Войти

«Спартак» деда Федора

«Московский спорт», 01.12.2008

Он поднимал «Спартак» из первой лиги вместе с Бесковым и Старостиным. Он тренировал Федора Черенкова и Сергея Родионова, Рината Дасаева и Александра Филимонова. Он выводил «Спартак» на матч против лондонского «Арсенала» и обыгрывал англичан на их поле. В этом году Федора Сергеевича Новикова не стало. Некоторые яркие и неизвестные эпизоды своей любопытной судьбы и любимого «Спартака» заслуженный тренер России незадолго до смерти вспоминал вместе с корреспондентом «М-СПОРТА».

Как Дасаев испугался ужа

Рината я в Астрахани откопал. Точнее, его привел ко мне местный детский тренер по баскетболу: «Федор Сергеевич, посмотрите. В баскетболе ему вряд ли светит, а в футболе из него выйдет вратарь». Посмотрел. Он мне сразу приглянулся: прыгучий, рослый, трудолюбивый. Как с ним работали!

Рядом со стадионом в Астрахани протекала река. Почему, не знаю, народ ее звал Балда. Из-за реки площадку, где мы тренировались, периодически подтапливало. Вокруг сырость, грязь, но на самом поле зеленая травка. И вот тренирую Рината. Он пашет в воротах, прыгает по углам, старается. И тут, откуда ни возьмись, на самую ленточку выползла змея. Оказалось, что безобидный уж. Но Ринат, увидев гада, как рванет из ворот! Вспомню – смех разбирает. Дасаеву, понятно, было тогда не до улыбок.

Зато какой вратарь стал! Вот до сих пор восклицают: Лева Яшин! Я вам скажу: Дасаев – это Дасаев! Потом, понимая, что из Астрахани самому придется уехать, рекомендовал Рината Бескову. Думаю, что и Бесков потом пригласил меня в команду, потому что понял: Новиков талантливого игрока не пропустит. Как моя жена говорит: «Ты – угорелый! Ни себе, ни другим не дашь спокойно жить!»

Не сгорим – так хряпнем

За несколько дней до выезда «Спартака» в Лондон на матч с «Арсеналом» я приехал на базу в Тарасовку. Там уже Бесков со Старостиным сидят в комнате. Увидели меня и с ходу:

– Ну что, Сергеич? – спрашивают.

– Пройдем! – отвечаю.

– За счет чего?

– В организации игры мы сильнее.

– Да?! – в один голос.

– Да, – спокойно отвечаю я.

Перед «Арсеналом» 5 ноября мы играли с Тбилиси. Грузины нас заволтузили. Вымотались ребята здорово. Но мы выиграли 2:1. Бесков после игры, видя состояние команды перед ответственным выездом в Лондон, обратился ко мне: «Федор, что ты предлагаешь?»

– Клязьминское водохранилище. Пусть погуляют, покурят! – говорю в шутку. – Но это мое мнение. Вы главный тренер, вам решать.

– Вези!

И с утра мы отправились гулять.

А до того мы еще играли с киевским «Динамо». Тренируемся перед игрой. Тут вдруг приезжает Лобан – Лобановский то бишь – с основным составом посмотреть на нас. И Бесков вдруг начинает гонять нашу команду!

Попали мы под «Динамо». Перегорели. Позже себе сказал: Киева больше не повторится!

Прилетаем утром в Лондон. Вечером тренировка. Корреспондентов местных туча. Подзываю Дасаева и Прудникова. Говорю: бегите к Романцеву и скажите ему, чтобы не носились, как в Киеве. Сгорите раньше времени! Лишнего нельзя позволять! И ребята ту тренировку под вспышками фотокамер провели, мягко говоря, не напрягаясь.

– Вот я, дурак, тебя послушал. Ты команду распоясал, – говорит потом мне наедине Бесков.

– Команде был нужен отдых! – отвечаю.

И мы даже не доехали на стадион, где должны были провести утреннюю тренировку. Зачем сорок минут тащиться по Лондону, если вокруг нас зеленые лужайки с идеальной травой. В итоге провели на месте 20-минутную легкую разминку.

Обычно пунктуальный Бесков пришел на установку перед «Арсеналом» с задержкой. Хотя он ни на минуту не опаздывал. И с порога заявляет: Новиков срывает тренировки, значит, сегодня установку на игру он и даст. За результат ответит передо мной.

– Если сгорим, выгоню тебя к такой-то матери, – дословно привожу слова Константина Ивановича наедине со мной.

Тот матч «Спартак» выиграл 5:2 и вышел в следующий круг. После игры иду в номер к Бескову (такая у нас завелась традиция, и не имело значения: выиграли мы или проиграли). Константин Иванович с ходу: «Федор Сергеевич, с победой! Давай хряпнем!»

Не целуйся, Глаша, с будкой

Однажды Бескову позвонили и сообщили: Гладилин целует телефонную будку. Константину Ивановичу предложили привезти Валеру. Бесков отказался.

– Не надо, завтра сам увижу, – ответил Бесков.

На следующий день сдавали комплекс на скоростно-силовую работу. «Максималка» называлась. 16 ускорений по 70 метров. Константин Иванович приехал, но выволочку нарушителю режима устраивать не стал.

По своим функциональным возможностям Глаша, как его звали, превосходил всех. И тут вдруг Валера не бежит. Бесков спрашивает: в чем дело?

– Заднюю поверхность бедра потянул, – отвечает Валерка.

– Ты ее в другом месте потянул, – парировал мэтр. – Сдавай форму!

Случай на кухне

Как-то на одном из гостевых выездов стал свидетелем такой картины. Мы заселились в гостиницу. Футболисты разошлись по номерам, готовясь ко сну. Тоже собирался уже укладываться спать, как вдруг навстречу мне выходит дежурная.

– Ну что, спать спокойно сегодня будем? – спрашиваю.

– Федор Сергеевич, какое спать… Там такое творится! – кричит.

– Что?

– А вы пойдите на кухню, там три проститутки кормятся.

Спускаюсь на первый этаж и вижу: три девицы всухомятку уплетают черный хлеб.

На кухню с улицы вела отдельная дверь. И видимо, кто-то из футболистов привел подружек, чтобы потом провести их к себе в номер. Да видно, услышав шум, ребята скрылись долой с глаз. Девчонки решили перекусить.

– Вашу мать, пошли отсюда, будете знать, как на чужую кухню ходить! – кричу им, схватив швабру.

Они – наутек. Тем же путем, что и пробрались. Сам вышел за ними на улицу. Возвращаюсь в гостиницу. Краем глаза вижу: кто-то в одних трусах на лестничной площадке прячется. И я шваброй как ударю по металлическим перилам! Чтобы знали как гулять!

Я был в курсе многих событий, происходивших в команде. В частности тех, что не предаются огласке. Но я никогда ребят не закладывал. Однажды мне Юра Суслопаров так и сказал: «Федор Сергеевич, мы не только вас очень уважали, но и боялись. Не меньше, чем Константина Ивановича».

Евсеев Михаил

О ком или о чем статья...

Новиков Фёдор Сергеевич