«Спорт-Экспресс», 27.03.1998
«Ростсельмаш» – команда парадоксальная. Много забивает и много пропускает, хорошо играет в гостях и не очень удачно дома, отбирает очки у лидеров и уступает аутсайдерам, воспитывает настоящих звезд и не может занять высокое место.
– Позади – подготовительный период. Все ли прошло, как вы планировали?
– За три месяца – 4 сбора, и если первые три можно оценить на твердую «пятерку», то четвертый прошел на фоне психологической усталости. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы именно заключительный сбор прошел в идеальных условиях. В ходе подготовки особых срывов не было, все, что намечалось, команда выполнила. Если вернуться к четвертому, израильскому сбору, то, несмотря на дожди, качество тренировочного поля оставалось на уровне.
– В этот период многие футболисты были вынуждены пропускать занятия из-за травм.
– Действительно, на разные временные отрезки, в том числе и довольно длительные, выбывали Дудник, Ханкеев, Тернавский, Прудиус, Колотовкин, Мацигура, Куприянов, Коваленко. Конечно, все это неприятно и добавляет проблем. Но футбола без травм не бывает.
– В межсезонье команда потеряла ведущего игрока – Алексея Герасименко.
– Мне бы очень хотелось оставить его в команде, но мы все прекрасно понимаем, что любой футболист «Ростсельмашу» предпочтет киевское «Динамо». После 96-го года мы вынуждены были расстаться с тремя ведущими игроками – Дмитрием Лоськовым, Александром Масловым, Алексеем Герасименко. Пережить такое нелегко. Единственное, что приносит какое-то удовлетворение, так это то, что ребята перешли в солидные клубы, которые по классу «Ростсельмаш» превосходят и игроки получают возможность расти. Герасименко сыграл в четвертьфинале Лиги чемпионов, Лоськов с «Локомотивом» вышел в полуфинал Кубка кубков, Маслов, хотя и не прижился в Испании (а видеть, что он там и не играет, было очень обидно), переехал в Швейцарию и в первом же туре произвел настоящий фурор. Всем им желаю только успехов.
Хотя это сложно, пытаемся найти Герасименко достойную замену, пробуем различные варианты. Чтобы полноценно его заменить, нужно время. Ребята стараются, пытаются доказать, что они могут на месте Герасименко сыграть не хуже.
– Число приглашенных вами игроков значительно превышает число ушедших. Это случайность или итог целенаправленной работы?
– Во-первых, нам надо было обязательно усиливать нападение, подыскав достойную замену Маслову и Герасименко. Сумели «выдернуть» из Кореи опытного Юрия Матвеева, из Таганрога пригласили молодого форварда Дмитрия Кириченко. Хотелось бы приобрести еще одного хорошего нападающего, но они в дефиците. Зато удалось пригласить в команду опытных защитников Анатолия Бессмертного и Сергея Колотовкина. Их появление в «Ростсельмаше» – результат планомерной работы, направленной на усиление линии обороны. Вспомните, сколько пропускал «Ростсельмаш» в 96-м году. В прошлом сезоне картина была уже лучше. Надеюсь, что прогресс будет продолжаться. Кроме того, приглашая новых игроков и не расставаясь со старыми, мы попытались усилить конкуренцию. Думаю, нам это удалось. Хотя на старте чемпионата это и не будет очень заметно – слишком уж много у нас травмированных. Например, полностью здоровых защитников всего пять – Гущин, Бессмертный, Нечай, Колотовкин, Градиленко. Но когда вернутся в строй Тернавский, Куприянов, то кому-то свое право на место в составе придется по-настоящему доказывать. Когда по ходу сезона начнутся дисквалификации, травмы, «длинная скамейка» команде поможет.
– Говоря об организации обороны, нельзя обойти вниманием такой факт: «Ростсельмаш» перешел на игру с построением защитников в линию.
– Обсуждать эту тему сегодня очень модно, хотя она того и не заслуживает. «Ростсельмаш» не играет в линию в классическом, английском, понимании. Я считаю, что при необходимости она должна «ломаться». Если нападающие соперника отошли в глубину, тогда – да, защитники располагаются в линию. Если же форвард приближается к нашему защитнику, то, например, Нечай должен опекать его, а Куприянов отойти назад. В этом и вижу модификацию классической системы. Так мы играли в контрольных матчах, и проблем почти не возникало.
Провалились лишь один раз – в игре с «Шинником», когда Гущин и Градиленко действительно решили сыграть «в линию», стояли, пытаясь загнать соперников в офсайд. Конечно, играть в линию будем не во всех матчах. Не хочу обидеть наших арбитров, но в некоторых городах гостям играть по такой схеме, с применением искусственного офсайда равнозначно самоубийству.
– Как выглядит после полуторагодичного отсутствия в России Юрий Матвеев?
– Его желание играть, его профессионализм радуют. Не сомневаюсь, что и забивать он будет. Я хочу, чтобы он стал лидером команды. К сожалению, с 95-го года у нас лидера нет. Конечно, это хорошо, когда все бегут, когда игра идет и без дополнительной «подзаводки». Однако часто бывает так, что команде нужен вожак, способный в тяжелый момент взять игру на себя, повести за собой остальных. Считается, что лидерство – это врожденное качество, я же думаю, что его можно и привить футболисту и очень надеюсь в этом плане на Матвеева.
– Какова готовность команды к чемпионату?
– Дать объективный ответ на этот вопрос может только сам чемпионат. С кем бы мы ни играли в предсезонный период, какие бы результаты ни показывали – это все не то. В матчах чемпионата совсем другой накал, другие эмоции, другая борьба. На мой взгляд, команда готова хорошо, а как окажется на самом деле, не знаю. По крайней мере старт в сезонах 96-го и 97-го годов показал, что подводить команду к началу чемпионата мы научились. В прошлые годы после семи-восьми стартовых туров «Ростсельмаш» находился среди лидеров, поднимался на самый верх турнирной таблицы.
– Почему в «Ростсельмаше» не появляются молодые игроки – собственные воспитанники клуба?
– Да, у нас приезжие игроки заметно преобладают над местными. Конечно, я хочу, чтобы в «Ростсельмаше» больше играло ростовчан, но результат с меня требуют сегодня, а местные игроки обеспечить его не могут. У нас есть свой дубль, в нем будут играть молодые перспективные футболисты, преимущественно ростовчане. Если кто-то из них в ходе сезона пробьется в основной состав, буду рад.
– Сегодня многие тренеры провозглашают, что цель их команд – место в тройке, в крайнем случае – в пятерке. А что «Ростсельмаш»?
– Сегодня у меня была встреча с президентом клуба, и он нам определил цель на сезон : место с 6-го по 8-е. Считаю, это нормально. В Ростове меня многие критикуют. Говорят, что тренер, который не ставит максимальных целей, не должен работать с командой, что нужно провозглашать курс только на 1-е место, в крайнем случае – на 2-3-е. Вы думаете, я не хочу сделать свою команду чемпионом? Очень хочу! Но, увы, не получается. Я – реалист, а кроме того, привык отвечать за свои слова. И не могу, поддавшись моде, брать на себя невыполнимые обязательства, делать заявления, будто цель команды – чемпионство. Потому что знаю ее реальную силу. Много лет «Ростсельмаш» болтался между небом и землей. Вылетал в первую лигу, возвращался. Два последних года мы не боролись за выживание. Это уже прогресс. Теперь надо идти дальше. Займем 6-е место – хорошо.
О ком или о чем статья...
Андреев Сергей Васильевич