в твоей игре?
– Я специально на тренировках отрабатываю дальние удары и в матче стараюсь пробить, когда есть возможность, сильно и неожиданно для вратаря. А в атаку стал меньше подключаться, потому что, больше отрабатывая в обороне, играю на подстраховке. А то походы в атаку могут дорого обойтись команде.
– С кем тебе сегодня было комфортнее играть на фланге – с Андреем Тихоновым или Антоном Бобром? Просто иногда казалось, что с Тихоновым вам не всегда хватало взаимопонимания.
– С обоими комфортно, ведь у нас в команде все игроки высокого класса. Хотя, признаюсь, ошибки у меня бывают, порой взаимопонимания не хватает. Но ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Ведь я довольно долго не играл в основе. Хотя, думаю, вы согласитесь, что три игры, в которых мне главный тренер доверял место в основе, я провел неплохо.
– Но сам чувствуешь, что растешь как игрок?
– Конечно, с каждой игрой уверенности прибавляется, добавляется взаимопонимания с партнерами. Но для того и работаю, для того и выхожу в основном составе команды.
О ком или о чем статья...
Анюков Александр Геннадьевич