«90 минут», 02.2010
Ровно десять лет назад тогда еще двадцатидвухлетний воспитанник «Турбостроителя» Дмитрий Бородин отправился на свой первый сбор с «Зенитом». Сейчас голкипер, привлекавшийся Гусом Хиддинком в сборную России и имеющий за своими плечами богатейший опыт выступления в премьер-лиге за «Зенит» и «Торпедо», делает вторую попытку закрепиться в петербургском клубе. С Бородиным встретился корреспондент «90 минут».
В отпуске поработал лопатой!
– Дмитрий, сборы уже начались, но давайте все же начнем с воспоминаний об отпуске. Итак, как отдохнули?
– Спасибо, хорошо! Вместе с семьей съездили в небольшой круиз по Европе, потом отдыхали за городом. Обустраивались, проводили время на свежем воздухе. Этой зимой выпало очень много снега, так что пришлось и лопатой поработать (улыбается)! Каждое утро начинал с того, что подходил к окну и с ужасом представлял, как буду разгребать снежные завалы! Час уходил на то, чтобы расчистить все дорожки!
– Зато неплохая физическая зарядка была вам обеспечена!
– Да уж! Но, в целом, я бы не стал жаловаться на погоду. Мороз, солнце – какой колорит! Сын у меня, скажем, даже встал на горные лыжи.
– Как сына зовут?
– Данила.
– Сколько ему?
– Четыре года.
– С такого раннего возраста приобщаете ребенка к спорту?
– Точнее сказать, совмещаем приятное с полезным. Сначала на ватрушках катались. Потом он увидел, как люди ездят на лыжах, захотел попробовать сам. Взяли инструктора – и вперед!
– Непростой вид спорта вы выбрали, надо сказать!
– Я бы не сказал, что стали заниматься лыжами профессионально. Просто, повторюсь, дни были хорошими, вот мы и решили попробовать. Тем более и гора рядом, и погода отличная. Так что все в комплексе. А дальше поживем – увидим. Если понравится, пусть занимается.
– К футболу склонность еще не проявилась?
– Мы, в основном в доме играем. Не сказал бы, что Данилу тянет к мячу. Я, во всяком случае, пока не приобщаю.
– В отпуске удалось посмотреть последние кинопремьеры – «Черную Молнию» и «Аватар»?
– Нет. Хотели увидеть «Принцессу и лягушку», но не попали на нужный сеанс. Пошли на мультфильмы в формате 4D. Спросил у девушки – можно ли смотреть с четырехлетним ребенком? Она говорит, мол, конечно, можно. Всем нравится. Зашли в зал. Там всего три ряда. В них – какие-то космические кресла. У меня подозрения стали закрадываться – куда попали? Выдали нам трехмерные очки, посадили. Стали смотреть. Как в мультике гонки начались, кресла так и стали раскачиваться в разные стороны. Более того – если на экране автомобиль въезжал в лужу, нас обдавало брызгами. Сыну минут десять это было интересно, но потом он сказал – папа, снимай с кресла! Хорошо, между сериями были перерывы, зрителям позволяли выйти. Мы и ушли, потому что дальше смотреть это было невозможно.
Для вратаря 32 не предел
– В отпуске о работе не забывали?
– Нет, конечно! Если до Нового года в основном играл с ребятами на «Смене» и совершал пробежки около дома, то после праздников стал заниматься в фитнес-клубе и бегал более интенсивно. Оно и понятно – к началу сборов надо подойти в хорошем тонусе и подготовить мышцы к работе.
– Отдаете себе отчет в том, что с уходом Камила Чонтофальски изменилась диспозиция во вратарской линии «Зенита»?
– Сложно сказать. Моя задача остается прежней – тренироваться и демонстрировать свои лучшие качества. А то, кто играет и попадает в заявку, решает главный тренер. Я со своей стороны приложу все усилия для того, чтобы как можно лучше проявить себя на сборах.
– Вы сохранили за собой игровой номер 22?
– Да. Под этим номером выступаю еще со времен «Торпедо».
– Лично вам первый сбор дался тяжело?
– Вы знаете, так получилось, что последние три года первый и второй сборы я пропускал, готовился самостоятельно в Петербурге и присоединялся к партнерам только под занавес предсезонки, когда серьезных нагрузок уже нет. Сейчас вот вспоминаю, что такое полноценная нагрузка! Когда работаешь сам, вольно или невольно даешь себе какие-то поблажки. Сейчас этого нет. Ну ничего, втягиваюсь!
– Предсезонки Юрия Андреевича Морозова наверняка вызывают у вас «теплые» воспоминания, не так ли?
– Да! Правда, тогда я был относительно молод, и поэтому все давалось легче. Но мы всегда понимали и понимаем, для чего надо переносить такие нагрузки. Поэтому терпим и трудимся. Все в порядке.
– Не ловили себя на мысли, что впервые поехали на сборы с «Зенитом» аж десять лет назад?
– Ловил! Совсем недавно считался молодым футболистом, а тут вдруг на медобследовании захожу в кабинет, а врачи стали шутить: мол, смотрите, старики прошли! Вот как! А раньше вот старался пропустить вперед какого-нибудь уважаемого игрока! А сейчас уже и меня пропускают! Хотя, конечно, 32 – это еще далеко не предел для вратаря.
Хорошо, что питерцы возвращаются в родную команду
– Признайтесь, вы не жалеете о том, что в прошлом сезоне не стали настаивать на вариантах аренды, а перешли в «Зенит», тем самым собственноручно лишив себя игровой практики?
– Нет. У меня был действующий контракт с «Зенитом», поэтому я хотел вернуться в Санкт-Петербург. Ну, а в остальном надо разобраться в себе. Раз не сыграл – значит, тогда был слабее конкурентов. Хотя и объективные причины на то были – та же предсезонка оказалась скомканной. Да и вообще я считаю, что три года, прошедшие после вылета «Торпедо» в первый дивизион, были для меня неудачными. Хотя, вроде, и в первом дивизионе много выступал… Но не то это, конечно. Сейчас все приходится начинать с чистого листа. Поэтому премьер-лига, как ни парадоксально это прозвучит, будет для меня в новинку.
– «Зенит» не планирует приобретений во вратарской линии. Значит ли это, что можно сконцентрироваться только на внутренней конкуренции? Или все же стоит держать ухо востро и не давать повода говорить об усилении вратарской бригады со стороны?
– Расслабляться нельзя. Помню, в «Сибирь» меня пригласили уже на последний сбор, когда в команде играли четыре вратаря. Но вот видите, оказался нужен еще один голкипер. Наверно, ребята так провели первые сборы, что руководство срочно задумалось об усилении вратарской позиции. У нас аналогичная ситуация: нам с ребятами надо доказать тренерам, что за последний рубеж они могут не беспокоиться.
– Поговорим о чемпионате России. Сложилось так, что вы выступали за оба клуба, в прошлом году добившихся права выступать в премьер-лиге – «Анжи» и «Сибири». Каковы перспективы этих команд в классе сильнейших?
– В Новосибирске в мое время был очень хороший коллектив. До тех пор, пока там не сменился главный тренер. Мы и от игры получали удовольствие, и результат был. А вот потом все куда-то исчезло. В прошлом году ребята рассказывали, что атмосфера вновь наладилась. Да и руководство всячески поддерживало команду. Поэтому «Сибирь» и вышла в премьер-лигу. Что ждет сибиряков в этом сезоне? Это крепкая, неуступчивая команда, которая мало пропускает. Играет строго, от обороны, по результату. Думаю, в этом году стиль «Сибири» не изменится. Это будет крепкий середняк, который на своем поле даст бой любому сопернику.
– «Анжи»?
– Об этой команде у меня сохранились самые теплые воспоминания. И тренер, и президент клуба очень много делают для развития футбола в Дагестане. Как следствие, «Анжи» спустя восемь лет возвращается в премьер-лигу. Конечно, в южном регионе не может быть все гладко. В частности, футболисты по-прежнему едут туда играть не охотно. Тем не менее результат есть. В конце сезона я позвонил президенту клуба Магомед-Султану Байболатовичу Магомедову и главному тренеру Омари Михайловичу Тетрадзе и поздравил с решением задачи повышения в классе. Рад за ребят, руководство и тренерский состав. Люди искренне хотели, чтобы команда вновь играла в элитном дивизионе отечественного футбола. Помню, когда покидал «Анжи», президент на прощание сказал: «Если уйдешь – то только в «Зенит»! Но все равно я тебе обещаю, что мы вернемся в премьер-лигу!» Так и произошло. Конечно, сейчас махачкалинскому клубу будет тяжело. Просто потому, что команда формируется практически заново. Но я думаю, что с таким прекрасным тренером и заинтересованным руководством у «Анжи» все будет хорошо.
– «Зенит» же наверняка будет находиться на другом полюсе турнирной таблицы. Что ожидает команду в этом сезоне?
– Борьба за самые высокие места. Ничего другого не остается. Побед ждут все – сами ребята, тренеры, руководители и, конечно, болельщики.
– С возвращением Александра Кержакова бронзовых призеров чемпионата России 2001 года стало уже трое – вы, Саша и Вячеслав Малафеев. Вспоминаете тот сезон?
– Я не считаю, что тогда внес большую лепту в завоевание бронзовых медалей. Мой вклад был минимален. Но на самом деле очень хорошо, что воспитанники петербургского футбола возвращаются в родную команду. Они играют сердцем, искреннее, за город. И это правильно.
– Итальянский собираетесь учить?
– В школе я изучал испанский – а эти языки немного похожи. Но пока, честно говоря, не думал об этом. Но если придется – сяду за учебники! На самом деле главное – понимать партнеров на поле. А уж с тренером как-нибудь найдем общий язык!
– Что лично вы ждете от наступающего сезона?
– Главное, чтобы команда выполнили поставленные задачи. Чтобы все были здоровы. Ну а я постараюсь приложить все силы для достижения максимального результата.
Спаллетти присматривается
– Какие впечатления сложились о тренировках Лучано Спаллетти?
– Главный тренер постоянно объясняет, какой он хочет видеть команду. Занимается с атакующей группой. В общем – присматривается и делает выводы.
– Как вы проводите свободное время на сборах?
– Просматриваю Интернет. Читаю, смотрю телевизор. В отеле есть три российских канала.
– Самая главная проблема сборов – оторванность от семьи?
– В принципе, да. Правда, с этим уже смирились – супруга, во всяком случае, на мои отъезды реагирует спокойно. А вот Данила последнее время привык, что папа уезжает ненадолго. Но ничего страшного! Как приеду домой, так наиграемся, что он отпустит меня еще на пару сборов!
О ком или о чем статья...
Бородин Дмитрий Владимирович