Войти

«Играем за Читу и за тебя, Петрович»

«Чита спортивная», 25.11.2015

Встречайте, друзья: Ковалев приехал в Читу. Для одних – патриарх нашего футбола, для других – нежеланный и непрошенный гость. Вряд ли его ум особо волнует хоть какие-то из этих определений. Навязывать свое мнение и компанию он никому не собирается. А почивать на лаврах он не привык. «Не вижу смысла писать мемуары и вспоминать о прошлом этого клуба, в то время как его настоящее хуже некуда».

Разговор, как принято выражаться, давно назрел. Болит. Человеку, создавшему здесь солидную команду мастеров и – уж простите за столь пафосные и банальные речи – поднявшему забайкальский футбол из ничего, должно быть противно и мерзко наблюдать за его развалом. Он-то никогда не боялся говорить вслух все, что он об этом думает – да вот только слушать его все эти годы было не принято. А теперь мы – на дне, ребята. И речь не только о девятом месте в турнирной таблице. То самое вышеупомянутое «НИЧЕГО», из которого Ковалев когда-то создал боеспособную команду, – оно уже снова стало наше. Домолчались.

Невозможно вычеркнуть двадцать лет из истории футбола. Но мы старались. Доходило до смешного – в определенных кругах Ковалев был, как тот самый «Тот-чьё-имя-нельзя-называть» из серии знаменитых детских романов о волшебниках – воплощение Зла, Нарушите Вселенского Равновесия.

Из персоны нон грата – в мессию

Зато теперь, оказавшись в глубокой яме турнирной таблицы, кого мы зовем на помощь одним из первых? Правильно, Александра Петровича Ковалева. Избавителя. Патриарха. Дескать, тогда, в восьмидесятых, смог – и сейчас поможешь. А то, что мы тебя гнобили все эти годы – так это у нас правило такое. Забывать хорошее. Алхимова, Крейсмана, Гаранникова и иже с ними – с глаз долой, из сердца вон. Какие там еще у нас любимые поговорки? Та, где «молчание – золото» – тоже из репертуара клуба. Ежели не входишь в состав руководства, то тебе слова, что называется, не давали. Отработал свое – и скройся по-хорошему.

«Лучшие годы в моей жизни связаны исключительно с читинским «Локомотивом». И мне неважно, что сейчас эта команда называется по-другому. Проблемы, с которыми команда сегодня столкнулась лицом к лицу, назревали уже лет десять. Докатились», – Александр Петрович сразу начинает разговор «по делу», не отвечая на традиционные вопросы о «нынешнем роде деятельности и творческих планах». Около года назад он открыл собственную школу футбола в Иркутске – но рассказывать об этом не считает нужным: «Сомневаюсь, что забайкальским болельщикам интересен этот вид моей деятельности. Вы лучше просто напишите, что я – не пропал. Живу».

На вопрос, в чем причина столь отвратительного результата в сезоне, Александр Петрович отвечает откровенно: проблема в некомпетентности руководства.

– Борисов хорош – но в юношеском футболе. Его удел – заниматься с детьми, он в этом мастер. Но руководить профессиональным футболом с его характером нельзя. Нельзя работать, не обладая способностью постоять за интересы клуба, и, в частности, игроков. Нельзя работать, будучи подавленным – и придавленным.

Я всегда был убежден, что главное в клубе – это футболист. Не руководители и не тренеры – а игроки. Это они дают результаты, они создают великий футбольный спектакль, который приходят посмотреть тысячи болельщиков. Благодаря им команда становится любимой и известной в городе – благодаря им, а не руководству, понимаете? В 1988 году на «Локомотив» приходило в среднем по 9 с половиной тысяч зрителей. Сейчас – полторы тысячи по официальным данным. По-честному – несколько сотен. Играют не для людей. Стадион – пустой. Вот что страшно.

– Все в клубе уже несколько лет жалуются, что нет денег…

– А где они есть? Когда у вас в редакции денег нет – вы от этого сразу же плохо пишете? Работать отказываетесь? Можно подумать, что когда мы работали здесь, у нас были деньги. Их никогда в этом регионе не было… И не будет!

– Тогда вам помогала железная дорога.

– А почему сейчас не помогает, вы знаете? Почему никто из этих людей не идет ни в железную дорогу, ни к банкирам, ни к золотарям? Возникает ощущение, что им выгодно сидеть на месте и жаловаться на нехватку средств.

Вообще, в чем проблема? Ты пришел работать. И да – ты пришел работать за эти деньги! Не берись за эту работу, кто тебя заставляет страдать? Другой вопрос – выполняешь ли ты эту работу? Если нет – уйди. Найди в себе смелость – и уйди!

В клубе главные – игроки. А здесь об игроков вытирают ноги. Многим из них теперь закрыта дверь на стадион – Синицыну, Рябухе, Крейсману, Алхимову. Но, на минуточку – Чадов не устанавливал рекорды. Заидов не устанавливал рекорды. Их устанавливали те люди, которым теперь нет места даже на стадионе.

– Что скажете о нынешнем тренерском составе клуба?

– Все они были хорошими игроками. И сейчас они неплохие специалисты. Но – ни один из них не главный тренер. Почему? Потому что они не могут отстоять позиции игроков. Все это время Чадов набирал футболистов в состав. Вот это и обидно: ведь крайними за девятое место могут сделать Илью Макиенко и Андрея Недорезова. Их будут обливать грязью – а они опустят голову и не смогут за себя постоять.

Решение проблемы только одно – весь клуб нужно очистить от бездельников и непрофессионалов.

Футбол – это не игрушка. Это вид спорта номер один во всем мире. И в Чите тоже.

– Нет, у нас это шахматы и стрельба из лука.

– Я считаю правильным и логичным развивать те виды спорта, которые приносят результаты. Если есть специалисты и хорошие спортсмены в этом виде спорта – значит, их необходимо поддерживать. Самое главное – это наличие в регионе специалистов и материально-технической базы.

У забайкальского футбола есть и база, и специалисты. А в руководстве – непрофессионалы. Понимаешь, любить футбол и быть профессионалом – это немного разные вещи…

«Там» платят больше?.. Свободен!

– Я бы добавила к списку причин наших поражений еще и равнодушие самих игроков. Не говорю обо всех – но большинство, по моему мнению, не имеют стремления быть лучшими. В их глазах – страшное равнодушие ко всему происходящему. Зачем так жить?

– Все потому, что они не знают, за кого играют. Самые приятные слова, которые я слышал в своей карьере, – это когда футболисты говорили мне: «Мы играем за Читу и за тебя, Петрович». Причем, говорили это и не местные футболисты. Это действительно дорогого стоит.

– Отдельные личности жалуются на низкие зарплаты. Мол, зарплата на порядок ниже, чем в том же «Сахалине». Это соответствует действительности?

– Допустим. Хорошо! Ребята, вы подписали контракты на эту зарплату. Теперь будьте добры – выходите и играйте. Не нравится оплата – поезжайте, пожалуйста, на Сахалин. Кто вас здесь держит? Кто вас сюда, в Забайкалье, на аркане затащил?

За все годы своей деятельности ни разу не слышал жалобы от игроков, что «там» платят больше.

Да, платят там больше. Свободен!

– Как «прочищать» это сознание? Брать в штат психолога?

– Для чего вообще в клубе второго дивизиона все эти штаты? Давайте сначала эту «грязь» из клуба вынесем.

В клубе жалуются, что нет денег – а там ведь уже кабинетов на всех этих «специалистов» не хватает! Они от безделья ходят и запинаются друг об друга. Главный принцип: меня не трогают – и хорошо. И ладно. Приехали утром, чай попили, разъехались. Пожаловались кому-нибудь, что денег нет. А самих в клубе сидят два бухгалтера. Они вам зачем? Зачем кассиры-то, если считать нечего?

Клубу можно зарабатывать даже на том же стадионе. Там столько помещений! Их можно сдавать в аренду. Где нормальная реклама на стадионе? Этот клуб сам не умеет зарабатывать хотя бы минимальные средства. Зато жаловаться – первые.

– Что скажете о детском футболе? Дети показывают достойные результаты.

– Достойные результаты? Вы о чем сейчас? Они даже на половину соревнований не ездят. Детский футбол в Чите – в полном загоне. Вы пишете, что все в порядке. Откройте глаза. Это – не порядок. Я видел и слышал тренеров, которые там работают. Это низкий уровень. Это ненормально – стоять на бровке и, как граммофон, всю игру кричать и оскорблять своих мальчишек.

Хочется подойти и отправить его… к зеркалу. Сказать: встань напротив зеркала и ори. Сам на себя. Это ты его научил так играть. Это ты бездарность, а не он. Ты ничему его не научил. Кричи на себя.

Первая лига – наш вид спорта

– Падение уровня футбола в нашем регионе с тех времен, когда вы руководили командой, налицо. А что можно сказать о других регионах?

– Уровень футбола упал везде. Не то что упал – он словно застопорился. Но сейчас я смотрю первую лигу и вижу довольно-таки хорошие молодые составы команд, укомплектованных своими воспитанниками. Значит, с детьми в регионах работают. Подрастающее поколение есть.

– Иркутский «Байкал» тоже смотрится неважно.

– Там такие же проблемы, как и в «Чите». Это случается, когда у руководства главный принцип – «я в футболе», а не «футбол во мне». Но там очень сильные тренеры – Константин Дзуцев и Сергей Кормильцев.

Я считаю, что «Чита» должна играть в первой лиге. Она обязана там быть. Потому что это – наша история. И в первой лиге – наша игра. Не во второй. Радимов сказал правильную вещь: первая и вторая лига – это разные виды спорта.

Традиции нашего футбола развивались годами. Мы годами завоевывали свои позиции. К нам сюда боялись приезжать сильнейшие команды – потому что в Чите они теряли очки.

А теперь? Теперь нас на нашем поле легко обыгрывают «Сибирь-2» и «Томь-2».

Нужны реформы? Играйте лучше! Стимула, говорите, нет? Задачу, говорите, не ставят? Так вы сначала займите его, это первое место! Того, кто не хочет быть первым, нужно гнать из любого спорта.

– Несмотря ни на что, вы по-прежнему говорите «мы», «к нам»…

– Чита стала моей родиной. Чита сделала мне имя. В этом городе меня учили – и тренеры, и начальники, и простые люди. Здесь я научился тому, что главный – это не тот, кто выше всех в руководстве, а тот, кто стоит в очереди за билетами. Здесь я научился тому, что нужно уважать труд каждого человека – спортсмена, шахтера, журналиста, губернатора… Труд каждого человека нужно ценить.

Бережно нужно относиться к своим партнерам. Галимов бы не был Галимовым – если бы рядом с ним не было таких партнеров.

– Кстати, об игроках той вашей команды, легендарного «Локомотива», всегда говорят как о примерах верности и преданности клубу…

– У нас Истомина и Рябуху приглашали в московское «Динамо». Помню, сидим на переговорах с Газзаевым и Истоминым, и Андрей выдает: «А можно я сюда попозже приеду? Я еще винтовку опробовать не успел».

Что же это такое, думаю, любой нормальный человек за квартирой в Москве гоняется, а этому счастье – гоняться за изюбром.

– А что ответил Газзаев?

– А что он может ответить? Он глаза округлил и говорит: «Петрович!… Это чё?!»…

– Так все-таки – чем занимаетесь сегодня?

– Я – русский пенсионер. Я встречаю и провожаю самолеты и поезда.

Васеева Анна, Мячин Александр

О ком или о чем статья...

Ковалёв Александр Петрович