Войти

Андрей Плаксин: «Чемпионат области сильнее третьей лиги»

«Футбол-Хоккей НН», 08.10.2015

Статус сильнейшей любительской команды Нижегородской области пешеланский «Шахтер» удерживает в своих руках в последние годы прочно и уверенно. Не стал исключением и сезон минувший. «Горняки», показав зрелищный и эмоциональный футбол во всех турнирах, в которых принимали участие, подкрепили это, как всегда, отличными результатами. Сегодня итоги сезона мы подводим с главным тренером пешеланцев Андреем Плаксиным.

– Андрей Александрович, «Шахтер» в очередной раз подтвердил свою силу и класс, завоевав два трофея – золотые медали чемпионата Нижегородской области и Кубок области: задачи, поставленные руководством клуба, выполнены. Но есть ли полное удовлетворение от завершившегося футбольного сезона?

– Да, с целями на сезон, поставленными президентом ФК «Шахтер» Виктором Семеновичем Лавровым, мы справились полностью. Команда не просто взяла два титула, но при этом показала качественный, добротный футбол. Главные соперники, команды из первой пятерки чемпионата, настраивались на игры с нами, имея запредельную мотивацию, поэтому расслабляться нам нельзя было ни на минуту. Я благодарен футболистам за результат и за самоотдачу, посему, естественно, удовлетворение от сезона есть.

А если говорить о неудовлетворенности, хочется о другом сказать – о том, что сезон закончился уже 12 сентября. И это при том, что график игр в августе – начале сентября был просто сумасшедший. Тренировочного процесса практически не было. Я не мог внести какие-либо коррективы в игру, что-то доработать. Да, мы сами выбрали для себя такую жизнь, приняв предложение сыграть в Кубке России. На мое предложение о внесении изменений в оставшуюся часть календаря чемпионата области я получил отказ. Причем не от федерации, которая не могла уже каким-либо образом вмешаться в ситуацию – команды-соперницы, участвовавшие в чемпионате области, отказались пойти навстречу.

Сильнейшие нагрузки выпадали на многие коллективы, которые дошли до высокой стадии в Кубке области, а до этого, летом, были откровенные простои… Я уж не говорю про свою команду, которая еще и в Кубке России выступала, начались все эти переносы матчей… Можно же было июль и первую половину августа, почти свободную от игр, посвятить играм Кубка области. А с середины августа полностью сконцентрироваться на чемпионате. И чтобы он завершился к концу октября. Сейчас октябрь в разгаре, натуральное поле у нас в Пешелани – в идеальном состоянии, погода позволяет. А футбола давно уже нет…

При этом скажу, что в начале года мне еще поступало предложение принять участие в Кубке МФС «Приволжье». Хорошо еще, что я отказался, и не только из-за финансовой составляющей. Просто реально смотрел на вещи и предвосхищал ситуацию. А то бы у «Шахтера» вообще были одни сплошные переносы.

– Когда начали играть на три фронта, по два матча в неделю, была уверенность, что хватит сил не просто дотянуть до конца сезона, но при этом и показать максимальный результат во всех турнирах?

– Возможно, нам даже на руку сыграло то, что мы находились в таком режиме «нон-стоп» и расслабиться нам было некогда. Пожалуй, в одном только матче чемпионата нам реально не хватило концентрации, не хватило движения – в домашнем поединке с богородским «Спартаком». Защитники, находясь под серьезными нагрузками, пропустили три «укола». Они на тот момент играли долгое время одним и тем же составом, а посему не успевали восстановиться и были не без греха. Согласитесь, непросто в таком графике играть тому же Максиму Забелину – футболисту 1977 года рождения… В конце июля в коллектив влился еще один защитник – Илья Додонов, у которого еще не было полного взаимопонимания с новыми партнерами по обороне, и в простых ситуациях ребята не могли разобраться.

– После этого поражения от Богородска не было боязни, что команда может «посыпаться» и чемпионство ускользнет из рук?

– У нас на тот момент был хороший очковый запас. Хотя, конечно, знали, что тяжелые предстоят выезды и в Дзержинск, и на Бор, и в Саров. И, естественно, стопроцентной уверенности, что выиграем там, не было. Но внутри коллектива было четкое понимание того, что надо собраться, извлечь определенные уроки из ошибок в игре с Богородском. Детально разобрали игру своей оборонительной линии и тех «ляпсусов» уже себе не позволили.

– Когда основной голкипер Артем Кирбятьев получил травму и выбыл до конца сезона, почему ваш выбор пал на Юрия Клепикова? В спешном прядке пришлось решать вопрос с его дозаявкой?

– Во-первых, на тот момент Клепиков уже покинул чебоксарскую команду. Мы и раньше Юру приглашали в «Шахтер», он был у нас, что называется, «на карандаше». Но выбор он в начале сезона сделал в пользу Чебоксар. Но дела у него там не сложились, видимо, было какое-то недопонимание с руководством клуба, финансовые проблемы – условия, которые были обещаны Клепикову, не выполнялись. Так что он был свободен на момент, когда «сломался» Кирбятьев. Хотя, вы правы, дозаявляли мы его действительно в спешном порядке.

– Андрей Александрович, на ваш взгляд, когда «Шахтер» находился на пике своего функционального состояния и когда, наоборот, был в «функциональной яме»?

– Даже и не знаю, что тут ответить. И пика не было, и «ямы» тоже… Одни игры были лучше, другие – хуже. Были сложности в плане восстановления, но провалов избежать удалось.

– Вспомните худший и лучший матч сезона своей команды?

– О худшем я уже упоминал – это игра с Богородском на своем поле. Наошибались и где можно было, и где нельзя, в первом тайме умудрились три мяча «привезти» себе. Но тут надо сказать и о том, что «Спартак» больше хотел выиграть, чем мы, был запредельно мотивирован. Психологически спартаковцы были сильнее, мы на тот момент «потерялись» немного.

А лучший? В моем понимании, лучшим назвать можно тот, в котором бы абсолютно все получалось. Я анализировал, и мне такой сложно вспомнить. Без тех или иных ошибок не обходилось ни в одной игре. Хотя в отдельных поединках мы обыгрывали своих соперников с «космическими» счетами. Но это не относится к командам первой пятерки чемпионата.

– Какие футболисты, на ваш взгляд, были лидерами в своих линиях на протяжении всего сезона?

– Стабильнее всего сезон прошел Владимир Федотов, поэтому его хотел бы выделить из числа форвардов. Из защитников – Женю Родина, Кирилла Кудряшова. Из средней линии – Лешу Нибусина. Он хоть и ни одного гола не забил, но проявил себя как настоящий мотор команды, который «пахал» и за себя, «за того парня». Своей работоспособностью Алексей сильно отличался от других в лучшую сторону. Еще одна яркая фигура в составе «Шахтера» – Алексей Заболотный, который проявил себя как универсальный игрок. В разных амплуа ему приходилось действовать по ходу сезона, и на любой позиции Алексей был чрезвычайно полезен.

– А какую линию вы бы назвали сильнейшей в команде?

– Оборону. Наверное, она была наиболее сыгранной.

– И это несмотря на то, что «Шахтер» наколотил в чемпионате в ворота соперников невероятное количество мячей?!

– А когда в обороне порядок, у футболистов других амплуа есть уверенность в том, что можно смело концентрироваться на атаке и идти вперед.

– Кого бы вы назвали лучшим игроком чемпионата?

– Игру других команд я видел только в матчах, когда они встречались с «Шахтером», поэтому могу быть не совсем объективен. Но, думаю, что сильнее Володи Федотова не было никого. Это мое субъективное мнение.

– Кто из команд-соперниц больше всего понравился?

– Богородский «Спартак». Команда там помоложе, чем наша, получше в плане движения. Ровная во всех линиях, без слабых мест, с наличием высококлассных игроков. Отношение к делу в Богородске тоже заслуживает уважения.

– Ну и, конечно же, не могу не спросить вас об участии «Шахтера» в Кубке России, которое большинство специалистов иначе как фееричным не называют. Ожидали, что удастся пройти две профессиональные команды второй лиги и дать настоящий бой клубу ФНЛ – ярославскому «Шиннику»?

– Я бы с большой натяжкой назвал наше выступление феерическим, несмотря на результат. Да, одолели «Волгу-Олимпиец». Но нельзя сбрасывать со счетов то, что это новая команда, которая только-только делала свои первые шаги. В этой игре, особенно в серии послематчевых пенальти, сказалось неокрепшее психологические состояние «Олимпийца». К тому же у нас был плюс – мы играли дома. То, что выиграли в Дзержинске у «Химика»… Там тоже команда только становилась на ноги после вылета из ФНЛ, состав обновился практически полностью. Поэтому победу над «Химиком» я бы тоже феерической называть не стал – просто мы были сыграннее, дисциплинированнее и реализовали свои моменты. Хотя могли и больше забить.

А в игре с Ярославлем если бы до конца доработали последний угловой у наших ворот, результат мог бы быть и иным. Плюс ко всему, три неплохих контратаки были у нас в дополнительное время, надо было просто правильно распорядиться мячом в этих эпизодах. Особенно у Федотова был хороший момент… Могли и в дополнительное время сделать положительный результат. Во всяком случае дело до серии пенальти довели бы точно. Не хватило концентрации и внимания. Мне даже показалось, в какой-то момент ребята сами напугались того, что они делают. И те замены, которые были произведены мной вынужденно, в какой-то степени повлияли на результат…

– На днях в Нижний Новгород, в офис МФС «Приволжье», пришло письмо из РФС за подписью его вице-президента Никиты Павловича Симоняна, в котором он просит футбольные власти региона всячески содействовать пешеланскому «Шахтеру», помочь этой самобытной команде. Есть у вас вера в то, что эта помощь будет оказана?

– Надо отдавать себе отчет в том, что МФС «Приволжье», к которой обращается в своем письме Никита Павлович, – это общественная организация, которая реально не влияет на ситуацию в профессиональном футболе в целом и мало чем в состоянии помочь. Повлиять на ситуацию могло бы министерство спорта Нижегородской области. Но на данный реакции с его стороны нет никакой. Вот у дзержинского «Химика» сейчас ситуация очень тяжелая. Количество профессиональных команд сокращается – не так давно «похоронили» выксунский «Металлург». Так что до нас вряд ли руки дойдут. Верить в то, что кто-то нам поможет, было бы по крайней мере наивно.

– Остается надеяться, что «Шахтер» не бросит его единственный спонсор – Пешеланский гипсовый завод…

– Я не могу говорить за президента нашего футбольного клуба Виктора Семеновича Лаврова, который всей душой болеет за футбол, без которого бы не существовало «Шахтера» и поддержка которого в это непростое время весьма и весьма ощутима. К тому же это больше вопрос даже не к нему, а к акционерам предприятия и учредителям ФК «Шахтер». Но я не думаю, что команда будет играть ниже высшей лиги чемпионата области.

– И все-таки: больше хотелось бы сыграть в чемпионате области или в третьей лиге на следующий год?

– На данный момент предпочтительнее область. Почему не очень интересно играть в третьей лиге? Потому что там сейчас сосредоточились в большинстве своем дубли команд мастеров второй и первой лиги, играющие 18-19-летними футболистами. Третья лига в последнее время потеряла свой статус, в ней представлены не лучшие областные любительские команды Приволжья. Они в целях экономии средств, которые приходится тратить на длительные переезды, предпочитают чемпионаты своих областей и республик. Посему третья лига слабее, нежели чемпионат Нижегородской области.

Папилов Олег