Войти

Сергей Омельянчук: «Мой контракт с «Томью» еще не закончен»

«Футбол-Хоккей в Томске», 15.05.2012

Одним из главных приобретений «Томи» накануне весеннего старта стало появление в ее составе защитника сборной Белоруссии Сергея Омельянчука. Во-первых, Сергей – очень опытный и надежный игрок, прекрасно читает игру и успевает подстраховать партнеров. Во-вторых, он – универсал и по мимо центральной зоны обороны может столь же полезно действовать и на фланге защиты, и на позиции опорного полузащитника Ну а главное, это настоящий боец с лидерскими качествами, которые позволяют Сергею успешно руководить обороной «Томи». Думается, в том, что наша команда из 12 матчей половину сыграла на «ноль», есть большая заслуга Сергея Омельянчука. Защитник «Томи» по жизни очень скромный человек, не слишком любит рассказывать о себе, и нам было приятно, что Сергей все же согласился на подробную беседу с ним для программы «Наш Большой Футбол» и для читателей газеты «Футбол-Хоккей».

Из Белоруссии – за золотом Польши

– Сергей, где прошло твое детство, откуда ты родом?

– Из Гомеля, это город в 300 км от Минска, там живут мои родители и сестра, там я начинал свою футбольную карьеру.

– Почему именно футбол? Кого-то в секцию приводит отец, кто-то увлекается за компанию с друзьями… А как было у тебя?

– Мой отец в молодости был со спортом связан, он сам поиграл немного. А родной брат отца в союзные времена поиграл за команду мастеров, так что у меня есть родня, связанная с футболом.

– Понятно, что в Белоруссии футбол – спорт номер один, хотя популярен в стране и хоккей, учитывая пристрастии вашего президента. Для тебя у футбола были какие-то альтернативы, кроме него тебя еще что-то в детстве интересовало?

– Все игровые виды спорта. Волейбол, баскетбол – во время учебы играл за школьные команды. Раньше детство другое было, зимою играли в хоккей, летом в футбол.

– Школа и футбол – на все ли у тебя хватало времени? Когда занимаешься профессиональным спортом, это большие нагрузки, часто бывает трудно учиться…

– Нет, в школьные годы мне не мешал футбол, я без проблем совмещал, а с институтом пришлось сложнее. Я еще пока был студентом уехал в Варшаву, выступать за польский клуб. У меня был индивидуальный план обучения, чтобы все-таки окончить вуз.

– В старших классах у тебя какие были мысли, планы? Обычно люди думают, кем они хотят стать в будущем. Ты уже знал, что будешь профессиональным игроком?

– Не знал, хотя думал об этом. Но так получилось, шаг за шагом, что я связал свою жизнь со спортом. Не мечтал, мол, стану футболистом, и ничего кроме футбола мне не надо. Как-то все само постепенно получилось.

– Ты учился, как и большинство спортсменов, в физкультурном институте? Не было желания попробовать получить другое образование?

Тогда точно не было. Просто хотелось поступить в институт, получить высшее образование. В физкультурный попасть было проще, тем более, футболистам немного помогали с учебой…

– Твоей первой командой стало минское «Торпедо-МАЗ». В сознании российского болельщика главная команда в Белоруссии это минское «Динамо». А как ты попал в эту не самую звездную, элитную даже по меркам белорусского дивизиона команду?

– В те времена «Торпедо-МАЗ» не блистало какими-то результатами. Но я тоже не считался сильно одаренным футболистом, мой тренер ДЮСШ привез тренеру, который работал тогда с «Торпедо-МАЗ», меня и других футболистов, попросил: «Посмотри ребят»… Так мы и остались в команде, подписали контракт.

– Это был конец 90-х. Что представлял собой в то время белорусский чемпионат? Насколько он был сравним с тем, что происходило в России, на Украине?

– Трудно теперь сравнить, слишком давно это было. Конечно, российский чемпионат всегда был выше и украинского, и белорусского, но на тот момент для меня и белорусский турнир – это было что-то из ряда вон. В 18 лет я мечтал играть в белорусском первенстве, не думал даже о других.

– Как твое амплуа формировалось? Вратарями мальчишки еще мечтают быть, хотя чаще они мечтают голы забивать. Как ты стал игроком обороны, когда это случилось?

– Что интересно, в «Торпедо-МАЗ» я приехал игроком полузащиты, даже под нападающим играл, много забивал, но постепенно меня перевели, стал играть постоянно крайнего защитника. Раньше было три защитника, и я играл персональщика. Хотя мне очень нравилось забивать, я часто забивал, пока играл еще в детско-юношеских командах. Но так судьба сложилась, так получилось – стал защитником.

В Грозном щедрость президента просто потрясала

– Сначала ты мечтал играть в чемпионате Белоруссии, но его игроки наверняка стремятся играть в более престижном и высокооплачиваемом турнире. Как появилась в твоей карьере Польша, как удалось этого добиться?

– Это был хороший этап в моей спортивной карьере. Все началось с финала Кубка Белоруссии, мы с «Торпедо-МАЗ» вышли в финал, на матч приехал пожилой агент из Польши, просто посмотреть игру. Я удачно сыграл, забил гол, хотя тот матч мы проиграли 1:2. После этого финала меня и пригласили в польскую «Легию», в Варшаву. Я съездил на сборы, хорошо смотрелся. Дело было летом. Через полгода мне уже предложили контракт, собственно, уехал я не раздумывая. Был 2001 год. «Легия» в те времена выступала в Лиге чемпионов, это был топ-клуб для Польши. Не колебался, сразу принял их предложение.

– Почувствовал разницу уровней и возможностей чемпионатов и клубов? Это уже все-таки был более высокий уровень для тебя?

– Да. Хотя когда я пришел в «Легию» в марте месяце, то почти до мая не играл. Не участвовал с командой в сборах, тяжело было влиться сразу в коллектив. Потом летние сборы прошел вместе со всеми, и постепенно начал попадать в состав, затем полтора года вообще без замен играл, включая все матчи в Лиге Европы, тогда он назывался Кубок УЕФА. В 2002 году мы стали чемпионами страны. За «Легию» я сыграл много матчей.

– В сборную Белоруссии тебя стали приглашать как раз в тот период, когда ты играл в Польше?

– Именно. В 2001 году получил первый вызов, мы играли в Москве в Кубке Содружества, меня вызвал тренер Эдуард Васильевич Малафеев. Я сыграл по 15 минут в каждой игре. Мы выиграли этот Кубок, таким получился дебют.

– Теперь тебя можно назвать уже ветераном, старожилом национальной сборной. Как ты думаешь, почему у команды, которая всегда была укомплектована футболистами приличного уровня, игравшими в хороших клубах, таких, как «Барселона», «Арсенал», не получалось решать даже каких-то локальных задач? Не выходили из группы, в стыковые матчи не попали. Чего не хватало, почему?

– Наверно, не хватало международного опыта всем игрокам. Один-два человека, таких, как Саша Глеб, выступали на высоком уровне, а остальные играли в украинском и российском чемпионате. Не хватало опыта, чтобы в самых ответственных матчах достигать результата. В минувшем отборочном цикле был такой шанс, но в ответственных матчах с Боснией мы проиграли обе игры.

– После «Легии» ты перешел в украинский чемпионат, причем в клуб достаточно скромный, в киевский «Арсенал». Почему решил поменять страну и как оцениваешь тот этап своей карьеры?

– Позвонил мне однажды Вячеслав Викторович Грозный, сказал, создается команда перспективная, с большими финансовыми возможностями, что тоже сыграло немаловажную роль. Я приехал, потренировался неделю, мне все понравилось. Решил перейти. «Легия» заработала достаточно денег на этом трансфере. Так что, все остались в плюсе, я был доволен.

– Что скажешь об украинском чемпионате? О своей команде, о своей игре?

– Тоже неплохие времена были. Хороший город Киев, приличная команда, мы стали пятыми в чемпионате, это было неплохо для новичков. Я удачно играл, забивал, меня как полузащитника использовали в некоторых играх. Как-то сложилось так, что залетало все: каждый удар – гол, иногда так случается. Пока выступал за этот клуб, получил приглашение из «Локомотива».

– В 2005 ты перешел в «Локомотив» к Семину. Можно назвать это самым высоким этапом твоей клубной карьеры?

– Думаю, это был пик. Но я только год сыграл в «Локомотиве». Был амбициозным парнем, за сезон попадал в состав только в 14 играх, думал, как же так, я могу все игры играть. Ушел в аренду в «Шинник», а в это время в «Локомотиве» сменился тренер. Пришлось в итоге перейти потом в «Ростов»…

– Не было чувства, что ты поторопился? Может, стоило набраться терпения, и дождаться своего часа в «Локомотиве», и все бы сложилось иначе?

– В какой-то момент сожалел, что ушел в «Шинник», но что делать, вернуть ничего нельзя, как сложилось, так и сложилось.

– С «Шинником» ты поиграл в первом дивизионе?

– Нет, за Ярославль я выступал, пока они были в премьер-лиге. В «Ростове» только полгода провел в первом дивизионе.

– Какие воспоминания остались от Ярославля, Ростова и от Грозного, где ты выступал за «Терек», колоритную команду?

– Все-таки досадно, что не боролся за высокие места с этими командами. Но с «Тереком» мы были три года крепким средником, достойно играли с топ-клубами, особенно дома. Команда специфическая, я много чего узнал интересного. Когда туда перешел, она только вернулась в премьер-лигу, и любая победа над московским клубом – это было нечто, все так радовались, вся Чечня! Это приятно, когда народ так радуется победам… И подарки поражали. Такого нигде не видел. Такое гостеприимство, щедрость президента клуба Рамзана Кадырова – это впечатляло.

Не хватило времени сыграться

– Не секрет, в какой ситуации была «Томь» в межсезонье, многие стремились покинуть команду, ты все-таки решил прийти в клуб. Почему ты выбрал этот вариант?

– Говоря откровенно, альтернативой был только вариант с минским «Динамо». Но я решил поиграть еще полгода в премьер-лиге, а дальше уже будет видно. Хотя подписал на 1,5 года контракт с «Томью», была надежда, что мы останемся. Но на самом деле, сложная была ситуация у команды, большой отрыв от конкурентов.

– Многое было упущено в прошлом году, но и в нынешнем был шанс зацепиться… Чего, на твой взгляд, не хватило?

– Шанс был, конечно. Думаю, в целом мы весенний отрезок чемпионата хорошо провели. Но все решалось во время ответственных игр с «Волгой», с «Крыльями Советов». Эти матчи были решающими. Обыграли бы соперников, стало бы полегче, можно было бы надеяться на чудо.

– Чего не хватило, чтобы в решающие игры продемонстрировать максимальное мастерство, все свои возможности?

– Не хватило победы. Чтобы выигрывать, быть среди лидеров во второй восьмерке, необходимо наличие многих факторов – и спортивных, и не только, например, судейство влияет. Как нас судили в Нижнем Новгороде и в Самаре – там нам пришлось тяжело. Но я считаю, судейство – это одно, а по игре мы должны были быть выше на голову соперника. Не случилось этого. Мы на равных играли с ними, и они нам забили.

– Может, не хватило времени, чтобы сыграться почувствовать себя единым коллективом?

– Возможно, это тоже повлияло. Команда собралась, как сейчас помню, 22 февраля на сборах. Оставалось около 2 недель до начала чемпионата. Думал, мы хуже будем играть. Судя по игре, по результатам, которые мы достигли, к нам не должно быть претензий в плане самоотдачи и желания.

В Томске пока все нравится

– Ты подписал контракт на 1,5 года, значит, на ближайший сезон ты остаешься в Томске?

– Да…

– Тебе уже довелось поиграть в первой лиге в Ростове, ты знаешь этот турнир… Как ты думаешь, что нужно для возвращения команде места в премьер-лиге? Сегодняшняя «Томь» могла бы вести борьбу в этом составе?

– Считаю, могла бы, если бы ребята все остались. Прежде всего, нужен подбор игроков и командная игра. Без этого тяжело достичь успеха, но, уверен, тренерский штаб над этим поработает. Еще достаточно времени до июля, чтобы создать крепкий коллектив.

– Ты живешь на базе, в Томске провел сравнительно мало времени, и, тем не менее, успел составить какое-то впечатление об этом городе?

– Мне все нравится. После 3 лет жизни на Кавказе, такой контраст во всем… И в городе, и в жителях города. Я очень доволен, что я здесь.

– Расскажи о семье, женат ли ты, это всегда интересно болельщикам, тем более, среди них много представительниц прекрасной половины…

– Я женат, у меня двое детей. Девушкам наверняка будет приятно это услышать! У меня сын 8 лет, а дочке скоро 2 годика.

– Они еще не приезжали в Томск?

– Пока нет. Когда тепло станет, привезу.

– Какие, кроме футбола, у тебя увлечения?

– Люблю ужинать в ресторанах в хорошей компании. Иногда можно и в клуб сходить.

– Другие виды спорта, кроме футбола, тебя привлекают?

– Хоккей нравится. В Минске когда играл, ходил на матчи КХЛ, там очень любят команду, 16 тысяч постоянно приходят во Дворец. Смотрю баскетбол, волейбол по телевизору, другие турниры… Я всеяден в плане спорта, все интересно.

– Скоро чемпионат Европы. Как ты думаешь, кто сегодня главный фаворит, и каковы перспективы России?

– Фаворит – Испания. А Россия – достойная команда. Уверен, она сначала поборется за выход из группы, а потом и дальше будет стремиться к победам. Ничего невозможного нет. Ту же Голландию Россия уже обыгрывала.

О ком или о чем статья...

Омельянчук Сергей Петрович