Войти

Руслан Нахушев: «Я поехал в Томск играть в футбол»

«Футбол-Хоккей в Томске», 13.09.2011

Руслан Нахушев появился в нашей команде совсем недавно, но, буквально с корабля на бал, вышел в концовке встречи с «Амкаром», а против «Крылышек» провел уже полный матч. Понятно, что еще не хватает взаимопонимания с новыми партнерами, надо наверстывать и игровые навыки, утерянные из-за травм, но мы уверены, что универсальный футболист Руслан Нахушев усилит нашу команду. Ведь его игровые качества – цепкость, скорость, самоотдача, неплохой удар – хорошо известны в российском футболе и по играм за молодежную сборную и, особенно, по выступлениям за подмосковный «Сатурн». Сегодня Руслан рассказывает для читателей о своей футбольной карьере и делится первыми впечатлениями от Томска и от команды:

– Руслан, родом ты из Нальчика. Футбол там очень популярен, поэтому, наверное, не удивительно, что ты решил заниматься именно этим видом спорта?

– Вообще-то, да. Хотя у нас на Кавказе очень большой популярностью пользуется вольная борьба. Но в Нальчике футбол на первом месте. Что касается меня, то другого пути не могло и быть. Отец, хоть и не профессиональный футболист, но неплохо играл на любительском уровне. Хоть он и не достиг больших высот, но хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Вообще, у нас спортивная семья. Мама входила во всесоюзную молодежную сборную по баскетболу, даже была капитаном. Родная сестра занималась настольным теннисом. И я с раннего детства начал заниматься спортом. Сколько себя помню, столько и гонял мяч.

– В родном Нальчике ты и начинал свою профессиональную карьеру, причем в довольно юном возрасте…

– Даже вошел в историю нальчикского футбола как самый юный игрок, дебютировавший в команде мастеров. Мне тогда было шестнадцать лет. До этого был самым молодым игроком Альберт Саркисян, которого вы знаете по выступлениям за московский «Локомотив», за сборную Армении. Вот я его рекорд перебил.

– Ты практически сразу обратил на себя внимание со стороны специалистов. Тебя стали приглашать в юношеские сборные. Потом последовало приглашение в ЦСКА от Валерия Газзаева, который знал тебя по молодежной сборной России. Быть может, несколько рано ты решил отправиться в столь серьезную команду, и поэтому не все там получилось?

– Сразу хочу сказать, что я ни о чем не жалею. Может быть и рано, но сейчас об этом, может быть, и не стоит говорить. Скорее всего, да. В семнадцать лет попал в команду уровня ЦСКА, которая решает совсем другие задачи, нежели Нальчик. В основном, играл за дубль, но это все равно хорошая школа. Отрицательный опыт – тоже опыт. В основном составе я играл чаще всего в кубковых матчах. Но тем не менее, я тренировался с большими мастерами, поэтому ни о чем не жалею и даже рад, что два с половиной года провел в ЦСКА.

– И все же настоящее твое становление в большом футболе, наверное, происходило в клубах первого дивизиона, в которых ты играл на правах аренды?

– Да, получилось так. Принял решение, что лучше играть, чем сидеть в запасе. Как говорят мудрые люди, лучше сделать шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед. Получилось так, что из ЦСКА, из топ-клуба, из чемпиона страны на тот момент (хоть и свою причастность к этой победе я и не ощущал) решил уйти в аренду. Сначала это был клуб первого дивизиона – «Анжи», а на следующий год – «Химки». Эти два года в смысле профессионального роста оказались для меня очень плодотворными. В «Химках» была поставлена задача, мы боролись за самые высокие места до последнего. К сожалению, не получилось выйти в премьер-лигу. Но, тем не менее, мы играли с тем же ЦСКА в финале Кубка России. У нас была молодая задорная команда, которой руководил Павел Яковенко, а капитаном у нас был Андрей Тихонов. Это незабываемые впечатления. Навсегда останется в памяти этот финал. Команда первой лиги на пути к финалу обыграла несколько клубов премьер-лиги, это дорогого стоит.

– Ты принимал участие в финальном матче. Наверняка настраивался на игру по-особенному, ведь пришлось противостоять своей бывшей команде, бывшим партнерам?

– В первую очередь хотелось выиграть. Я уходил из ЦСКА, нормально, по-человечески расстались. Никаких обид, никаких реваншистских настроений не было. Наоборот, мне было приятно встретиться с футболистами, с которыми играл, братья Березуцкие, Акинфеев, Алдонин, Шемберас, другие ребята. Было очень интересно проверить себя в соперничестве с такой командой. Я считаю, что мы сыграли достойно. Проиграли 0:1, Юра Жирков забил нам гол.

– Играя в первом дивизионе, твои команды несколько раз пересекались с «Томью», но тебе пришлось сыграть против томичей уже в премьер-лиге?

– Хорошо помню, когда «Томь» выходила в премьер-лигу в 2004 году, я был с «Анжи» здесь, в Томске, на матче последнего тура, на вашем празднике. Тогда я на поле не вышел. О чем не жалею, потому что было очень холодно. А когда «Томь» гостила в первом круге в Махачкале, я накануне уехал в молодежную сборную. Ну а когда я играл в нальчикском «Спартаке», то был еще достаточно молод, играл нечасто, за два сезона набралось пятнадцать игр. Поэтому против «Томи» сыграть не удалось.

– Из «Химок» в 2006 году ты перешел в раменский «Сатурн», в котором провел шесть сезонов.

– Первый год можно вычеркнуть, я практически не играл. Год ушел на адаптацию к новой команде.

– Но, тем не менее, раменский этап пока является самым значимым в твоей карьере?

– Да, он получается пока и самым продолжительным, проведенным в одной команде. Кроме того, этот этап я считаю довольно успешным. На протяжении четырех лет играл стабильно, выходил в составе, команда показывала неплохие результаты. Взять хотя бы пятое место, которое мы заняли, когда в «Сатурн» пришел Гаджи Гаджиев, ныне возглавляющий «Анжи». Принял он команду, когда мы были в нижней части турнирной таблицы, но закончили чемпионат пятыми. Правда, обидно уступили в последних двух турах «Амкару» и «Зениту», который в этом поединке оформил чемпионство. Та же работа в «Сатурне» с немецким специалистом Ребером, с Андреем Львовичем Гордеевым дала мне многое в плане профессионального роста.

– Ты вспомнил матч, после которого «Зенит» стал чемпионом. А ведь перед ним ходило очень много разговоров, мол, «Сатурну» в турнирном плане уже ничего не надо. Хотя питерцам буквально зубами пришлось выгрызать победу. Каким был настрой вашей команды перед той игрой?

– Если вы помните, то на последних минутах того матча наш нападающий Баффур Гьян после углового пробил под перекладину, но Домингес все-таки вынес мяч. Тут случайностей не могло быть. Да, ходили всякие разговоры, что у нас нет никакой мотивации, чуть ли не до того, что мы будем помогать «Зениту» выиграть чемпионство и тому подобное. Эти подозрения не имеют под собой никакой почвы. Я себе не могу представить, как это происходит. Над нами не довлел груз турнирной ответственности, и мы вышли и показали достаточно хорошую игру. И после финального свистка ни у кого не возникло вопросов по поводу этого матча. И, тем не менее, на следующий год, когда мы «сделали» чемпионом «Рубин» (ведь именно на нашем стадионе в Раменском казанцы за несколько туров до финиша оформили чемпионство) опять пошли эти слухи. Мы, видимо, просто нефартовая в этом плане команда.

– «Сатурн», к сожалению, и в финансовом плане оказался нефартовым. О проблемах раменской команды уже много сказано, написано. Задам лишь один вопрос. Есть ли надежда, что хотя бы какие-то долги вам вернут?

– Мы надеемся. Обратились в нужные инстанции, процесс идет. Мы этим непосредственно не занимаемся, работают юристы, к которым мы обратились. Но пока все еще витает, пока никакой конкретики нет.

– Перед началом сезона ты получил приглашение от «Локомотива», от тренера Юрия Красножана, с которым был, наверное, знаком еще по Нальчику. Ты успел там поработать под его руководством?

– С Юрием Анатольевичем я работал в Нальчике, но это было еще в дублирующей команде. Когда он возглавил «Спартак» в первом дивизионе, меня там уже не было, я был в ЦСКА. А в дубле я поработал под его руководством полтора года, я был тогда еще совсем пацаненком, 14-15 лет. Когда я приезжал в Нальчик, мы, конечно, встречались, общались, как все футбольные люди. Поэтому достаточно хорошо друг друга знаем. Хотя когда он пригласил меня в «Локомотив», честно говоря, это было для меня неожиданно, но, тем не менее, очень приятно.

– Как ты считаешь, что помешало тебе проявить себя в «Локомотиве»? Высокая конкуренция, травмы, или что-то еще?

– Здесь много факторов сказалось. Не хочется никого обвинять. Все было в моих руках. Начал игроком основного состава, в первом туре сыграл против «Динамо», вроде бы выиграли, но тренерский штаб решил, что не очень-то получилась именно у меня игра, поэтому в следующих матчах оставался на скамейке запасных. Просидел десять туров на замене, потом получил одну травму, потом более сложную вторую, перенес операцию. Вот сейчас восстановился, поговорил с новым тренером и принял решение пойти поиграть в аренду. Коусейру одобрил это решение, никаких проблем не возникло, он пожелал мне удачи.

– Помимо «Томи», у тебя были и другие варианты арендного соглашения, но ты выбрал Томск. Не смущала ли тебя та неприятная аура, которая витает над нашей командой в последнее время, тем более, памятуя неприятный опыт, связанный с «Сатурном»?

– Если бы меня что-то смущало, я бы сюда не приехал. В первую очередь, я приехал играть в футбол, и решающую роль в этом сыграл звонок Валерия Кузьмича. Он сказал, что ждет, надеется. Это впечатлило, окрылило, поэтому выбор сразу пал на «Томь». Да, были и другие предложения, но до конкретики дело не доходило, потому что я решил, либо останусь в «Локомотиве», либо приеду в Томск.

– Не сомневаюсь, что процесс адаптации у тебя идет органично, учитывая, что кого-то из ребят ты знаешь еще по молодежной сборной, с кем-то вместе играл в «Сатурне». А в игровом плане, насколько уже успел привыкнуть к новым партнерам?

– Тяжело пока говорить, ведь я не так долго в команде, чуть больше двух недель. По тренировкам сложно сказать, какая бы она не была, все-таки тренировки и игры – это разные вещи. Будем работать, будем притираться в играх чемпионата.

– Руслан, расскажи о том, как происходила твоя игровая эволюция? Вот что я имею в виду. Начинал ты еще в юношеском возрасте как нападающий, потом стал полузащитником, а теперь твое игровое амплуа – левый защитник.

– В детстве все ребята хотят быть на виду, забивать голы. И я был до 14 лет форвардом, много забивал. Я был фактурный нападающий, играл в стиле Павла Погребняка. И в юношескую сборную меня вызывали как нападающего. Но по ходу сборов главный тренер сказал, что давай попробуем тебя на левом фланге полузащиты. Попробовал – и действительно получилось, и тренер сказал, что, мол, нападающих у нас много, а с полузащитниками проблема, поэтому будешь играть на левом фланге в центре поля. И в ЦСКА я был полузащитником, и все арендные этапы в «Анжи» и «Химках» я играл полузащитника. А потом Андрей Чернышов вызвал меня в молодежную сборную и сказал, что полузащитников у нас много, а вот защитников не хватает. Вот так я стал левым защитником.

– Возвратимся к нашей команде. «Томь» находится в не совсем комфортной ситуации, учитывая футбольные и околофутбольные проблемы. Что нужно сделать на твой взгляд, чтобы с этими проблемами справиться и добиваться более приемлемого результата?

– По моему мнению, нужно оттолкнуться от чего-то. Лучше всего отталкиваться от победы. Если на поле все будет хорошо, то наладятся и другие дела. Хотя печальный опыт «Сатурна» говорит об обратном. В «Томи» руководство клуба делает все для того, чтобы исправить ситуацию. На днях у нас было собрание, где нам сказали, что все должно быть хорошо. По крайней мере, надежда на это есть. Поэтому надеюсь, что с той проблемой уйдут и футбольные проблемы. Будем налаживать, будем выкарабкиваться. Я думаю, что команда не свое место занимает в турнирной таблице, потому что у нас здоровый коллектив, амбициозные ребята, все хотят что-то на футбольном поле что-то доказать. Прямой зависимости нет, но околофутбольные проблемы не могут не сказываться. В ближайших турах постараемся добиться положительного результата, а там дай Бог…

– Руслан, ты живешь на базе, но в Томск все равно выбираешься. Уже наверняка сложилось какое-то впечатление от города, от людей, которые в этом городе живут? Поделись этими впечатлениями.

– Мне сразу же бросилось в глаза, еще на базе, что здесь очень гостеприимные люди. Народ сибирский, настоящий. А город, если честно, не было еще возможности толком посмотреть. С базы выбираюсь редко. Но ребята сказали, что город молодой, студенческий. В ближайшее время, пока стоит хорошая погода, выберусь. Саша Харитонов на правах старожила, думаю, покажет мне город, ведь он уже практически томич.

– Расскажи, пожалуйста, о своей семье, о своей жизни вне футбольного поля.

– Увлечений у меня немного. Все свободное время стараюсь уделить семье. У меня двухгодовалый сынишка. Его зовут Эмир, что в переводе означает «правитель». В домашних условиях он правит мамой и папой, он у меня с характером.

– Учитывая то, что твое интервью будет опубликовано накануне матча с «Краснодаром», хотелось бы узнать твое мнение об этой команде, которая довольно ярко дебютировала в премьер-лиге?

– С ярким дебютом я, наверное, все-таки не соглашусь. На мой взгляд, «Кубань» более ярко смотрится, нежели «Краснодар». У меня, наверное, особые чувства к «Краснодару». Команда вышла в премьер-лигу вместо «Сатурна» не совсем по спортивному принципу. Я не осуждаю, но осадочек остался. И, тем не менее, команда очень симпатичная, мудрый тренер, хороший президент, который делает все для команды, боевой коллектив, показывает зрелищный футбол. Это не команда-однодневка, у нее хорошее будущее. Дай Бог, что бы таких клубов в России было больше.

О ком или о чем статья...

Нахушев Руслан Юрьевич