Войти

Виктор Штерц: «Мечтаю о победе на Панармянских играх»

«Алтайский спорт», 07.02.2013

Виктор Штерц – знаковая фигура не только для футбольной спортшколы «Динамо», где он директор, но и для «Арагаца» – многонациональной барнаульской команды. Много лет он ее тренер. Сейчас представить эту команду, где задают тон армянские футболисты, без него просто невозможно. Не случайно многочисленные друзья и знакомые в шутку называют Виктора Викторовича Штерцяном.

Признание заслужили

– Виктор Викторович, вспомните, с чего началось ваше знакомство с «Арагацем»?

– Впервые я услышал о нем, когда молодежная команда ВРЗ, которую тренировал, играла во второй группе первенства Барнаула – это было в конце девяностых. Мы заняли первое место, а «Арагац», если не ошибаюсь, третье. По регламенту первые две команды выходили в первую группу. Но поскольку взрослая команда ВРЗ уже там играла, мы остались «при своих интересах», а путевка наверх досталась «Арагацу». В начале нового сезона ко мне приехали Самвел Манасян и Аршак Сароян – предложили поработать с командой. Поначалу отказался: школа ВРЗ базировалась на стадионах ВРЗ и БМК, а «Арагац» тренировался на «Шиннике». Но армянские ребята сделали шаг навстречу – перенесли занятия туда, где я работал с ребятишками. После некоторых раздумий сказал им: «Давайте сначала посмотрим, получится ли у нас сработаться. Первые два месяца буду тренировать команду на общественных началах, а там видно будет». В тот первый для меня сезон с «Арагацем» мы долго лидировали. Если бы последний матч с «Локомотивом» выиграли, стали бы чемпионами города. Мы вели в счете, но пропустили гол на последних минутах. У «Локомотива» хорошая команда быта… Чтобы определить чемпиона, потребовалась переигровка. Мы проиграли с минимальной разницей в счете.

– Поначалу чувствовалась серьезная поддержка армянской диаспоры. А что случилось потом?

– Трудно сказать. Видимо, хотели получить все и сразу. Но так не бывает. Серьезных соперников в Барнауле и крае всегда хватало. Мы постоянно попадали в призеры чемпионата города, выиграли вторую группу по краю. И когда дебютировали в первой группе, стартовали очень неплохо. А потом сказался и класс соперников, и «судейские дела» начались. Мне однажды мой старый знакомый, один из лучших арбитров в крае на тот момент, сказал без свидетелей: «Финал Кубка вам все равно бы не дали выиграть».

– Да, как ни прискорбно, но я слышал то же самое от других людей.

– К счастью, сейчас такого уже нет. Теперь наша команда не выглядит белой вороной и не вызывает раздражения у некоторых людей. Я думаю, мы заслужили уважение своей игрой и отношением к футболу. Да и личность Самвела Манасяна, генерального директора мебельной фабрики «Ахтамар» и президента «Арагаца», его честность, порядочность и любовь к футболу сыграли свою роль.

Полпреды России

– Какие моменты в развитии команды были самыми сложными?

– Был один сезон, когда мне пришлось сосредоточить много усилий на работе с основной командой ВРЗ и ее молодежным составом. По сути дела «Арагац» остался без тренера, хорошо, что тогда вратарь Харин много выручал. Команда заняла в чемпионате города предпоследнее место, зато сумела сотворить суперсенсацию, о которой говорил весь футбольный Барнаул, – обыграли мощный коллектив, который спонсировался Барнаульским пивзаводом. По сути это была сборная города.

Потом начался период, когда стали постепенно уходить возрастные игроки. Дошло до того, что из армян в составе остался один Вардан Петросян. Вместе с ним выходили русские ребята (смеется). Правда, и зрители, и соперники все равно называли нас армянской командой. А сейчас уже подросли дети тех, кто начинал в «Арагаце», другие парни. В минувшем сезоне на поле в основном составе выходили восемь-девять армян. Это важно прежде всего в плане участия нашего коллектива в Панармянских играх, где мы выступаем под флагом Барнаула и представляем в конечном счете Россию.

– Ну да, я помню, как на IV Панармянских играх в поединке за бронзовые медали наша команда играла против соперников из Лос-Анджелеса и весь стадион в Абовяне воспринял обычный матч как противостояние России и США. Было очень приятно, когда с первых же минут трибуны начали дружно поддерживать именно российских армян… Кого из ветеранов «Арагаца» вы вспоминаете с наибольшей теплотой?

– Всех. Но первым это касается капитана команды – Гитуна Бояхчяна. Боец до мозга костей! Успевал как свободный защитник и партнеров подстраховать, и вперед подключиться. Пластался с первой и до последней минуты. Не случайно после одного из сезонов болельщики в знак уважения подарили ему золотой перстень.

Горжусь тем, что «Арагац» дал путевку в команду мастеров барнаульского «Динамо» Павлу Коробкину и Рубену Карамяну. Сейчас на предсезонные сборы «Динамо» привлечен Андраник Саргсян. А ведь он начал регулярно заниматься футболом именно в «Арагаце». На данный момент почти во всех возрастных группах СДЮШОР «Динамо» есть армянские мальчишки.

Дружба – главное

– Приходилось слышать такое мнение: может, «Арагац» и чаще выигрывал бы какие-то турниры, если бы руководство клуба ставило во главу угла не моральные ценности, а чисто игровые.

– Возможно. Главный критерий отбора в нашу команду – человеческие качества. В коллективе не должно быть склок, раздоров и негатива. В том числе на национальной почве. В свое время мы расстались с Арменом Навасардяном. Парень был одаренный, с мячом легко обращался, удар поставлен с обеих ног. Но был немножко с ленцой, в обороне недорабатывал и к некоторым партнерам относился высокомерно. Ему в лицо говорили об этом братья Карамяны – в одном из матчей на стадионе ВРЗ едва до рукоприкладства не дошло. Пребывание Армена в «Арагаце» закончилось после выездного поединка в Горно-Алтайске, который проходил под проливным дождем. Руководство клуба, увидев, что Навасардян не выкладывается, не бьется за команду, приняло решение отчислить его.

Для нас очень важен хороший коллектив, построенный на дружбе и взаимном уважении. Меня в армянах всегда восхищает их уважение к старшим. Классический пример: начинаешь в «Арагаце» давать предматчевую установку – в раздевалке наступает гробовая тишина, все внимательно слушают. А в других командах один начинает шнурки на бутсах перевязывать, другой – шептаться с соседом.

– Никогда не возникало желания расстаться с «Арагацем»?

– Мы один год базировались на стадионе поселка Южного. И как раз тогда были очередные Панармянские игры. Вернулись из Армении, стали играть – вообще никакие! Горим, горим, горим. В команде чувствуется какое-то безволие, равнодушие к результату, хотя все условия для игроков созданы! Тренировали мы тогда вдвоем с Кареном Алексаняном. И я однажды не выдержал: «Карен, работай один, может, лучше будет, я так дальше не могу, стыдно!» Уговоры Карена не помогли, и тогда к переговорному процессу подключился Самвел Хачатурович. Долгий был разговор. Я остался только из уважения к нему. Вскоре все нормализовалось. Больше мыслей об уходе не возникало.

– «Арагац», похоже, самый интернациональный коллектив в футбольном Барнауле?

– В разные годы в команде играли и работали не только армяне и русские, но и грузины, немцы. Сейчас в линии обороны выступает осетин Руслан Сулейманов. Я же говорю, для нас во главе угла стоят человеческие качества.

– Армянский язык с каких пор начали учить?

– Да как-то сразу старался хоть что-то говорить по-армянски. В столе вот разговорник лежит, постоянно в него заглядываю. Когда медленно говорят, многие моменты улавливаю.

– Скромничаете, Виктор Викторович! Слышал, как в Армении вы бойко общались с местными болельщиками «Арагаца».

– Нет, если честно, было бы у меня больше свободного времени – посещал бы воскресную армянскую школу, чтобы подтянуть языковые навыки. Хоть и с акцентом говорить, но более свободно. Всегда прошу армянских друзей общаться в моем присутствии на их родном языке – так быстрее можно самому заговорить.

– Что больше всего запало в душу в Армении?

– Отношение к России. Это очень дорогого стоит. Однажды мы зашли в одно небольшое кафе посмотреть трансляцию английской Премьер-лиги. Свободных мест нет, но люди, едва узнав, что мы из России, тут же – несмотря на все наши протесты – уступили свои стулья.

– Есть тренерская мечта, которая с «Арагацем» еще не осуществилась?

– Есть, и не одна! Но самая главная – выиграть Панармянские игры. Мы об этом давно мечтаем вместе с Самвелом, Аршаком и многими другими армянами, живущими на Алтае.

Кстати

В августе прошлого года в Армении прошли V Панармянские игры. Размах получился о-го-го: более 3200 спортсменов-любителей из 125 городов, представляющих 37 стран. Многочасовая пышная церемония торжественного открытия, десять видов спорта, ежедневные трансляции по республиканскому ТВ, вечерние приемы у президента страны, красочное закрытие. Алтайский край стал единственным регионом за Уральским хребтом, который отправил в Армению спортивную делегацию – футбольную команду «Арагац» и легкоатлета Артура Элизбаряна. После мандатной комиссии выяснилось: из всех российских делегаций наша – самая многочисленная. Чуть поменьше народу было в составе делегаций из двух армянских деревень Ростовской области – Малой Неклиновки и Чалтыря. В оргкомитете по проведению Панармянских игр даже слегка обиделись: Москва, Питер, Екатеринбург и другие российские мегаполисы на фоне Барнаула и Малой Неклиновки выглядели несерьезно. Почему? А кто же ее знает, эту загадочную армянскую душу!

О ком или о чем статья...

Штерц Виктор Викторович