«Футбол-Хоккей в Томске», 02.08.2011
Героем очередной автограф-сессии в магазине «12 игрок» стал Илья Гультяев. Приветливый и спокойный, наш защитник в перерывах между фотографированием с болельщиками и раздачей автографов подробно ответил на все вопросы. Илья рассказал о своем спартаковском прошлом, о своих голах и автоголах, сравнил Псков и Томск, вспомнил про свою победу в командном «турнире» по битью пасхальных яиц. Еще игрок «Томи» дал обещание: в случае, если наша команда попадет в первую восьмерку, Илья решится публично спеть песню про Вологду.
– Илья, а ты помнишь, когда дал свой первый автограф?
– Да, дело было еще в школе. Я пригласил на игру своего друга-одноклассника. Он пришел на первенство города, посмотрел матч, мы победили. После игры он и говорит: «Давай автограф, я его сохраню, может, в будущем увижу, как ты играешь в известных командах».
– Слава и автографы – ты поэтому выбрал футбол?
– Все началось с того, что мой отец был футбольным тренером, и с раннего детства меня тянуло к мячу, поэтому у меня не было выбора, кроме как пойти в футбол. Я рад, что стал футболистом, все мои мысли связаны с футболом.
– Обычно главные герои – это вратари и нападающие, почему ты стал защитником?
– Изначально я играл в нападении. А потом был турнир в моем родном Пскове, туда приезжала юношеская сборная России. Я по просьбе тренера сыграл на позиции центрального защитника. Удачно выступил на том турнире, тренеру понравилась моя игра, поэтому он попросил мои контактные данные, телефон. Потом с помощью этого человека я попал на просмотр в «Спартак», так, постепенно, за мной закрепилась позиция защитника.
– Отец к тебе, как к футболисту, строго относился?
– Я считаю, если у игрока отец футболист, то он будет больше высказывать претензии и чаще помогать советом, поэтому мне доставалось…
– Кирилл Ковальчук рассказывал, что первый звонок после матча у него обычно от отца, и тот сразу отмечает все ошибки сына… А тебе отец высказывает претензии, когда ты мастер спорта, а он ветеран?
– Скорее он мастер спорта, а я еще только стремлюсь к этому. Но дело в том, что мы отцом не так уж много общаемся – он давно расстался с моей мамой. Так что теперь я выслушиваю первые комментарии после матча от мамы.
– Тебе удалось попасть в «Спартак», о чем, наверное, мечтали почти все мальчишки… Ты болел за «Спартак»?
– Конечно, тогда, в 1990-е, все практически болели за него… В Пскове уж точно, Псков близко к Москве находится. У меня тоже душа лежала к «Спартаку». Я был рад попасть в дубль, когда меня туда пригасили, просто сиял от счастья. Но пришел момент, когда мне надо было двигаться дальше и принимать участие во взрослом первенстве.
– Сколько раз ты был чемпионом в составе дубля «Спартака»?
– Три раза.
– Хранишь свои юношеские спортивные трофеи, медали?
– Дома в Пскове мама хранит, три золотые медали повесила на стенку вместе с некоторыми моими фотографиями тех лет.
– Не все уходят из «Спартака» по-доброму. Тот же Павел Погребняк сохранил не очень приятные воспоминания… А ты не обиделся на «Спартак»? Давали ли тебе шансы сыграть в основном составе, или ты все время провел в дубле?
– Был период, когда в начале 2009 года Лаудруп пригласил меня на сборы со «Спартаком», я там тренировался, мы сыграли товарищескую игру с «Черноморцем», после матча ко мне подошел помощник Лаудрупа и сказал: «Ты прилично сыграл, мы на тебя рассчитываем, на следующем сборе будешь работать с основной командой». Потом я присоединился к дублю, основной состав улетел, вернулся, а мне все не было никаких звонков, никаких разговоров не заводилось, и я понял, что мне не на что рассчитывать в «Спартаке».
– Итак, ты решил перейти в «Томь». До того что-то слышал про наш город?
– Слышал, что здесь есть команда «Томь».
– И когда возник этот вариант, то не побоялся ехать в холодную Сибирь?
– У меня была приоритетная задача в тот момент – попасть в команду премьер-лиги, и в ней постараться закрепиться. Собственно, получилось.
– Здесь играли твои товарищи по «Спартаку»…
– Да, когда я пришел, то в команде были Артем Дзюба и Андрюха Иванов.
– Ты с ними вместе и учился, и играл?
– Да.
– И кто из вас был лучшим учеником?
– Дзюба тогда уже привлекался к тренировкам дублеров. Он меньше ходил в школу. Мы пересекались только на стадионе. А учились мы все хорошо.
– Приглашали ли тебя в юношеские сборные?
– Да.
– А за молодежную довелось поиграть?
– Я выступал на Кубке содружеств, меня приглашал туда Колыванов, на этом все закончилось.
– Сейчас появилась вторая сборная России. Как воспринимают ее молодые футболисты? Как созданную для проформы, или как свой реальный шанс?
– Начнем с того, что я рад за наших ребят из «Томи», которые попали в сборную, их надо поздравить и пожелать победы. Стараться пробиться в сборную, какая бы она не была, первая или вторая, я считаю, должен каждый, если человек – патриот своей страны, то это большая честь, быть приглашенным в сборную, хотя бы даже и во вторую.
– Чем тренировки в Томске отличались от спартаковских?
– Моя первая тренировка в составе новой команды произошла аккурат в мой день рождения. Я первый раз прилетел в Томск, сказалась разница во времени, и я сразу лег спать. Вскоре начались звонки-поздравления от близких людей. Не удалось поспать. Был на первой тренировке сонный. Потом стал постепенно привыкать, перестроился на томское время, вскоре мне показали Томск, все его излюбленные футболистами места.
– Что за места, «Бамбук»?
– Да, он и «Хмель»…
– А другие, не увеселительные, любимые места есть?
– «Киномакс», набережная…. «Киномакс» – потому, что надо же чем-то заниматься, кроме работы.
– Вообще, Томск и Псков чем-то похожи?
– Оба красивые города. Но Пскову больше 1100 лет. Там много старых построек, древняя крепость.
– А в Томске был в крепости на горе?
– Это крепость?! Да, видел, конечно, эти исторические места, и крепость, и пушку… Вообще считаю, Томск хорош своими людьми, сибирской душой. Мне нравится играть и жить в Томске.
– Ты общаешься здесь не только с партнерами по команде?
– Да, конечно. Мой круг общения и кругозор здесь расширяются.
– Эти люди – болельщики «Томи»?
– Среди них были те, кто не увлекался футболом, но после общения со мною у них появился интерес, они постарались полюбить футбол.
– Первое время в «Томи» ты не попадал в состав, как переносил это, и как тебе запомнились первые матчи?
– Я не переживал. Только пришел в команду, еще новичок, мне никто не гарантировал, что я буду играть. Я понимал, что есть существенная разница между первенством юниоров и премьер-лигой, поэтому терпел, старался, ждал своего шанса. Первая моя игра была против «Локомотива», поэтому она запомнилась…
– Запомнился Одемвингие?
– Больше Сычев, он забил гол после моей ошибки… Жаль, мы тогда проиграли, но все равно этот матч был полезен для опыта. Вообще, при мне в том сезоне-2009 одну игру проиграли, две выиграли, так что у меня было больше положительных эмоций.
– Затем ты проводил уже больше матчей, стал игроком основы, но в начале сезона-2010 ты забил гол в свои ворота. Какие у тебя были ощущения?
– Такое очень редко случается в футболе, автоголы… Я же еще автогол забивал за дубль «Томи». Та игра для меня совсем неудачно сложилась – я еще и травму получил. Было вдвойне обидно, потому что из-за этого пришлось пропустить игру со «Спартаком», которую я вдвойне ждал. Думаю, каждый игрок, который уходит из команды красно-белых, хочет доказать бывшему клубу свою состоятельность. А что касается автогола во время матча с «Крыльями Советов» – как же я мог не забить его, если мой друг Иванов забил в той игре первый гол в свои ворота?
– Дурной пример заразителен! Тебе ничего не сказали партнеры?
– Для нас тогда все благополучно закончилось, поэтому просто были шутки в раздевалке после матча, как будто мы договорились сначала два гола забить в свои ворота, чтобы было интереснее, и потом забили три в чужие.
– А сколько ты потом сам забил в чужие?
– Один. Да и то команде, которой больше не существует – «Сатурну».
– Заготовил кульбит в духе Старикова, на случай, если гол забьешь?
– Нет, зачем? Еще гипса нам не хватало…
– Гол у тебя пока всего один, но зато голевых передач 5-6 у тебя наберется…
– Не считал.
– Дзюба 3-4 гола с твоих подач забивал. Он тебя благодарил? Сыгранность у вас была, знал, что надо на Дзюбу подавать? Или все стихийно получалось?
– Грех было не воспользоваться его ростом, поэтому, конечно же, требовались фланговые подачи. Это отрабатывается на тренировках, так что сыгранность тоже сыграла свою роль. И общее спартаковское прошлое.
– Как ты сегодня к «Спартаку» относишься, и когда «Томь», наконец, сможет его победить?
– Мы сами очень хотим этой победы! Надеюсь, в Москве команде в этом году нашей команде удастся… К «Спартаку» я сейчас отношусь ровно. Потому что команда номер один для меня сейчас – «Томь».
– Илья, ты долго переживаешь свои неудачи на поле, или стараешься поскорее забыть их? Вообще, у кого больше шансов достичь вершин – у футболиста, который долго рефлексирует, или, напротив, умеет быстро оставлять неприятные воспоминания в прошлом?
– Думаю, надо проанализировать свои ошибки и забыть, готовиться к следующей игре, не останавливаться на них, не корить себя подолгу.
– А кстати, чья вина была в том одиннадцатиметровом, после которого нам забили в Краснодаре?
– Считаю, 50 на 50, вина на нас с Сергеем Песьяковым. Когда мяч летел в воздухе, он сказал: «Я!», это меня сбило, я начал пропускать мяч, и не увидел Траоре, поздно заметил, что он вклинился в эту зону. Песьяков тоже поздновато включился, и в итоге мы привезли на двоих этот гол.
– Ощущения?
– Печальные.
– А выходил на замену в той игре ты с какой задачей? Сыграть больше на контратаках?
– Задача была сыграть в защите на ноль и помочь команде в атаке, чаще подключаться. С первой задачей не справился, со второй, видимо, чуть-чуть помог.
– Если говорить про начало второй части чемпионата – в прошлом году «Томь» провалила начало второго отрезка, теперь наоборот, начали с победы на Кубок и с успеха в Краснодаре… Серьезные выводы сделали? Сборы помогли?
– Не менялась подготовка, мы делали на сборах то же самое, что всегда, отдохнули. Мы разозлились сами на себя, что находимся на неположенном месте, да еще и проиграли последнюю игру в чемпионате «Волге» дома 0:3. И нам было не очень комфортно смотреть в турнирную таблицу и видеть, что «Томь» на 13 месте. Думаю, теперь с каждой игрой мы будем все выше подниматься, задача у нас всем известная, поэтому в команде самый боевой настрой.
– Ты как больше любишь играть – первым номером, или в глухой обороне, когда много народу рядом?
– Проще диктовать сопернику свои условия игры. Играть первым номером.
– Среди болельщиков бытует мнение, что Гультяев достаточно пользы приносит в атаке, но в обороне, бывает, ошибается. То есть, что первое у тебя получается лучше… Согласен ли ты с такой точкой зрения?
– По-моему, 50 на 50 должно быть. Мы работаем, стараемся строже в обороне играть, чтобы меньше было к нам претензий, чтобы мы меньше пропускали.
– Какая самая неприятная была для тебя команда-соперник в этом сезоне?
– Наверное, «Рубин». Конечно, и ЦСКА доставил нам немало хлопот, но «Рубин» больше понравился.
– А с «Зенитом» было попроще?
– Мы его победили. Естественно, было непросто, но к нам они приехали не в лучшей форме.
– Ты назвал несколько команд, а кто из них, по-твоему, будет претендовать на звание чемпионов страны и призеров в этом сезоне?
– Думаю, ЦСКА не отпустит чемпионство, и «Зенит» не сдаст позиций, будет биться до конца. Интересное, наверняка, будет продолжение чемпионата. ЦСКА, «Зенит», «Рубин»… Они в первую очередь будут бороться за медали.
– Кто теперь твои лучшие друзья в команде? Дзюба уехал, Иванов уехал…
– Кто захочет, тот увидит. А на самом деле – все знают, у нас команда очень дружная, мы все общаемся, нет разделения на группы…
– У тебя есть братья или сестры?
– Нет, в семье я единственный ребенок.
– Читаешь ли спортивную прессу и как относишься к тому, что про нас пишут?
– Читаю, разумеется. Но не так серьезно отношусь к тому, что там пишут. Просматриваю прессу, чтобы время убить, хотя, бывает, что-то интересное узнаешь о себе или о сопернике.
– Передачи футбольные смотришь?
– После каждого тура смотрю обзор, надо быть в курсе, кто как сыграл.
– В прошлом году вы любили в команде играть в боулинг, и чаще всего победителем становился Дзюба. А кто теперь, в его отсутствии, чемпион?
– В этом году боулинга еще не было.
– Зато был турнир по разбиванию пасхальных яиц, где ты стал первым…
– Все получилось в честной борьбе. У нас на базе перед игрою был пасхальный завтрак. Кто первый приходил, с тем соревновались, считали, у кого больше всех побед. На момент моего появления в столовой кто-то вел в счете, уже не помню кто, но я его победил. Затем я разбил 6 пасхальных яиц подряд, и никому не удалось побить этот мой рекорд. Так я и победил.
– Ты играл в «Томи» на разных позициях, на какой было комфортнее всего? Многие говорят, что им лишь бы играть, а остальное не так важно…
– Лишь бы играть – это верно. Но насколько комфортно – до перехода в «Томь» я играл преимущественно на позиции центрального защитника, а здесь Валерий Кузьмич меня использовал в основном справа, а слева мне приходилось играть, если кто-то из ребят получал травму. В опорной зоне мне было привычно, поскольку я раньше играл там. При необходимости приходилось закрывать ее и в Томске, но было мало таких игр, обычно я либо центральный, либо крайний.
– Илья, ты в этом сезоне предстал еще и в роли фотомодели, снялся в новой фирменной атрибутике «Томи», как тебе понравилось быть фотомоделью?
– Главная «звезда» нашей фотосессии, конечно Кирилл Ковальчук, с ним тяжело конкурировать, он главная фотомодель, а остальные ребята так, за компанию! Но сам процесс съемок мне понравился, можно было бы и почаще в таком участвовать, главное – чтобы нас приглашали.
– Есть ли у тебя еще какие-то таланты, кроме футбольных? Может, ты, например, хорошо поешь?
– У меня песня любимая есть – «Вологда», я там родился, в этом городе (уже после переехал в Псков), поэтому ее люблю.
– А спеть сейчас сможешь?
– Нет. Вот выполним задачу на сезон, войдем в восьмерку – тогда спою!
– Хобби какие-то есть?
– Да, коллекционирую магниты на холодильники.
– У твоей мамы есть любимец, шарпей. А тебе какие нравятся домашние животные?
– Здесь я не могу себе позволить домашнего питомца из-за постоянных разъездов. Но я люблю животных, у нас, кроме шарпея, дома был еще и кот, он прожил 15 лет.
– Всех девушек-болельщиц наверняка интересует, какое у тебя семейное положение?
– Есть подруга.
– Илья, как ты видишь перспективы «Томи» в этом году относительно места в турнирной таблице?
– Задачу быть в первой восьмерке никто не отменял, будем все силы прилагать к этому.
– А каковы возможности «Томи» в этом плане?
– Все в наших ногах и головах, мы будем прилагать усилия.
О ком или о чем статья...
Гультяев Илья Александрович