«Футбол-Хоккей в Томске», 24.04.2012
Матчи «Томи» в премьер-лиге, помимо футбольных и болельщицких впечатлений, дарят еще и интересные встречи. Причем, речь идет не только о футболистах и тренерах приезжающих в Томск команд, но и о тех людях, которые отвечают за проведение матча. Я имею в виду делегатов и инспекторов матчей премьер-лиги. В отличие от судей, они имеют право и, зачастую, желание общаться с журналистами. За семь с половиной лет участия в премьер-лиге удалось пообщаться с такими интересными и колоритными личностями, как Владимир Проскурин, лучший бомбардир чемпионата СССР 1969 года, Юрий Савченко, автор победного гола в финале Кубка СССР 1968 года (его он, кстати, забил после отличной передачи пяткой в исполнении Эдуарда Стрельцова), и многих других. На сей раз после игры с «Тереком» удалось немного пообщаться с делегатом матча Анатолием Зинченко, известной в советском футболе личностью, который имеет, между прочим, и косвенное отношение к истории томского футбола.
Для начала хотелось бы напомнить, кто такой Анатолий Зинченко. Хотя в свое время это был весьма заметный форвард, признанный бомбардир армейцев «Ростова» и ленинградского «Зенита», игрок сборной СССР. Но все-таки самую большую известность Анатолий Алексеевич получил как первый советский легионер, которому в советские, брежневские времена официально разрешили играть за знаменитый зарубежный профессиональный австрийский клуб «Рапид» (Вена). Правда, клуб этот был коммунистический. Одним из его спонсоров выступала коммунистическая партия Австрии.
Для убедительности процитируем Энциклопедию российского футбола, выпущенную в 1997 году: «Зинченко Анатолий Алексеевич, 08.08.1949, Сталинск. Центральный нападающий, полузащитник. 182 см, 78 кг, мастер спорта международного класса (1982 год), воспитанник школы «Трактора» (Волгоград). Выступал за «Трактор» (Волгоград), СКА (Ростов-на-Дону), «Зенит» (Ленинград). «Динамо» (Ленинград), «Рапид» (Вена, Австрия). В чемпионатах СССР провел 193 матча, забил 33 гола. Финалист Кубка СССР 1969 и 1971 годов. В списке 33-х лучших футболистов СССР дважды (1969, 1972). В сборной СССР провел 3 матча. Чемпион Австрии 1982 и 1983 гг. Обладатель Кубка Австрии 1983 года. Первый советский футболист, получивший возможность выступать за зарубежный клуб. Отличался умением правильно распоряжаться мячом, уверенно чувствовал себя при обводке. Любил подключаться к атаке из глубины поля. Хорошо играл головой, владел сильным ударом с обеих ног. Тренер «Зенита» (Ленинград), главный тренер «Строителя» (Череповец), «Динамо» (Ленинград) и «Зе-нит-2». Тренер футбольной школы Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Теперь о том, какое отношение Анатолий Зинченко имеет к томскому футболу. Дело в том, что томская команда мастеров за 55 лет своего существования провела немало товарищеских матчей с известными российскими и советскими клубами. Конечно, сейчас это уже дело привычное – даже с иностранцами игры давно не в диковинку, а тогда таких поединков было не слишком много. И все они запоминались томскому болельщику. Первые такие матчи следует отнести к 1959 году, когда приезжавшие сюда для матчей на Кубок СССР киевское «Динамо» и московское «Торпедо» после кубковых поединков проводили еще товарищеские матчи со сборной Томска или с командой мастеров. Потом в наш город стали приезжать ветераны Москвы и сборной Союза, где играли замечательные мастера, начиная с Хомича, Бескова и Нетто. Вначале 60-х нагрянул на денек московский «Локомотив», потом была игра с ереванским «Араратом». Излишне говорить, что все эти матчи собирали полный стадион. Потом настал черед клубов первой лиги – рижской «Даугавы», новосибирского СКА, «Кайрата» из Алма-Аты. А когда команда томского «Торпедо», позже «Томлеса», сама стала выступать в первой лиге союзного футбола, то в гости к нам иногда заезжали, несмотря на дальний путь, представители высшей лиги. Такие как московское «Торпедо» или СКА (Ростов). Вот именно в составе ростовского СКА и выходил на поле томского стадиона «Труд» 8 июня 1971 года известный форвард и бомбардир Анатолий Зинченко.
Ниже мы приводим отчет об этом товарищеском поединке из областной газеты «Красное знамя», которая накануне сообщала, что из Федерации футбола СССР пришла телеграмма о приезде команды высшей лиги – основного состава ростовского СКА.
Игра на равных
Гости хотели показать красивый футбол. Они меньше стремились к рациональности, прибегали к эффектным приемам, передачам, тактическим замыслам. Будь соперник послабее, футболисты Ростовского спортклуба армии сумели бы соединить красоту с результативностью. Но «Томлес» спутал карты именитых соперников. Он не изменил своей обычной манере, не сбился на торопливость и навал, выдержал в первые двадцать минут сильный натиск ростовчан, заиграл в своей обычной манере.
Спокойные, по-современному футбольные действия Б. Фальковского и В. Соколухина, темперамент В. Куца, осмысленность А. Абасова свели на нет превосходство ростовчан в техническом мастерстве и тактике.
Более того, в отдельные моменты благодаря энергии и большому желанию не уступить представителю высшей лиги, «Томлесу» удалось самому сохранить игровое преимущество, В один из таких эпизодов В. Боровик сумел открыть счет.
Во втором тайме ростовчане в самом начала забили ответный гол. Но в дальнейшем, несмотря на отчаянные попытки нападающих А. Зинченко и А. Масляева, счет так и не изменился.
В первом и втором таймах за хозяев играли, по сути, разные команды. Старший тренер «Томлеса» В.М. Абасов (старший брат А.М. Абасова. – Прим. ред. «Ф-Х») объяснил это тем, что томичам через два дня предстоит провести ответственную встречу с омским «Иртышем», и он щадил игроков. Под флаг «Томлеса» были призваны лучшие игроки клубных команд. Наиболее интересно себя показали Николай Фефелов из команды манометрового завода и Валерий Белов – с подшипникового.
Я. Володин (газета «Красное знамя», 10 июня 1971 года)
Вот об этом поединке я и напомнил Анатолию Зинченко в нашей беседе.
– Анатолий Алексеевич, помните свой первый приезд в Томск? В газете, кстати, не указан автор гола у ростовчан. Может быть, им были вы?
– Я помню, что мы приезжали в Томск, потому что это была для меня почти что поездка в родные места. Ведь я родился в Сталинске, ныне Новокузнецк. То есть, я коренной сибиряк, и мой родной город стоит на той же реке, что и Томск – на Томи. Кстати, самые сильные впечатления из детства у меня – это ледоход на Томи. Зрелище было незабываемое, весь город собирался смотреть, как идет большая река. Непередаваемые были ощущения природной стихии. Правда, лет в пять меня увезли из Новокузнецка, и футбольную школу я проходил уже в Сталинграде, ныне Волгоград.
– А как вы попали в СКА (Ростов)?
– Как туда обычно и попадали – меня забрали в армию. В Волгограде я себя неплохо зарекомендовал, и в 68-м году нас с Борисом Серостановым забрали в СКА (Ростов). Помните такого футболиста?
– Да, это был известный защитник, он даже играл за олимпийскую сборную СССР.
– Совершенно верно, с Борисом мы играли за ростовский СКА несколько лет, и как раз в эти годы СКА (Ростов) дважды выходил в финал Кубка СССР. Представляете, оба раза я забивал гол, и оба раза мы в итоге выпускали кубок из рук. Особенно обидно было проиграть в 1971 году московскому «Спартаку», когда Геннадий Логофет сравнял счет за 20 секунд до финального свистка. А потом в дополнительном матче спартаковцы выиграли у нас с минимальным счетом.
– Кстати, в Томске вы играли ровно за два месяца до того злополучного финала с московским «Спартаком».
– Я, честно говоря, не помню, как нас в Томск занесла нелегкая, наверное, это была какая-то возможность для клуба и футболистов заработать. Клубы высшей лиги, выступая в провинциальных городах, получали значительную часть дохода от продажи билетов на матч. А по тем временам это была неплохая сумма, так как стадионы всегда были переполнены. Конечно, ход того матча а я не помню – сколько их было сыграно за карьеру! – и не могу точно утверждать, забил я гол в ворота Томска или нет. Но помню, что игра была достаточно упорная, и в Томске играло немало ребят, которые были тогда на слуху, поиграли на высшем уровне. Те же Валерий Боровик, Владимир Соколухин, Борис Фальковский и другие.
Мы поговорили немного с Анатолием Алексеевичем о его бывших партнерах по ростовскому СКА, в частности, про форварда Анатолия Масляева, упомянутого в газетном отчете. Он начинал ярко, его взяли в ЦСКА, но через три года перевели в армейский клуб Ростова, рангом пониже. И здесь он поначалу смотрелся неплохо, забивал голы, но потом как-то сник, вернулся на родину в Горький и далее в большом футболе себя не проявил. Не мог я не удержаться и не посочувствовать Зинченко по поводу уже упомянутого кубкового гола на последних секундах встречи. Он случился из-за ошибки голкипера Льва Кудасова, который тогда был на слуху, играл даже за олимпийскую сборную страны. Но после этого рокового гола, прилетевшего метров с 30-ти, голкипер попал под обстрел прессы и даже был исключен из сборной СССР. Примечательно, что сам Анатолий Алексеевич ни в одном из интервью не упоминает, что гол случился из-за ошибки вратаря. Мне кажется, этот факт характеризует Зинченко как деликатного и чуткого человека, который не стал сыпать соль на старые раны своему бывшему партнеру по команде.
Естественно, после общения с Анатолием Зинченко я поговорил и с томскими участниками этого товарищеского матча, которые упоминаются в отчете – Борис Фальковский. Вячеслав Куц, Валерий Белов. Если первых двух легендарных мастеров представлять томским болельщикам не нужно, то о Валерии Белове знают не очень многие. Он здорово начинал по юношам, его взяли на предсезонные сборы в Чарджоу в состав томского «Торпедо», игравшего в классе «А» (первая лига СССР). Но поиграть за Томск тогда не удалось – перехватили армейцы Новосибирска, которые, кстати, были соперниками томичей по восточной группе класса «А». Молодого футболиста призвали в армию, и ему довелось играть уже против томичей в форме новосибирского клуба. Но на следующий год армейцы снялись с розыгрыша. А Валерий Белов после демобилизации вернулся в Томск, работал на ГПЗ-5, подшипниковом заводе, играл на областном уровне и привлекался в команду мастеров как один из ярких представителей клубного футбола Томска.
Борис Фальковский:
– Если говорить честно, то матч с ростовчанами ничем особенным не запомнился. Все-таки товарищеские матчи – это особая статья. И приезжающие команды особо не выкладываются, и мы не пластались. Правда, старались играть в красивый футбол для болельщиков. Потому что эти матчи интересны прежде всего для болельщиков. А то, что против нас приехала играть высшая лига – нас тоже особо не пугало. «Томлес» тогда был хорошей, сбалансированной командой, многие из нашей команды понюхали порох высшей лиги, и команды оттуда для нас не были диковинкой. Кстати, в том самом 1971 году мы заняли второе место. А вполне могли быть первыми, выйти в финальную пульку и пробиться выше. Просто задачи перед нами никто не ставил, вернее, сказали, что на повышение в классе денег нет.
Так что, томские болельщики, наверное, были довольны боевой ничьей с клубом высшей лиги, ну а мы больше держали в голове предстоящий матч с Хабаровском или Омском, где мы выкладывались действительно на всю катушку.
Вячеслав Куц:
– Я очень хорошо помню Анатолия Зинченко. Это был отличный игрок, опасный форвард, не зря же его приглашали в сборную СССР. Тогда в сборную попадали обычно из команд Москвы, Киева, Тбилиси, а он сумел пробиться туда из ростовского СКА. Хотя Ростов всегда был интересной играющей командой и славился своим нападением. На нашем томском поле Анатолий Зинченко тоже смотрелся очень красиво, интересно. Но убей Бог, подробности матча я не помню. Я думаю, в первую очередь эти матчи устраивались для болельщиков, может быть, у кого-то из них спросить? Что касается молодых футболистов из клубных команд, которых выпустили во втором тайме, то тогда клубный футбол в Томске был весьма силен. Тот же Фефелов был неплохим полузащитником. А Валерий Белов вообще играл за команды мастеров. Сначала в Новосибирске, а потом и за нашу томскую команду.
Валерий Белов:
– Конечно, приятно услышать, что меня упоминали в газетном отчете про матч с клубом высшей лиги. И конечно, мы знали тогда Анатолия Зинченко как известного футболиста. Был в ростовской команде еще ряд неплохих мастеров. Но ведь и «Томлес» тех лет был очень крепкой командой. Играли за Томск футболисты с хорошей выучкой, и играли в умный, тактический и комбинационный футбол. Состав был таким отборным, что попасть в «Томлес» было очень сложно, хотя в томском клубном футболе тогда играли неплохие ребята. Меня пригласили в томскую команду мастеров уже попозже – я отыграл целый сезон в 1974 году (от редакции ФХ: на счету Валерия Белова 22 матча и 1 гол, причем победный, на последних минутах). Правда, в команде я не остался. А вообще, конечно, жаль, что из-за тяжелой травмы пришлось завершить футбольную карьеру слишком рано. Хотя все равно есть матчи, которые приятно вспомнить.
Ну что ж, на этом наш рассказ об одном из фактов томской футбольной истории завершается. Не удалось, правда (на что надеялся автор этих строк), выяснить автора гола в рядах ростовчан и какие-то новые подробности. Но думается, этот материал, как и тот товарищеский матч – для болельщиков, и им было интересно познакомится с этим фрагментом футбольной истории Томска.
А напоследок еще несколько фрагментов из рассказов Анатолия Зинченко о его выступлениях за венский «Рапид».
Первый отечественный «профи» уезжал в Австрию, как любой советский специалист в загранкомандировку, числясь инженером «Союзвнештехники». Собирался сыграть один год, а задержался на три, ведь в Европе не смотрят в паспорт, не торопят на заслуженный отдых тех, кому за 30. Правда, сам Зинченко до последней минуты надеялся, что «рапидов» у них там в Австрии пруд пруди, как в России «Динамо» или «Торпедо». Однако, спускаясь по трапу и, увидев представительную делегацию встречающих, понял – играть ему именно в легендарном клубе.
Практически сразу с новым ударным трио Ханс Кранкль (царь и бог австрийского футбола – обладатель европейских «Серебряной бутсы» 1974 и «Золотой бутсы» 1978 годов (41 гол!), обладатель Кубка Кубков в составе «Барселоны» 1979 года и прочих разных регалий) – Зинченко – Антонин Паненка (чемпион Европы 1976 года в составе сборной Чехословакии) «Рапид» вернул себе звание чемпиона Австрии, утерянное им аж 15 лет назад, заодно утерев нос своему принципиальнейшему давнему сопернику «Аустрии», владевшей этим титулом последние четыре года.
– Вообще-то австрийцы Олега Блохина хотели заполучить, но кто отпустил бы обладателя «Золотого мяча»! Почему всплыла моя кандидатура, до сих пор не понятно. Но вместо года я отыграл три в классной команде, пожил в спокойной стране. Австрийский футбол тогда был на подъеме – блистали Вальтер Шахнер, Тони Польстер, Роберт Зара, вратарь Фридрих Консилиа. И в «Рапиде» настоящее созвездие образовалось. Дерби «Рапид» – «Аустрия» собирало на «Пратере» по 70 тысяч зрителей.
– С кем из рапидовцев особенно сблизились?
– Самым близким моим другом стал чех Антонин Паненка, с которым мы на выездах всегда селились в одном номере. Он мне помогал осваивать немецкий, я ему – русский.
Футболисты, часто забивающие со штрафных, есть и сейчас, но Антонин был настоящим уникумом. Однажды у нас тяжело складывался матч с «Зальцбургом» – и тут штрафной. Вратарь соперников установил стенку, а в угол за ней поставил к штанге дополнительного игрока. И Паненка четко положил мяч в эти сантиметров сорок, что оставались между головой защитника и перекладиной. Мы и сейчас общаемся по Интернету. В 2008 году на чемпионате Европы встречался с Хансом Кранклем, с Йозефом Хикерсбергером, который возглавлял там сборную Австрии.
– О чем спрашивали австрийские журналисты?
– Почему-то считали, что в Австрии я должен был столкнуться с бытовыми проблемами – вот об этом и расспрашивали. Вообще, доброжелательно обо мне писали – но обычно сводили к тому, что русский Анатоль приехал из страны, где вечные снега и медведи по улицам ходят… Заглянули бы, думаю, в расписание Аэрофлота. Два часа – и ты в Ленинграде. Ладно, журналисты – так даже клубное начальство мне отпуск выписывало на неделю больше. Думали, я на телегах и санях до России добираюсь… А когда узнали, что я в Сибири родился, в Новокузнецке, в восторг пришли. Опять понеслось – «русский медведь». Говорю им – да я в Сталинграде, дескать, играл. Где 35-40 градусов жары. В Ростове. В Ленинграде. Не-е-т, это их мало интересовало… Медведь!
– В «Рапиде» вас сейчас помнят?
– Еще лет пять после отъезда на родину мне присылали приглашения на различные клубные мероприятия, в том числе и на праздники коммунистической газеты «Фолькстимме», которая была тесно связана с «Рапидом». Но эти приглашения где-то оседали и до меня не доходили. В середине 80-х я, работая тренером в Череповце, повез команду на сбор в Узбекистан. А «Рапид», о чем я не знал, как раз совершал турне по нашей Средней Азии. Когда я появился у них в раздевалке, все обалдели! Столько шума, крика было: «Анатоль приехал!» Президент клуба Хольцбах отозвал меня в сторонку и спросил: «Почему ты к нам не приезжаешь? Мы же каждый год шлем тебе приглашения и получаем ответы: «Занят по работе, выехать не может». Ты что, министром работаешь?»
О ком или о чем статья...
Зинченко Анатолий Алексеевич