«Футбол-Хоккей в Томске», 17.04.2012
Наверное, для любого болельщика футболисты и тренеры интересны не только как профессионалы своего дела, но и как обычные люди – со своими слабостями, привычками, увлечениями. Нет сомнения, что лучше всего об этом могут рассказать те люди, которые окружают их за пределами футбольного поля. Мы решили воспользоваться тем, что в Томск к своему мужу и отцу приехали погостить Елена и Вениамин Передня. С их помощью мы и попробовали взглянуть на главного тренера «Томи» с нефутбольной, так сказать, точки зрения, узнать, какая атмосфера в семейной гавани у Сергея Передни, и кто там капитан. Подробности нашей беседы – в газете «Футбол-Хоккей» и в программе «Наш Большой Футбол».
Томск показался мне раем
– Елена, когда возник ваш союз, где и когда вы познакомились?
– Это было очень давно, вместе мы с Сережей уже 17 лет. Увиделись первый раз у моей подруги на дне рождения. Сергей в то время играл в «Уралмаше» в Екатеринбурге, а я жила в Нижнем Тагиле. Он часто туда приезжал – там жили его родители. Мы вместе отметили день рождения подруги, познакомились, и он уехал. А 8 марта неожиданно раздается звонок в дверь. Открываю, вижу – стоит Сергей с букетом цветов. Я удивилась, говорю: «Вроде, мы не договаривались, но проходите, гости дорогие!» Подумала, что цветы мне, протягиваю руки, благодарю… Но Сергей отвечает: «Нет, цветы не тебе, а твоей маме…» Так завязалась наша дружба, которая потом переросла в другие, более глубокие отношения. Встречались мы недолго, четыре месяца, после этого поженились.
– Вы до знакомства с Сергеем интересовались футболом, были знакомы с кем-то из игроков? Как вообще относились к этому виду спорта?
– Конечно, нет, совершенно не интересовалась. О футболе я вообще ничего не знала, была далека от него. Когда мы познакомились, я Сережу спросила: «А кем ты работаешь?» Он: «Я футболист». Говорю: «Да это я поняла, но работаешь-то ты кем?» Он в ответ: «Я профессиональный футболист». Мне стало ясно: сложный парень. Выясняю: «Так профессия у тебя какая-то есть?» Потом посмеялись, конечно. Оказалось, в футболе можно зарабатывать деньги. Теперь я в футболе ас, прожив 17 лет с Сергеем, кое-что в игре понимаю, разбираюсь. Но когда познакомились, не следила за футболом.
– Насколько сложно быть женой профессионального футболиста, который действительно играет на высоком уровне? Эта профессия накладывает определенные бытовые ограничения. Игрок должен правильно питаться, вам нужно ему что-то специальное готовить…
– В плане питания у меня сложностей не было. Я готовлю очень хорошо и вкусно, это мой плюс. А вот расставания мне даются тяжело. Привыкаешь, когда муж в отпуске месяц дома, а потом начинается – сборы, приехал на 3 дня, уехал на 2 недели… Это трудно. Хочется, чтобы он почаще был дома, с детьми. Но что поделать, такая у него работа, профессия.
– Наверное, жену футболиста можно сравнить с женою военнослужащего. Много ездить приходится. Вы поколесили по многим городам. Вспомните свой первый визит в Томск. Как вы отреагировали, что придется ехать сюда – все-таки о Сибири есть некие предрассудки. И каким вам Томск показался, как устроились в городе, когда приехали сюда более 10 лет назад с совсем маленьким Веней?
– Нашему сыну Вене было четыре года, когда мы приехали в Томск. У меня не было никаких сомнений, размышлений, ехать ли? Сереже предложили здесь контракт, он сразу согласился и привез нас. Город мне понравился: после Димитровграда, где было всего две улицы и один стадион в центре, Томск показался мне раем. Нам сняли квартиру, устроились мы хорошо. О Томске у меня остались приятные воспоминания. Мы подружились сразу с Себелевыми, наши дети тоже дружили с четырех лет. Так мы и жили здесь четыре года, столько продлился Сережин контракт. Здорово было все.
– Всегда очень важно, когда внутри футбольного коллектива здоровая эмоциональная атмосфера, но также значимо, и чтобы за пределами мужского коллектива подруги и жены футболистов находили общий язык. Везде ли такие женские «советы» складываются? Команд было много у Сергея, вам есть с чем сравнивать…
– Общий язык находили обычно со всеми, жены игроков дружили, в каких бы городах мы не жили. Мужей же долго не бывало дома, они иногда на неделю на выезд отправлялись. Мы собирались, общались, дети играли. Везде так было. И в Нижнем Новгороде, и в Димитровграде, и в Томске. Я дружила со многими, и до сих пор с разными девчонками поддерживаю связь, мы созваниваемся, иногда встречаемся.
В нашей семейной команде капитан – это я
– Димитровград, Челябинск, Стерлитамак, Нижний Новгород, Томск… Вы много городов видели. От какого из них остались самые ярке впечатления, где было комфортно, а где, возможно, что-то даже не в быту, а в карьере у Сергея не так удачно складывалось?
– В Томск когда пришел Сережа, то в первый год получил травму, не очень хорошо шли дела, но потом он реабилитировался быстро и начал играть. Через некоторое время даже стал капитаном команды. Он во многих командах был капитаном. Лидер такой по натуре, тянутся к нему ребята. Не могу выделить, какой город лучше, какой хуже. Нижний Новгород, например, как город нравится, но люди там, мне показалось, злые. Томск хороший город. А нынче у вас и погода прекрасная.
– Сергей на поле был лидером, капитаном… Можно сказать, что он лидер и вашей семейной команды?
– Нет, дома он мягкий и пушистый. Думаю, дома лидер я. Сергей очень спокойный и уравновешенный, он никогда не впадает в панику, это я паникер. Если я эмоционально зажигаюсь, он меня потихоньку тушит. Конечно, прислушиваюсь всегда к его мнению, но мне кажется, что Сережка поспокойнее, а я импульсивная. Наверно, я капитан. Ведь дома он бывает редко, детей воспитываю я. У меня кнут, а когда он приезжает, то у него пряник. Холит и лелеет детей, а также меня. У нас дома папа хороший, а мама деспот.
– Вы уже отметили сложности жизни жены футболиста, это прежде всего частые расставания. Когда Сергей по окончанию игровой карьеры решил стать тренером, вы не пытались его отговорить? Многие становятся бизнесменами, кто-то находит еще какое-то несвязанное с футболом дело. А тренер – это значит, что расставания будут продолжаться из года в год…
– Я знаю точно, что бизнесмена из него не получится. Он купит дороже, а продаст дешевле. Футбол, все-таки, его стихия. Он в нем как рыба в воде. Он очень любит свою работу. Я приезжаю к нему на базу и вижу, он целыми днями сидит, смотрит диски, что-то выписывает… Сейчас ему нравится учиться в Высшей школе тренеров, это его дело, по нему видно. И Господь его за это вознаграждает – Сергей всего своим трудом добивается, он трудоголик. Даже когда был футболистом у него не было школы футбольной никакой. Он же обычный парень из Нижнего Тагила, там рос, занимался спортом. А добился, я считаю, немалых успехов, в первую очередь благодаря своему трудолюбию.
– Понятно, что на вас в семье лежат основные обязанности, связанные с домашним хозяйством, воспитанием детей, заботой о муже. Хочется ли вам чем-то еще заниматься, не было ли желанию самореализоваться за пределами дома, семьи?
– У меня были такие идеи, я пробовала. Один раз пришла домой, говорю Сережке: «Я, пожалуй, пойду поработаю, Венька уже подрос!» Муж говорит: «Хорошо, иди попробуй!» Я вышла на работу и поняла: ребенок мой остался без присмотра. Мама утром уходит и вечером приходит, папы нет дома постоянно… И тогда мы решили, что лучше буду-ка я сидеть дома, заниматься детьми. И тут судьба подарил нам такой подарок: год назад доченька появилась, недавно ей исполнился год. Мы уже даже не ждали такого счастья. Так что старший подрос, теперь я занимаюсь малышкой, она наш баловень судьбы. И моя работа сегодня такая – дом, дети, и еще раз дом. Такая профессия и специальность.
Сын Веня тоже хочет стать футболистом
– Теперь хочется, чтобы к нашей беседе подключился и Веня. Понятно, что когда папа футболист – наверняка первая и самая запоминающаяся игрушка – это футбольный мяч. А ты помнишь, когда впервые оказался на стадионе?
– Помню, как папа играл в Томске. Мне тогда было 4 года, он впервые привез меня в Томск летом. Я бегал по полю вместе с основной командой. После тренировок папа иногда со мною занимался, устраивал для меня тренировки. Я, конечно, ходил на все игры домашние. Иногда в перерыве между таймами, бывало, что-то говорил отцу. С детства я очень люблю футбол, поэтому решил пойти по стопам отца, тоже тренируюсь.
– Ты для себя уже решил – скоро будешь оканчивать гимназию, надо определяться с будущим. Ты уже знаешь, чем в жизни хочешь заниматься? Это будет футбол или другие направления?
– Я, конечно, хочу стать футболистом, надеюсь, у меня получится. Еще два года осталось отучиться в школе. Я в 9 классе сейчас готовлюсь к экзаменам. Смог отвлечься от учебы и приехать в Томск потому, что у нас сейчас каникулы. В нашей гимназии не четверти, а триместры. Гимназия специализированная, изучаю английский и немецкий язык. На английском хорошо говорю, на немецком пока похуже. Надеюсь, у меня все получится, я стану футболистом, может, кто-нибудь меня заметит. Если не выйдет, буду искать другую профессию.
– В какой школе занимаешься и какое у тебя амплуа? Ты унаследовал бомбардирские атакующие гены отца, или у тебя на футбольном поле другие пристрастия?
– С 6 лет начал заниматься в школе московского «Спартака», и там меня поставили в защиту, играл на позиции правого защитника. Потом выдвинули в полузащиту. Сейчас перешел в другую футбольную секцию, из-за того, что в «Спартаке» спортивный интернат, надо было туда переезжать. Сейчас я в другой команде, играю там больше инсайда, центрального полузащитника, иногда к атаке подключаюсь, иногда к защите, действую по ситуации.
– Елена, вы решили обосноваться в Москве. Насколько это сложно – жизнь в мегаполисе? Это дополнительные возможности, но и дополнительные сложности. Не у всех получается в столице обосноваться и чувствовать себя комфортно.
– Мы в Москве живем уже 11 лет. Решили обосноваться там, когда Веньке было 5 лет. Поначалу было очень тяжелою, первые 2 года я просто вешалась. Ритм быстрый, расстояния огромные, пробки безумные. Теперь привыкла, все дело привычки. Хотя порою у меня бывают такие мысли, предлагаю Сереже: «Давай оставим квартиру в Москве и уедем в другой город жить». Он всегда говорит: «Столица – это перспектива для детей». Он, конечно, мечтает, чтобы Венька был футболистом. Посмотрим. Как Бог даст, как сильно будет желание сына и его трудолюбие. Получится – так получится, нет – будем искать другие варианты. В Москве мы, как Сережа говорит, в первую очередь ради детей.
– Веня, ты в футболе уже можешь давать профессиональные оценки. Наверняка помнишь какие-то эпизоды из папиной игровой карьеры. А сейчас позволяешь себе давать ему профессиональные советы как тренеру?
– Я думаю, что нет, мне кажется, он все равно знает больше, чем я. Наоборот, иногда он дает мне советы. Когда я к нему обращаюсь, он мне всегда помогает, подсказывает, как сыграть там, как здесь, куда лучше отдать пас.
– Тебе нравится тот футбол, в который играет «Томь» под руководством Сергея Передни?
– Я, естественно, очень болею за команду «Томь». У нее была неудачная полоса. Но вот выиграли матчи с Нальчиком, с «Волгой», это радует. Мы всегда болеем за папу, иногда смотрим игру по телевизору, иногда в Интернете, если есть возможность. А иногда папа нам звонит, сообщает, как сыграли. Держим кулаки за папу, болеем.
– Лена, вы сказали, что дома Сергей мягкий и пушистый. Но на капитанском мостике он достаточно агрессивный, часто получает за это замечания от арбитров. У «Томи» были неудачные матчи, часто проигрывала команда… Эта агрессия, этот накал после матча он как-то переносится в семью, домой, или все остается на стадионе?
– Нет, он заходит домой мягкий и пушистый, неважно, победа это или проигрыш. После проигрыша, наверно, я больше возбуждена. Говорю: «Сережа, ну как так, а вот что…» Он меня останавливает: «Лена, давай о футболе не будем!» Он всегда переступает порог дома и оставляет футбольные проблемы снаружи.
– Но разговоры о футболе дома идут?
– Да, но не в день игры, а, как правило, через дня два, когда все улеглось. Обычно я начинаю что-то спрашивать, и он уже выходит со мной на разговор.
О ком или о чем статья...
Передня Сергей Александрович