«Независимая спортивная газета», 28.05.2015
Владимир Татарчук, рекордсмен «Краснодара», первым преодолевший отметку в 100 матчей за черно-зеленую команду и не так давно удостоившийся именных часов от владельца и президента клуба Сергей Галицкого, с удовольствием согласился рассказать о своей карьере в интервью «Независимой спортивной газете».
– Владимир, скажите, каково это – быть рекордсменом?
– Конечно, мне безумно приятно, что я сумел первым провести за «Краснодар» 100 матчей. Я не раз говорил, что у меня остались от этого клуба только хорошие воспоминания, и до сих пор, уже являясь игроком «Факела», продолжаю считать «Краснодар» своим вторым домом.
– Первым вашим домом был ЦСКА. Когда вы попали в систему армейского клуба?
– В армейскую школу я был зачислен в 11 лет, сначала лишь во вторую группу. Когда натренировался, обрел новые футбольные навыки, то меня подключили уже к основной группе. Ну а в дубль впервые попал в 16 или в 17 лет, точно уже и не вспомню.
– Владимир, скажите честно, учитывая то, что ваш отец, тоже, кстати, Владимир, – знаменитый футболист и олимпийский чемпион 1988 года, у вас был шанс не стать футболистом?
– Нет, моя профессия не была предрешена заранее.
– И по какой «тропе» вы могли пойти?
– Ну, думаю, что спортсменом я стал бы точно. Вопрос был в том, в каком именно виде спорта. Первые шаги я начинал с большого тенниса. Футбол поначалу был лишь дополнительным увлечением, «приложением», и только потом вышел на первое место в моей системе ценностей.
– С отцом, наверное, только о футболе и разговариваете?
– Я всегда интересовался работой своего отца, мы и сейчас подолгу вспоминаем разные этапы его карьеры.
– Вернемся к ЦСКА. Кто вас тренировал в дубле?
– Моим наставником на тот момент был Юрий Николаевич Аджем, замечательный в прошлом защитник ЦСКА и сборной СССР. Очень требовательный тренер как на поле, так и за его пределами.
– Какие были ваши игровые функции в дубле ЦСКА?
– Мы играли по схеме 3-5-2. Будучи крайним полузащитником, мне приходилось выполнять большой объем беговой работы, покрывать пространство от флажка до флажка.
– Сильно уставали?
– Да нет, мне это было не в тягость. В армейском клубе в то время подобрался довольно сильный коллектив, поэтому было счастьем работать на него и выкладываться по полной.
– За основу ЦСКА вы тоже, если не ошибаюсь, отметились выступлением.
– Да, у меня в активе 3 встречи за основу армейцев, и все 3 – в Кубке: против двух «Спартаков», костромского и московского, и против «Мордовии». Самая памятная встреча – конечно, дерби с московскими красно-белыми. Это был финал-2006. Мне 19 лет, мой чуть ли не дебют в ЦСКА, полные «Лужники», решающий поединок против самого принципиального соперника – такие матчи не забываются.
– Вы верили, что вам удастся закрепиться в основе красно-синих?
– Знаете, любой воспитанник клуба в это верит. Однако я смотрел правде в глаза и отдавал себе отчет в том, что у меня это вряд ли получится. Я знал, что физически не потянул бы основу.
– Вообще, проблема интеграции российских игроков из детско-юношеского футбола во взрослый стоит очень остро, особенно в топ-клубах. Много футболистов не проходит жернова отбора и теряется на просторах ФНЛ и второго дивизиона. Как вы думаете, почему так происходит?
– Выскажу лично свое мнение. От молодых футболистов требуют всё и сразу, но это не совсем правильный подход. Нельзя всех подгонять под одну гребенку – разным игрокам требуется разное количество времени, чтобы адаптироваться ко взрослому футболу, гораздо более ответственному, бескомпромиссному и энергозатратному, чем детско-юношеский.
– В своих предыдущих интервью вы говорили, что даже довольны тому факту, что в ЦСКА вас «забраковали». Не поменяли свое мнение?
– Нет. Я благодарен родной школе за подготовку ко взрослому футболу. Однако все, что ни делается, – к лучшему: никто не знает, как сложилась бы моя дальнейшая карьера, останься я в ЦСКА. А так, после того, как меня «забраковали» армейцы, попал в «Краснодар», самобытный и очень амбициозный клуб, где провел лучший отрезок в своей карьере.
– Пока мы не перешли к краснодарскому этапу вашей карьеры, я не могу не спросить вас о двух колоритных личностях из ЦСКА. Чем вам запомнился Валерий Газзаев?
– О Валерии Георгиевиче остались хорошие впечатления. Если говорить о том, чем Газзаев запомнился конкретно, так это тяжелыми, но, однако же, интересными тренировками.
– И второй человек – это Евгений Гинер. Довелось ли лично пообщаться с президентом ЦСКА?
– Нет, тет-а-тет я с Гинером не встречался, но на командных встречах он произвел впечатление уверенного в себе и интеллигентного человека, который четко видит пути развития клуба и знает, чего он хочет от футболистов.
– Теперь на очереди «Краснодар». Расскажите, как попали в стан «горожан».
– Предложение от «быков» нашло меня через известное агентство во главе с Алексеем Николаевичем Сафоновым.
– Были ли сомнения при переходе в только что образованный клуб второго дивизиона?
– Я сомневался ровно до тех пор, пока не приехал на базу «Краснодара» и не познакомился лично с президентом клуба Сергеем Галицким.
– Тогда могли поверить, что проект «ФК «Краснодар» окажется настолько удачным, что клуб за 6 лет пройдет путь от дебютанта второго дивизиона до фигуранта группового этапа Лиги Европы?
– «Краснодар» рос у меня на глазах, и темпы его роста не оставляли сомнения, что в скором будущем это будет топ-клуб. Так что ничего неожиданного в столь резком скачке «быков» я не вижу.
– Уровень первенства в зоне «Юг» второго дивизиона в 2008-м был сравним с уровнем молодежного первенства России, в котором вы играли за ЦСКА?
– Если по уровню игроков зона «Юг» опережала турнир дублирующих составов ненамного, то вот уровень ответственности во втором дивизионе, конечно, гораздо выше, тут нечего и говорить.
– Чем вам запомнился первый тренер «Краснодара» Владимир Волчек?
– Это молодой специалист с необычным тренировочным процессом в арсенале и своеобразным подходом к футболистам, скажем так.
– Как в команде восприняли 3-е место в зоне «Юг» второго дивизиона в 2008-м?
– Оно не удовлетворяло нашим амбициям. У нас была негласная задача занять первую позицию.
– А 10-е место по итогам первого дивизиона-2009?
– То был дебютный сезон в первом дивизионе как для «Краснодара» в целом, так и для меня в частности. У нас сформировался дружный профессиональный коллектив, а итоговое 10-е место добавило нам уверенности. Все-таки главным тогда было закрепиться в турнире этажом выше.
– Победа над «Аланией» со счетом 5:1 – лучший сценарий для финального матча сезона, не правда ли?
– То был самый яркий матч года! Я отличился на последних минутах, установив окончательный счет. А сценарий и вправду хороший.
– Сезон-2010 оказался для «Краснодара» несколько контрастным: если первую его половину черно-зеленые провели на одном дыхании, то вот во второй результаты «быков» пошли на спад.
– Поначалу соперники смотрели на нас как на команду-середняка, ведь предыдущий год мы завершили на 10-й позиции. А после нашей удачной игры в начале 2010-го оппоненты скорректировали свои взгляды, стали действовать против нас осторожнее, в связи с чем у нас возникли определенные трудности, отразившиеся на результатах.
– Но эти трудности не помешали «Краснодару» попасть в пятерку. Этого оказалось достаточно, или аппетиты уже возросли?
– Да нет, вы знаете, второе. Пятого места нам оказалось как-то маловато. В идеале, конечно, хотелось занять одно из первых двух и выйти в премьер-лигу.
– Но в премьер-лигу вы вышли все равно: «Краснодар» второй раз добился повышения в классе не по спортивному принципу. Для вас это имело какое-то значение, или вы не обращали на сей факт особого внимания?
– Все вопросы о неспортивном принципе стали неактуальны, после того как за 3 сезона в элите «Краснодар» добрался до Лиги Европы. Для нас как игроков вопрос спортивного или неспортивного принципа был неважен. Мы просто прикладывали все наши силы и возможности к тому, чтобы добиться лучших результатов и получить путевку в премьер-лигу.
– Как вам работалось под руководством Сергея Ташуева?
– Сергей Абуезидович был к нам очень требователен, на тренировках много времени уделял тактике и работе с мячом. Еще я хочу отметить, что под руководством Ташуева я очень хорошо чувствовал себя физически.
– Какие впечатления остались у вас от дерби с «Кубанью»?
– Несмотря на то, что краснодарское дерби молодое, все равно в этот день в городе с утра витает дух соперничества. Чем больше будет таких внутрирегиональных дерби, тем лучше будет для нашего футбола. Ведь дерби – это и качество футбола, и ажиотаж, и посещаемость.
– Как в 2011 году «Краснодар» умудрился победить «Кубань», оставшись вдесятером?
– То был невероятно сложный матч. Действительно, даже после удаления Неманьи Тубича и нереализованного «Кубанью» пенальти Никола Дринчич сумел-таки забить в ворота соперника. Накал был сумасшедший, но мы смогли это сделать – вырвали победу. Победу в первом краснодарском дерби в рамках премьер-лиги.
– Какие матчи дебютного сезона выделите как самые запоминающиеся?
– Прежде всего, домашний поединок с ЦСКА. Армейцы вели 1:0, я заработал пенальти, мы не смогли его реализовать, однако все же сравняли счет в конце встречи. Для меня это был принципиальный матч, учитывая мое прошлое в московском клубе, и такая трудная ничья с фаворитом была сродни победе.
– Почему не удалось занять место в первой восьмерке?
– Потому что «Краснодар» еще не был готов к первой восьмерке. Все же мы были дебютантами премьер-лиги и поначалу только осваивались на новом уровне.
– Тогда состоялся переход на систему «осень-весна». Считаете это верным решением?
– Я не понимаю, зачем это было нужно. По сути, ведь мало что изменилось.
– Чем вам запомнилась работа со Славолюбом Муслином?
– Славолюб Муслин – человек с большим именем футболе, и этим все сказано. Я говорю ему спасибо за то, что он поверил в меня.
– Почему летом 2012-го вы отправились в нальчикский «Спартак»?
– Я ушел в Нальчик, чтобы играть. В «Краснодаре» в новом сезоне, как мне казалось, не получал бы столько практики, сколько хотел.
– Не жалеете, что не застали в «Краснодаре» лучшего для него сезона-2013/14, где он занял 5-е место?
– Нет, ни о чем не жалею. Знаете, я застал становление «Краснодара» от второго дивизиона до премьер-лиги и очень горжусь тем, что принял участие в этом процессе. А без прошлого не было бы будущего, в том числе и Лиги Европы.
– С кем вы больше всего общались в «Краснодаре»? Микроклимат в клубе всегда был хорошим?
– Больше всего с Дорожкиным, Фатуллаевым и Пикущаком. А в целом коллектив в «Краснодаре» всегда был дружным. Чувствовал себя в стане «быков» как дома. И сейчас продолжаю чувствовать, когда приезжаю в Краснодар.
– То есть и сейчас продолжаете болеть за «Краснодар»?
– Да, мы с женой, если удается выбраться, ходим на матчи «быков», ну а если не получается, то следим за «Краснодаром» по различным трансляциям. Болеть за «горожан» стало для нас чем-то вроде семейной традиции.
– Раз вы смотрите все матчи «Краснодара», то такой вам вопрос: как оцениваете выступление «быков» в Лиге Европы прошлогодней осенью?
– Я думаю, «Краснодару» немножко не хватило опыта, сил и длины скамейки. «Быки» сдавали в концовках матчей, что связано с обильным количеством поединков, выпавших на их долю в этот период. Чуть ли не по 3 игры в неделю ребята проводили – это вам не шутки! В футболе все взаимосвязано, мелочей здесь нет.
– Вам не кажется, что «Краснодару» уже пора ставить перед собой конкретные задачи, а не уповать на расплывчатую «красивую игру»?
– Я считаю, что руководители клуба и тренерский штаб сами прекрасно знают, что делают. Ведь курс, который они выбрали, приносит победные плоды.
– Когда вы играли в «Краснодаре», перед футболистами не ставилось конкретных задач?
– В «Краснодаре» не было ни одного сезона и ни одного матча, на который не ставили бы максимальных задач. Просто все это делалось деликатно, без каких-либо громких заявлений. И, как видим, все в этом клубе делалось и делается правильно.
– Итак, после «Краснодара» вы выступали в нальчикском «Спартаке», а затем в московском «Торпедо». Тогда автозаводцы были еще на пути возращения в элиту. Чувствовалось, что это великая в прошлом команда?
– Да, «Торпедо» – это клуб с большой историей, неповторимой атмосферой и традициями, всегда ощущалось, что это не просто команда. Когда ты видишь, как переживают за свой клуб болельщики автозаводцев, то хочется, чтобы всё и всегда у черно-белых было хорошо.
– После «Торпедо» вы отправились в воронежский «Факел»…
– И продолжаю находиться в Воронеже и по сей день. Правда, получил повреждение и вот уже долгое время восстанавливаюсь. Хочу поблагодарить «Краснодар», в том числе Сергея Николаевича Галицкого, тренерский и медицинский штабы клуба, за то, что не оставляют меня одного в тяжелой ситуации и помогают в реабилитации после травмы.
– Ваше любимое место на поле?
– В полузащите ближе к центру. Хотя, по сути, позиция для меня не так важна, главное – играть.
– Кого считаете лучшим в мире хавбеком?
– Хавиньесту, как сейчас модно говорить. Что Хави, что Иньеста – оба настоящие гении футбола!
– Какой из тренеров оказал наибольшее влияние на вашу карьеру?
– Тяжело сказать. От каждого я что-то приобрел, и всем огромное спасибо.
– За какие клубы и сборные вы болеете?
– После посещения матча «Баварии» стал симпатизировать ей, а так всегда болел за лондонский «Арсенал». Мне всегда импонировали игра «канониров» и их главный тренер Арсен Венгер.
– Раз ваши любимые клубы – «Арсенал» и «Бавария», то наверняка любите английский и немецкий чемпионаты?
– Да, все верно. Всегда нравилась английская премьер-лига, но когда побывал в атмосфере немецкого первенства, то полюбил и бундеслигу.
– Оцените российский чемпионат в сравнении с топ-5-ю первенствами Европы.
– Уровень отечественного чемпионата с каждым годом поднимается, команды потихоньку выравниваются. Но оценивать в этом плане тяжело – пока наш футбол отличается от европейского довольно сильно. И не в лучшую сторону.
– Как относитесь к российскому лимиту на легионеров?
– Я – за легионеров, но только за таких, чей уровень на голову выше, чем наших футболистов. А когда отечественные клубы покупают иностранцев, не превосходящих по уровню российских ребят, то я, как и многие другие люди, считаю это глупым и несправедливым делом.
О ком или о чем статья...
Татарчук Владимир Владимирович