Войти

Взял игру на себя

«Алтайский спорт», 12.04.2012

Легендарного тренера Василия Фомичёва всегда отличали нестандартность и решительность.

О том, как в бытность главным тренером барнаульских команд «Темп» и «Динамо» Василий Сергеевич смело экспериментировал с составом и точно угадывал в молодых или неприметных другим игроках будущих героев ключевых матчей, писано-переписано немало. Но мало кто знает, что однажды и он сам, оставив на время тренерский мостик, решил в роли центрфорварда судьбу важнейшего матча.

У этого случая была драматичная предыстория. В далеком теперь уже 1958 году в последнем поединке первенства СССР в Омске барнаульский «Урожай» противостоял местному «Иртышу». Барнаульские футболисты в случае победы могли рассчитывать даже на второе место, третье было обеспечено. Омичи же могли подняться лишь на девятое. Матч получился по традиции упорным, так как встречались непримиримые соперники.

В начале первого тайма по воротам омичей хлестко пробил Владимир Крушняков, вратарь отбил мяч, а набежавший Анатолий Федулов добил его в сетку ворот. После этого характер матча совсем ожесточился – хозяева, пытаясь переломить ход поединка, допускали откровенно грубые выпады. Об этом существует запись в журнале команды, сделанная Василием Сергеевичем. Там же упоминается об упущенном голевом моменте Федуловым в самом конце встречи, когда он выходил один на один с вратарем, но далеко отпустил мяч…

Матч так и закончился победой «Урожая» со счетом 1:0. Больше никакой информации в официальных источниках и газетах об этом поединке нет. Между тем во время игры и после нее произошел ряд неординарных событий.

Геннадий Роганов, полузащитник «Урожая» в 19571958 годах:

– Во втором тайме случилась со мной неприятная история: я отобрал мяч у лучшего омского нападающего Михаила Костякова и начал контратаку, но он так разозлился из-за этой потери, что догнал меня и ударил локтем. И попал точно в солнечное сплетение! От боли я упал, скорчился, а подбежавший к нам Геннадий Петров плюнул в Костякова. Да Лёня Коростелёв еще ударил его по голове. Судья не ожидал такого поворота событий и растерялся, удалив с поля только Костякова и Петрова, а Коростелёва – нет. Этот эпизод спровоцировал послематчевые события. Как только игра закончилась, многие болельщики бросились на поле поквитаться с нами. К сожалению, в этой давке досталось и тем, кто охранял стадион от беспорядков – солдатам и милиционерам. Если бы не они, мы точно с поля бы не вернулись, так как с трибун полетели обломки кирпичей. Все бросились в раздевалку, но она была далеко, по дороге к ней я получил сильнейший удар кулаком в лицо. Многим из наших досталось в тот вечер. Коростелеву, например, кирпич угодил в спину. Больше часа мы сидели в раздевалке, а милиция сдерживала подвыпивших болельщиков. Глаз у меня от удара кулаком заплыл, пришлось делать примочки.

Самым же неприятным было то, что на этом же стадионе через три дня предстояла игра в зачет Спартакиады народов РСФСР! По регламенту матч обязательно должен был закончиться победой одной из команд – «Урожая» или «Иртыша». Но после случившегося побоища ситуация сложилась опаснейшая. Неоднократно пришлось звонить в Москву: как быть? В итоге матч был взят под контроль омским обкомом партии. Первый секретарь обкома КПСС дал задание собрать обе команды во Дворце культуры, где мы выслушали пламенную речь о спортивной дружбе, нам предложили забыть всё, что случилось, а в конце встречи показали хороший спортивный фильм. Но мы бы и забыли, а как приказать зрителям?

Между тем, если у хозяев поля не играл только Костяков, а больше никто не пострадал, то у нас не досталось только тренерам и удаленному ранее Петрову, остальные были посечены обломками кирпичей. Матч получился упорнейшим и закончился со счётом 3:3! Но тогда было так: если ничья, то послематчевые пенальти не били – вновь переигровка! Продолжаем жить в Омске еще несколько дней. В переигровке вновь фиксируется ничья – 1:1. Ребята уже шутят: «Уехал на три дня, а вернулся через полторы недели! Там уже кто-нибудь в моих тапках ходит!» Наконец, в третьей игре у нас уже и играть почти никто не может – сплошной лазарет. Что делать? И тогда тренеры Борис Иванович Белков и Василий Сергеевич Фомичёв сами решили выйти на поле! И надо же: Фомичёву удалось забить единственный и победный гол! Сыграл с кем-то в «стенку», вышел один на один с вратарем и забил!

К рассказу ветерана мне остаётся добавить, что это был только один из серии отборочных матчей спартакиадного турнира. В 1959 году, продолжив победную поступь, наш славный «Урожай» под руководством Фомичёва вышел в финальную часть II Спартакиады народов РСФСР, которая прошла в трёх городах: Ленинграде, Выборге и Кронштадте. В финале «Урожай» занял четвёртое место! Выше алтайские футболисты в спартакиадах больше никогда не поднимались.

Не взлетели бы так высоко и в 1959 году, если бы проиграли осенью 1958 года в Омске. Но все решил гол великого алтайского тренера Василия Фомичёва.

Кстати

В 1959 году на 11 летней Спартакиаде народов РСФСР в Ленинграде в общекомандном первенстве Алтайский край занял только 53-е место (из 71), да и то благодаря успехам наших футболистов, пробившихся в четверку лучших. Кроме них в финальной части спартакиады участвовали алтайские пловцы (59 место из 62), теннисисты (15-е место из 20), команда по стендовой стрельбе (31-е из 48), да команда по мотоспорту (последнее, 31-е место). По остальным летним видам спорта наши команды участвовали лишь в зональных соревнованиях спартакиады, где занимали невысокие места и по понятным причинам в финальную часть не прошли. Результаты иначе как плачевными и не назовешь. Для сравнения: новосибирцы заняли общекомандное шестое место, иркутяне – четырнадцатое, омичи – двадцатое, красноярцы – тридцать третье, томичи – сороковое. Вот почему барнаульские футболисты в то время по праву считались народными любимцами, а их тренер Василий Фомичёв стал признанным авторитетом.

О ком или о чем статья...

Фомичёв Василий Сергеевич