«Спорт-Экспресс», 16.05.2000
В минувший уик-энд фигура спартаковского нападающего Робсона привлекла к себе внимание в связи с двумя событиями. Во-первых, бразилец забил единственный и победный мяч москвичей в ворота «Анжи». А во-вторых, вновь не пропустил Руслан Нигматуллин, и Робсон продолжает оставаться последним футболистом, который в матчах чемпионата забивал вратарю железнодорожников. Произошло это 16 октября прошлого года на 55-й минуте игры «Спартак» – «Локомотив».
– «Анжи» мне показался очень хорошей командой, – говорит Робсон. – Нам пришлось тяжело. Что касается меня, то в первом тайме я имел три хорошие возможности, но, к сожалению, воспользовался ими не в полной мере. А после перерыва «Спартаку» стало играть еще труднее, поэтому и результат такой -1:0.
– Вы действительно упустили два голевых момента еще при счете 0:0, причем реализовать их, казалось, было гораздо легче, нежели в эпизоде, закончившемся взятием ворот.
– В ситуации, когда ты надеешься, жаждешь забить гол, психологически играть тяжело. Все – и болельщики, и партнеры – хотят, чтобы я забивал. Да и сам я очень строго подхожу к себе и постоянно себя накручиваю: давай, Робсон, давай! Такое давление выдержать нелегко, и, как правило, это затрудняет работу на поле. Потому-то порой и не реализуешь выгодные моменты.
– Откликнувшись на передачу Ширко, вы пробили с ходу, хотя обычно в подобных ситуациях начинаете мяч обрабатывать.
– Я и сам прекрасно понимаю, что забивает только тот, кто бьет по воротам. Мы на тренировках постоянно работаем над этим, потому-то в «Спартаке» есть игроки с хорошо поставленным ударом – Баранов, Тихонов, Ширко, Титов. Вот и я пробил первым касанием, и, слава Богу, у меня получилось.
– Как в целом оцениваете старт сезона?
– Самое главное в спорте – победы, а они у нас есть. «Спартак» забил много голов, на поле чувствуется взаимная поддержка. Уверен, мы на правильном пути. Думаю уже и о будущем, о наших встречах в Европе. Но на данном этапе главная задача команды – чемпионат России. К неудачам же можно отнести поражение от ЦСКА. Конечно же, нам не повезло – забей мы пенальти или попади я головой не в перекладину, а в ворота, игра пошла бы по-другому.
– Вы нечасто бьете головой.
– Я со многими общался, и все, кто был на стадионе или смотрел матч дома по телевидению, говорили, что не сомневались – мяч летит в ворота. Да и сам я, если честно, уже готовился праздновать. Если бы у меня тогда получилось, вне всякого сомнения, мы бы дожали ЦСКА.
– В «Спартаке» сейчас трое нападающих. Бузникин не обижается, что не попадает в стартовый состав?
– Определение состава – дело нашего тренера, и никаких обид здесь быть не может. Мне тоже хочется играть все 90 минут, но если тренер считает, что лучше в ходе матча меня заменить, приходится с этим мириться.
– Замена одного из форвардов почти всегда происходит на 46-й минуте. Вы с Ширко заранее знаете, кого из вас заменят?
– Романцев говорит о замене в перерыве.
– Вы в курсе того, что последним забивали Нигматуллину в чемпионате?
– Нет, не знал этого, хотя гол свой хорошо помню. Наверное, Нигматуллин стал больше работать над собой (смеется).
– Что можете сказать о вратаре «Локо»?
– Это очень хороший голкипер. После перехода в «Локомотив» он стал постоянно играть и здорово профессионально вырос. Известно, что у Нигматуллина много предложений из-за рубежа, да и тот факт, что его приглашают в сборную, говорит о многом. Однако, сами понимаете, в спорте огромную роль играют везение и удача. Можно много трудиться на тренировках, но без этих двух компонентов ничего не получится. У Нигматуллина все совпало, потому он и не пропускает уже восемь туров. Его рекорд – это сплав мастерства и везения. Вот, например, матч ЦСКА – «Зенит». Мяч был уже в руках питерского вратаря, а он все-таки пропустил гол. Что это, отсутствие профессионализма? Нет. Просто не повезло.
– О своем «участии» в рекорде Нигматуллина вы не знали. А вообще за ситуацией в чемпионате России следите?
– Вне всякого сомнения. Я покупаю «Спорт-Экспресс», и мне его переводят. В субботу вот Джефферсон забил за «Уралан». Кстати, совпадение – он отличился и тогда, когда я забил ЦСКА на Кубок.
– Может быть, существуют бразильские дни?
– Может быть. Но забивать надо всегда, и я смотрю в будущее с оптимизмом. Два гола за три игры – это нормальный результат. Но необходимо не останавливаться, идти вперед. Так что постараюсь продолжить голевую серию в Нижнем Новгороде, тем более что в этом городе я забивал в прошлом году. Ну а дальше попробую зажигать свою фамилию на табло во всех городах, где будет играть «Спартак».
– Забив гол «Анжи», вы подбежали к угловому флагу, а Андрей Тихонов остановил партнеров, и лишь после паузы они вас поздравили. Так было задумано?
– Никакой договоренности не было. Но Тихонов, как профессионал высокого класса и капитан, понимает, что такое забить гол. В этот момент тебя переполняют эмоции, которые хочется выплеснуть. Андрей дал мне такой шанс.
– После матча с «Анжи» вы покинули стадион в сопровождении друзей. Кто они?
– Два бразильца – дети дипломатов, работающих в Москве. Я их хорошо знаю. Третий – анголец, который учится в России, а четвертый – мой соотечественник, он занимается импортом бразильских футболистов в Россию. Когда есть время, всегда хочется пообщаться с друзьями, поговорить о жизни, о футболе.
– С бразильскими футболистами, выступающими в России, встречаетесь реже?
– Конечно. У всех игры, сборы, многие живут в других городах. Очень скучаю по своему другу Самарони, который сейчас в Туле. Он хороший футболист и прекрасный человек. Для меня он как член семьи – когда я только приехал в Россию, Самарони уже играл здесь и очень мне помог. Общения с ним не хватает, но скоро в Россию приедут мои мама и невеста – будет полегче.
– Что слышно об экс-спартаковце Пениче?
– У Пениче родилась дочка правда, перед родами были серьезные проблемы. Сейчас он тренируется в «Сантосе».
– Говорят, вы подружились с югославом Йовичем. На каком языке общаетесь?
– Конечно, по-русски. С самого первого дня, когда Милан появился в «Спартаке», у нас сложились хорошие отношения. Мы живем в одном номере и в Тарасовке, и на выездах. Да и на тренировках работаем в паре. Порой бывает трудно долго терпеть одного и того же человека, но с Миланом у нас никаких проблем нет. Я сам когда-то прошел через это – жил один в чужой стране, поэтому мне по-человечески хочется ему помочь. Кто знает, возможно, когда Йович уже освоится в «Спартаке», нормально заговорит по-русски, я ему больше не буду нужен. Но мне радостно уже то, что на определенном этапе могу быть ему полезен.
– То есть разговоры о легионерской солидарности – не выдумка?
– Нет, ведь ты сам проходишь через те же трудности. Тот же Аленичев в интервью вашей газете рассказывал, что в «Роме» у него первыми друзьями были бразильцы Кафу и Алдаир.
– Кстати, как вы отнеслись к шутке «СЭ» о том, что вас приглашают в сборную Бразилии?
– Нормально отнесся. Я в России уже три года и знаю, что такое первое апреля. А вот многие мои друзья восприняли это сообщение серьезно – звонили, интересовались, поздравляли. Для меня же такие розыгрыши не внове. В прошлом году Олег Иванович перед тренировкой построил команду и объявил, что сегодня будет «максималка» (тренировка с максимальной физической нагрузкой. – Прим. Э. Н.), затем 5 минут отдыха и вновь «максималка». Это было на следующий день после выходного, все приуныли, а особенно Валерий Кечинов, который опустил голову. На него было так жалко смотреть, что даже Романцев рассмеялся и сказал: «Сегодня же первое апреля!»
Да и в этом году, когда возвращались из Элисты, по радио сообщили, что «Спартаку» засчитывается поражение, так как во время замены я вовремя не ушел с поля, и на нем оказалось 12 человек. Все в автобусе тут же начали по этому поводу меня «душить». Но в «Спартаке» шутят не только первого апреля, и это очень помогает.
О ком или о чем статья...
Перейра да Силва Луис Робсон