«Спорт на Енисее», 06.05.2010
Футболисты всегда выбирали его капитаном. Под именем Июнь его искал орден Славы. Под именем Юрий он мог стать игроком минского «Динамо». Но уроженец Иланского Юрий Назаренко в послевоенные годы выбрал профессию машиниста и десять лет являлся капитаном команды «Локомотив».
Юрий Назаренко родился в 1925 году на станции Иланская Красноярского края в семье железнодорожника. Как и многие мальчишки того времени, он с ранних лет всей душой полюбил футбол. Самым первым его стадионом стало футбольное поле, расположенное рядом с бараками, где жили сверстники Юры. Мальчишки часто убегали туда сразу же после школы, даже не заходя домой.
– Без футбола мы представить себя не могли. Дни и ночи проводили на стадионе. Так получилось, что в какой бы команде я не играл, меня всегда выбирали капитаном. Наша команда сначала называлась командой машинистов, а в 36-м мы стали «Юными локомотивцами». Таким образом, я в обществе «Локомотив» – со дня его основания, с 1936 года, – рассказывает Юрий Назаренко.
ПОЛЯ ВОЙНЫ
Кто знает, как бы сложилась дальше судьба перспективного футболиста, если бы не грянула война. На фронт потянулись военные эшелоны. Юрий и его команда решили написать заявления в Тихоокеанское военно-морское училище. Но судьба распорядилась иначе: в феврале 1943 года Назаренко и его товарищи стали курсантами военно-пехотного училища в городке Асино под Томском.
– После сражения на Курской дуге пришел приказ Сталина: ввиду нехватки на фронте людей пополнить армию нами – недоучившимися курсантами. Так я попал в минометную роту 62-й гвардейской дивизии. Помните, в известной песне есть строчки: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят». Так вот и у нас из восемнадцати иланцев домой вернулось только трое.
Боевое крещение молодой сибиряк получил в Прибалтике, затем – Кенигсберг. Юрий был автоматчиком на броне самоходной артиллерийской установки. В одном из боев вражеский снаряд разорвался совсем рядом. К счастью, осколки просвистели мимо, но Назаренко получил контузию.
Военный врач настаивал на лечении в тыловом госпитале, но отправляться в тыл солдат отказался, вернулся в полк. За сражения в Прибалтике сибиряк получил медаль «За отвагу!».
Однажды рота Юрия попала в засаду, и Назаренко сумел вытащить из-под обстрела раненого командира. Два километра под немецким огнем, прикрывая раненого собственным телом от возможных пуль и осколков. Обошлось. За этот подвиг красноярец был представлен к награде – ордену Славы 3 степени. Но получить его так и не смог.
– Дело в том, что отец назвал меня именем Июнь, а затем я поменял его на имя Юрий. Так вот, по фронтовым документам я проходил как Юрий, а в паспорте было записано, что меня зовут Июнь. Видимо, из-за этого получилась путаница, и орден так меня и не нашел. Послевоенные запросы в военные ведомства тоже не смогли пролить свет на судьбу награды, – говорит Назаренко.
ПОЛЯ ФУТБОЛЬНЫЕ
Юрий Спиридонович с боями прошел Польшу, Молдавию, Румынию, Прибалтику. 9 мая 1945 года застало Назаренко в одном из городков Восточной Пруссии.
– Через город шли союзники – бельгийцы, французы. И мы устраивали дружеские футбольные матчи. Всегда при первой возможности мы играли в футбол, не забывали свою любимую игру. Особенно мы тогда сдружились с итальянцами, много матчей с ними провели. У них были очень сильные футболисты. Некоторые из них потом играли даже за сборную своей страны.
Ну, а после войны служить мне довелось в Минске. Затем получил приглашение играть в футбол за команду Борисова. Три года я отдал той команде. Видел в деле знаменитое московское «Динамо» – Бесков, Трофимов, Бобров, Леню Хомич. Если бы остался в Белоруссии, мог бы играть за минское «Динамо». Но из Сибири пришло известие, что сильно заболел отец, и я отправился домой, – вспоминает Юрий Назаренко.
После возвращения в родной Иланский Юрий Спиридонович пошел работать на железную дорогу. Но футбол, ставший его страстью и частью самой жизни, не забросил. Назаренко был выбран капитаном и играющим тренером команды «Локомотив». И вскоре о команде заговорили: на турнире на призы газеты «Красноярский железнодорожник» иланцы обыграли пятнадцать команд и завоевали первое место. В 1949 году в матче кубка края «Локомотив» победил норильское «Динамо», которое возглавлял легендарный Андрей Старостин. В этом же году Юрия Назаренко приказом начальника дороги перевели работать в Красноярск. Вскоре он стал водить грузовые поезда, а в свободное от работы время играл за красноярский «Локомотив». С этого времени начались лучшие годы в истории железнодорожной команды.
«Локомотив» в течение десяти последующих лет неоднократно становился чемпионом края, города, магистрали. Юрий был капитаном команды и играл в ней под десятым номером, который в футболе многие считают знаком лидерства. Последний раз капитан «Локомотива» вышел на поле в 61-м году. Впрочем, надевал бутсы он и позже, но уже для того, чтобы сыграть за сборную ветеранов.
– В 1980 году нас, ветеранов красноярского футбола, чествовали на Центральном стадионе. Вручили мне мяч с автографом игроков «Автомобилиста». Я снял кепку и поклонился трибунам, 15 лет они за меня болели. И как болели! Раньше футболистов часто засыпали цветами… – говорит Назаренко.
В мае-2010 цветы Юрию Назаренко будут точно. И пусть их преподнесут ветерану даже не футбольные болельщики. Пусть это будет даже совсем незнакомый мальчишка. Он будет проходить мимо. На одной из медалей он прочтет короткое – «За отвагу!». И с благодарностью протянет гвоздику. Одному из тех, кто представляет поколение победителей. Тех, кто 65 лет назад принес нам Великую Победу.
О ком или о чем статья...
Назаренко Юрий