Rusfootball, 15.11.2011
Еще несколько месяцев назад 22-летний полузащитник «Динамо» Артур Юсупов выступал за молодежный состав бело-голубых. Потеряв надежду пробиться в основу, футболист стал подумывать об уходе в другой клуб. Не насовсем, конечно. Но вариант с арендой рассматривал. Судьбу Юсупова перевернул приход на тренерский мостик Сергея Силкина: неожиданно для всех новый наставник бело-голубых решил довериться молодому футболисту. Артур в долгу не остался и доверие это оправдал сполна: центр полузащиты бело-голубых сегодня без него представить невозможно. Впрочем, обо всем по порядку.
Футбол не позволял ходить в школу
– Артур, давайте мысленно вернемся в ваше детство и вспомним, как и где начинался ваш футбольный путь?
– В родной Самаре. Помню, уйду из дома в девять утра, а вернусь к полуночи. Все это время во дворе «пятнистого» гонял. Мама из окошка кричит: «Сделай перерыв – поешь!» А я все равно ношусь, как угорелый. Надо сказать, у нас весь двор любил мяч погонять. У меня, кстати, и старший брат в свое время тоже занимался в футбольной школе.
– Почему он не стал футболистом?
– Не у всех получается. Правда, занимался Роман футболом не так серьезно, как я: только три раза в неделю. Я же думал о мяче каждую минуту. Когда прошел отбор в самарскую «Зарю», из-за футбола даже занятия в школе пропускал : уроки часто совпадали с тренировками, и я выбирал второе. К счастью, родители мне разрешали это делать.
– Почему?
– Мама и отец тоже очень любят футбол, поэтому не чинили мне никаких препятствий: напротив, поддерживали во всех начинаниях. У меня вообще вся семья неравнодушна к футболу: даже бабушка – она умерла в этом году – любила его… (После паузы) Папа, кстати, тоже играл. На городском уровне. И у него это неплохо получалось.
На позиции Самедова пользы не принесу
– Кто-нибудь из вашего двора сейчас на профессиональном уровне играет?
– Нет. Один человек раньше выступал за дубль «Крыльев Советов», но сейчас уже не играет.
– Кто это?
– Михаил Мареев.
– Центральным полузащитником сразу стали?
– Нет, сначала играл на правом фланге полузащиты, позже тренер перевел в центр. Однако первое время я действовал чуть выше: ближе к нападению. А потом в глубину поля переместился…
Жаль, что в детстве не любил шоколад…
– Кто был вашим первым тренером?
– Сергей Белоусов.
– Часто с ним общаетесь?
– Хотелось бы чаще. Но, увы, нет времени. Если же есть возможность, всегда набираю его номер. Когда нахожусь в Самаре, стараюсь встретиться с ним. Вообще Белоусов – замечательный специалист. И мне, вне всякого сомнения, очень повезло с ним. Сейчас он работает в Академии имени Коноплева, что в Тольятти – я там несколько лет занимался…
– До Академии имени Коноплева два года вы провели в «Локомотиве». Как попали туда?
– В какой-то момент посчитал, что перерос уровень самарской «Зари» – решил попробовать себя в команде более высокого уровня. Вот и отправились мы с отцом в Москву. Приехали на просмотр в школу «Локомотива» – и меня взяли. Вообще папа в детстве мне очень много внимания уделял. И на тренировки возил, и разного рода бытовые проблемы решал. И еще работать при этом успевал. Даже не знаю, как ему сил хватало.
– Где работает отец?
– Сейчас – в «Заре»: тренирует молодежь, а в то время работал на кондитерской фабрике.
– Значит, у вас дома всегда были шоколадки?
– (Смеется.) Да. Правда, к сожалению, в детстве к конфетам я был равнодушен.. Сейчас же, наоборот, очень люблю шоколад.
– А у мамы какая профессия?
– Мама у меня – учитель русского языка и литературы.
Попав в «Динамо», подумал: я на другой планете
– Почему решили покинуть «Локо»?
– Десятилетнему ребенку тяжело одному в Москве, а я так два года жил. Поэтому решил, что будет лучше, если вернусь на родину. И когда мама приехала навестить меня, сразу же объявил ей о своем решении. Я уже знал, что отправлюсь в Академию Коноплева. Меня ведь туда приглашали еще до моего отъезда в «Локомотив». Но когда уезжал в Москву, Академия только начинала развиваться, когда же вернулся, все уже было на самом высоком уровне. Инфраструктура там просто замечательная: тренажерные залы, бассейн, джакузи, а самое главное – шикарные поля. Когда приехал туда, меня это очень сильно удивило. Ведь в Самаре мы, можно сказать, на земле играли. А тут такие «ковры», что просто диву даешься. Но все это заслуга одного человека: Юрия Петровича Коноплева. К сожалению, он уже ушел из жизни. Коноплев безумно любил футбол, был большим энтузиастом и делал все для развития этого вида спорта в Тольятти.
– Кто в Академии Коноплева играл вместе с вами в одной команде?
– Игорь Горбатенко, Алан Дзагоев и Дмитрий Рыжов. Но вообще я думал, что из того выпуска гораздо больше людей заиграет, ведь у нас было очень много хороших футболистов.
– Как появился вариант с «Динамо»?
– В декабре 2008 года семерых воспитанников «Коноплевки» пригласили на селекционный сбор дубля московского «Динамо». Как только он завершился, мне сказали: «Не пропадай – мы с тобой обязательно свяжемся». Так оно и произошло: через неделю мне позвонили – я снова приехал в Москву и за два дня до Нового года подписал контракт.
Тарханов заставил поверить в себя
– Может быть, Андрей Кобелев не ваш тренер?
– Нет, не думаю. Если бы я показывал на тренировках хороший уровень, он бы обязательно выпускал меня на поле. Объективно говоря, я тогда не был готов выступать за основной состав.
– Поэтому в 2010 году решили уйти в аренду в подмосковные «Химки»?
– Да. Все знают, что в начале 2010 года руководство «Динамо» ставило задачу завоевать золотые медали. И под эти цели бело-голубые провели грандиозную селекцию: игроков семь-восемь купили. В частности на мою позицию были приобретены Семшов и Ребко. Я понял, что если уж в прошлом году не играл, то в предстоящем сезоне мне точно ничего не светит. Поэтому принял решение уйти в аренду. Хорошим вариантом были «Химки». Перейдя в этот клуб, я познакомился с Александром Федоровичем Тархановым, который в то время тренировал подмосковную команду. Думаю, этот человек сыграл очень важную роль в моей карьере: Тарханов заставил меня поверить в свои силы. И за это ему огромное человеческое спасибо. Вообще Александр Федорович очень хорошо относится к молодежи.
– А в какой клуб Премьер-лиги никогда бы не перешли?
– Таких команд, к которым испытывал бы антипатию, нет. Но, повторюсь, мой любимый клуб – это «Динамо». На втором месте – «Крылья Советов».
Вариант с ЦСКА отбросил сразу
– В 2008 году вы, кажется, также имели возможность перейти в «Крылья Советов» и ЦСКА…
– Вариант с ЦСКА я сразу отбросил, поскольку мне казалось, что у армейцев очень сильный состав, и пробиться в основу будет слишком трудно. Я вообще-то горел желанием перейти в «Крылья Советов». Меня и Леонид Викторович Слуцкий, который в то время возглавлял самарскую команду, к себе звал. Родители же мне сказали: в родном городе, конечно, хорошо играть, но всегда нужно стремиться к чему-то большему. Теперь я очень рад, что они меня отговорили.
– Родители – ваши главные советчики?
– Да, важные решения принимаю, только посоветовавшись с ними.
В Самаре пришлось менять носки
– В этом сезоне клубы Премьер-лиги еще больше, чем в предыдущие годы жалуются на судейство. Как считаете, в каком из матчей вас реально «убили»?
– В Самаре. Тот матч проходил в ужасных погодных условиях. И, как минимум, этот матч нужно было переносить. Мы только вышли на разминку – так сразу же набрали в бутсы воды. Пришлось носки менять. Ну, может быть, в Махачкале не совсем все в порядке было. В принципе же не могу сказать, что рефери в этом сезоне подсуживали нашим соперникам.
Летом собирался в аренду
– Если о влиянии тренера на игру и результаты команды можно спорить, то в вашей судьбе Силкин сыграл определяющую роль.
– Да, сезон я начал в дубле, поэтому после первого круга хотел попроситься в аренду. У меня был конкретный вариант с «Крыльями Советов». Тарханов звал к себе. Но вскоре Александр Федорович покинул «Крылья», и я, к счастью, отбросил этот вариант. В чемпионате тогда был перерыв, и клубы Премьер-лиги, в большинстве своем, проводили заграничные сборы. Вот я и решил, что вместе с «Динамо» полечу на сбор в Австрию. Думал, что эта поездка станет определяющей в моей динамовской карьере: либо «да», либо «нет». Но я в принципе уже мало на что надеялся. И тут неожиданно для меня Сергей Николаевич доверил мне место в составе в одном из контрольных матчей. А позже выпустил на поле в матче на Кубок России с «Мордовией». Так я постепенно закрепился в основе. Что и говорить, я очень благодарен Силкину. И хорошо, что я все-таки не успел уйти в «Крылья». Как говорится, Боженька знает, что и как надо делать.
– Какие-то еще варианты продолжения карьеры этим летом были?
– Да, в первой лиге: звали в «Шинник».
Моя цель – попасть в первую сборную
– Артур, в заключение нашей беседы хотелось бы узнать о вашей главной мечте…
– Я рад, что в этом году мне удалось заиграть в Премьер-лиге. Теперь моя цель – завоевать медали и заслужить вызов в первую сборную страны.
– Когда планируете попасть в национальную команду?
– Не хочу загадывать. Сейчас в сборной на моей позиции очень серьезная конкуренция. Так что я буду работать и надеяться, что со временем заслужу внимание наставника национальной команды.
О ком или о чем статья...
Юсупов Артур Римович