«Отличный спорт», 01.05.2009
Его называют самым талантливым футболистом России. Им интересуются ведущие клубы Европы.
«Абрамович – обычный человек»
– Рома, ты в последнее время, наверное, чувствуешь себя звездой. Слава пока не мешает?
– Когда меня только пригласили на стажировку в «Челси», всеобщее внимание к моей персоне, честно говоря, немножко напрягало. но сейчас все как-то рассосалось. По крайней мере, по Тольятти хожу совершенно спокойно – на шею никто не бросается.
– А как вообще возник вариант с «Челси»?
– У нас в Тольятти был молодежный турнир, и на него приезжали селекционеры лондонского клуба. Я успел сыграть на турнире сразу за две команды. Сначала за команду 92-го года рождения, а потом и за старших ребят, 89-го года. Получилось, видимо, неплохо, потому что после этого буквально через пару дней последовало приглашение от Абрамовича.
– Неужели сам Роман Аркадьевич позвонил?
– Нет, конечно. Но инициатива исходила именно от него. И когда я приехал в Англию, мы с Абрамовичем довольно много общались. Он обычный человек, без всякой звездности и понтов. Пригласил меня поужинать в ресторане, обещал, что будет помогать освоиться на новом месте.
– В «Челси» тебя что-нибудь удивило?
– Да в общем-то, нет. Конечно, там все очень здорово налажено, инфраструктура великолепная. но у нас в тольяттинской академии футбола не хуже.
– Ты все время говоришь про Тольятти. А как ты вообще оказался в академии имени Коноплева?
– Я начал заниматься футболом в школе «Гармония» в г. Павлово, первым тренером у меня был Петр Александрович Леонтьев. Затем перешел в павловское «Торпедо», а оттуда в Нижегородскую академию футбола, которую курирует арбитр ФИФА Игорь Егоров. Некоторое время играл в Нижнем Новгороде, а потом на одном из турниров меня заметили представители тольяттинской школы. Короче говоря, обычный путь футболиста. Всегда надо быть готовым к переезду.
– Хорошо, вернемся к «Челси». Тренировки там сильно отличались от того, к чему ты привык?
– Дело в том, что у них сезон был в самом разгаре, а у нас в тот момент только начинался. Поэтому в Тольятти я занимался тяжелой предсезонной подготовкой, где упор делается на физические упражнения. А тренировки в «Челси» были легкими, восстанавливающими. Я занимался с молодежной командой, к которой, кстати, был прикомандирован выздоравливавший Майкл Эссьен (футболист «Челси» и сборной Ганы. – Прим. авт.).
– Что скажешь об Эссьене? Сильный футболист?
– Да, по нему сразу видно, что он звезда! Особенно это заметно в работе с мячом. Мне до него еще расти и расти. Тренеры сказали, чтобы его никто особо не трогал – все-таки человек только-только после тяжелой травмы оправился. Поэтому мы к нему очень бережно относились.
– С кем еще из звезд удалось пообщаться?
– С Фрэнком Лэмпардом, с Джоном Терри, с Дидье Дрогба… А видел так и вовсе почти всех. Даже Гус Хиддинк несколько раз со мной разговаривал, расспрашивал о разных делах.
– А общались-то на английском?
– Нет, у меня с иностранным языком пока плоховато. Разговаривали через переводчика.
– Учить английский планируешь?
– Да, это теперь будет необходимо. Все-таки английский – язык международного общения, без него никак. Надеюсь, что летом плотно за него засяду.
«В «Челси» мне дали понять, что я нужен»
– Возвращаться из Лондона домой не хотелось?
– Ну, с одной стороны, мне в Англии все очень понравилось. Но я уже привык к Тольятти, да и остаться в «Челси» пока не мог – в Англии нельзя подписывать контракты с игроками, пока им не исполнилось 18 лет. Так что возвращался без всяких сомнений.
– Вот ты заговорил о возрасте. Тебе ведь еще всего лишь 16, даже школу не закончил?
– Да, сейчас я в 11 классе. Но я, честно говоря, в школе не был уже 8 месяцев. Все время сборы, тренировки… Не знаю, как буду сдавать выпускные экзамены – уж больно много нагонять придется. Надеюсь, учителя пойдут мне навстречу.
– А об университете, наверное, даже не думаешь?
– Да, времени на высшее образование, видимо, не останется. Теперь я на стажировки в «Челси» буду ездить по 5 раз в год, а как только исполнится 18, окончательно переберусь в Англию.
– Значит, ты уже твердо решил, что, кроме «Челси», тебя ничего не интересует? Другие варианты не рассматриваешь?
– От добра добра не ищут. В случае с «Челси» сразу понятно, что клуб во мне заинтересован, что я нужен. Тем более, «Челси» уже сделал для меня многое. Поэтому мой путь лежит в Лондон. Хотя до того, как меня пригласил Абрамович, я мечтал играть за мадридский «Реал». Болею за этот клуб с самого детства.
– А поиграть в сильном российском клубе перед отъездом за границу желания нет?
– Нет никакой гарантии, что в ЦСКА, «Зените» или «локомотиве» я буду играть в основе. А для меня это очень важно. Намного лучше играть, пусть даже во второй лиге, чем сидеть в запасе в сильной команде.
– На какой позиции ты выступаешь?
– Обычно я действую в середине поля чуть ближе к обороне. Но и в атаку подключаться не забываю. Можно сказать, опорный полузащитник с расширенными функциями.
– Жизнь футболиста второй лиги нелегка?
– В низших дивизионах свои законы. Здесь не самые лучшие поля, очень много борьбы и жестких стыков. Но все это позволяет закалить характер. После такой школы ты уже готов к любым условиям.
– Почему, на твой взгляд, академия Коноплева вышла на лидирующие позиции в стране?
– Во-первых, здесь работают лучшие тренеры. Они всегда помогут в нужный момент, подскажут и направят в правильную сторону. Во-вторых, у академии уже есть определенная репутация. Теперь сюда едут лучшие молодые футболисты со всей страны, а после того, как в ЦСКА заиграл Алан Дзагоев, академия Коноплева и вовсе прославилась на всю страну. Здесь создают все условия для роста талантливой молодежи. Прекрасная база, классные поля – что еще надо?
– А у родного Нижнего Новгорода есть шансы стать по-настоящему футбольным городом?
– Не знаю, чего постоянно не хватает нашим командам. Ведь и болельщиков в Нижнем много, и футбол все любят. А серьезной команды не было уже очень давно. Но сейчас, насколько я знаю, в этом направлении идет серьезная работа. Будем надеяться, что через несколько лет в Нижнем Новгороде снова будет премьер-лига.
«Футбол – единственный настоящий вид спорта»
– Ты не успеваешь даже учиться. А вообще на что-то, кроме футбола, время есть?
– Можно сказать, что нет. Чтобы играть хорошо, нужно выкладываться на тренировках, на это уходит очень много сил. В принципе, мой график выглядит так: завтрак, тренировка, обед, тренировка, ужин, сон. И так каждый день.
– А как же личная жизнь?
– У меня есть девушка, ее зовут Валерия. Но общаться нам удается не так часто, как хотелось бы. В этом плане мне намного сложнее, чем обычным парням.
– А домой, в Павлово, удается хотя бы иногда выбираться?
– Удается, но редко. В следующий раз поеду в июле. Там родители, и я по ним очень скучаю. И хотя Тольятти я тоже могу назвать своим домом, на родину все-таки иногда тянет.
– Кстати, а как родители относятся к твоей футбольной карьере?
– Они очень рады за меня. Вообще, меня с самого начала всегда курировала мама. Ходила со мной на все турниры, на просмотры. А сейчас я уже взрослый, все-таки уже долго живу вдали от дома. Поэтому родители уважают мои решения, и я всегда чувствую их поддержку.
– Тольятти – спортивный город. На хоккей или гандбол ходишь?
– Футбол для меня не просто спорт №1. Я его считаю единственным настоящим видом спорта. Так что гандбол и хоккей мне почти не интересны. Да и времени на другие спортивные развлечения у меня совсем нет.
– Очень многие специалисты называют тебя самым талантливым футболистом России. Ответственность не давит?
– Я стараюсь об этом не думать. Можно сколько угодно раз сказать, что я лучший, но доказывать свою состоятельность все равно придется на поле. Вот когда получу «Золотой мяч» или выиграю что-нибудь серьезное – тогда и поговорим.
О ком или о чем статья...
Емельянов Роман Павлович