Войти

Андрей Штолцерс. Забивал и «Спартаку», и Нигматуллину, а теперь сам бы хотел попасть в команду Романцева

«Спорт-Экспресс», 14.07.2000

Уже больше недели в Тарасовке находится 26-летний латышский нападающий Андрей Штолцерс. На тренировках он произвел приятное впечатление, и, как сказал в интервью «СЭ» Олег Романцев, достигнута предварительная договоренность с донецким «Шахтером», которому принадлежат права на Штолцерса, о переходе футболиста в «Спартак».

– Как я знаю, в футбол вы попали достаточно поздно. Почему?

– В детстве занимался хоккеем. В футбол же играл для удовольствия. Хотя кое-какие успехи были. Наша районная команда выступала в турнире «Кожаный мяч», и однажды меня пригласили сыграть за ребят годом старше. Поехали на турнир в Киргизию, заняли 15-е место из 18 команд. Но это был лишь эпизод, остальное время я занимался хоккеем. И лишь в 13 лет перешел в футбол. Занимался в спортшколе «Даугава» и постепенно дорос до профессиональной команды. В 1995 году оказался в «Сконто».

– Наверное, ваши кумиры играли за хоккейное «Динамо», которое одно время даже составляло конкуренцию ЦСКА?

– Кумиров у меня не было. Хотя спортсмены были достаточно популярными в Латвии людьми, и мне, конечно, хотелось быть на их месте. И хоккейное «Динамо», и футбольная «Даугава» чаще побеждали, и это всегда добавляло положительных эмоций.

– Знаменитую «Даугаву» образца 1986-1987 годов хорошо помните?

– Конечно. Я тогда маленький был, но на матчи ходил. Наш ледовый комплекс находился рядом со стадионом «Даугава», и после тренировки сразу бежал на футбол, благо вход был для нас бесплатный. К сожалению, чаще успевал попасть на трибуну под конец матчей. Когда удавалось посмотреть всю игру – это был настоящий праздник. Впечатления остались на всю жизнь.

ПОМНЮ, КАК СЕРХИ РАССЕК ГОЛОВУ РЕХВИАШВИЛИ

– Лидером атак «Даугавы» в те годы был Александр Старков. Он же, позже, пригласил вас в «Сконто». Так?

– Да. Я успел застать Старкова еще в «Даугаве», куда попал после юношеской школы. Затем играл в «Олимпии», где Старков был вторым тренером. Потом его пригласили в «Сконто», а через несколько лет в этой команде оказался и я.

– Хорошая была команда! На Кубке Содружества два года назад немало нервов попортила «Спартаку».

– Почему – была? Это и сейчас очень хорошая команда. На последнем московском турнире «Сконто» обыграло и киевское «Динамо», и «Спартак».

– Вам в 1998 году этого сделать не удалось, хотя, помнится, «Сконто» уверенно играло против спартаковцев.

– Игру помню смутно, но шансы победить у нас действительно были. Но, к сожалению, не хватило характера. Играть нужно было до последней минуты, а если бы понадобилось, и дальше. Мы же минут за двадцать до конца просто развалились. «Спартак» такие вещи не прощает.

– Из года в год «Сконто» неплохо играет и в Лиге чемпионов.

– Все квалификационные раунды команда проходит, а вот дальше... У каждого клуба есть определенный уровень, а выше головы не прыгнешь. Обыграть «Интер» или «Барселону» мы сегодня не можем. Кстати, хорошо помню матч против «Барселоны», в котором я провел на поле лишь несколько минут. Серхи тогда специально и очень сильно ударил Рехвиашвили, рассек ему шипом голову. Для нас это стало большой потерей.

ДЕЛО НЕ В МОЕМ СЕРДЦЕ, А В МОЕМ ТРАНСФЕРЕ

– После Кубка Содружества-98 «Сконто» вернулось в Ригу, вы же из гостиницы «Украина» прямиком отправились в «Торпедо», но там не задержались. История была запутанная, говорили даже, что у вас проблемы с сердцем...

– На самом деле история очень простая. Проблема была не в моем здоровье, а в сумме трансфера. Для футбола – обычная ситуация. Но руководству «Торпедо» зачем-то потребовалось придумывать сказку о моем больном сердце. Я этого не понимаю.

– Тем более что после подобных заявлений вы и вовсе могли остаться вне футбола!

– Конечно. Кому нужен больной игрок?

– Донецкий «Шахтер», с которым вы той же зимой подписали контракт, за ваше здоровье не опасался?

– В Лужниках, где я проходил медосмотр, все оборудование допотопное. «Шахтер» же меня первым делом послал в Германию – в «Мюнхен 1860». Там обследовали на новейшем оборудовании и вынесли вердикт: со здоровьем и сердцем, в частности, у Штолцерса все нормально. После этого «Шахтер» подписал со мной контракт.

– Начали вы в Донецке очень неплохо. Играли, забивали. Но в последние полгода в состав почти не попадали. Почему?

– Были свои сложности. Но связаны они не с футболом, а с бытом. Я человек неприхотливый, мог жить даже в общежитии. Но ко мне приехала семья. В клубе обещали, что все устроят с жильем, а в итоге я полтора года должен был занимался строительством своей квартиры. Точнее – этим занималась жена, как будто ей и мне больше нечего делать. Были и другие проблемы, но я молчал, работал, думал, что все утрясется. Этого не произошло, а когда у нас родилась дочка, стало совсем невмоготу.

– Рассказывают, что зимой у вас был готовый контракт с «Саутгемптоном». Это правда?

– Мне дали шанс поехать и попробовать свои силы в премьер-лиге. Все было сделано солидно, в клуб пришел запрос. Я договорился с Бышовцем, который тогда тренировал «Шахтер», и дал свое согласие. Кстати, приглашал не только «Саутгемптон», но и несколько других клубов. Но в итоге меня не отпустили. Получилось, что я подставил тех, кто организовывал этот контракт. В Англии виноватых искать не будут. Там все проще: игрок обещал, но не приехал – и ставят на нем крест, а дурная слава идет по всей Европе. А то, что меня в последний момент не отпустил клуб, никого не интересует.

ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ Я ПОДОШЕЛ «СПАРТАКУ»

– Как оказались в «Спартаке»?

– Позвонили домой, в Ригу, сказали, что нужно приехать в Москву, потренироваться. Удивился, конечно, но сразу начал оформлять визу.

– То есть отпуск для вас оказался прерван?

– Отпуск между чемпионатами в Украине не предусмотрен. Сезон закончился, а уже через два дня «Шахтер» уехал в Германию на сбор. Я свое будущее с донецким клубом больше не связывал, поэтому и отправился в Ригу. Там тренировался самостоятельно.

– «Спартак» вами и в 1998 году интересовался. Вы знаете об этом?

– Нет, мне об этом ничего не говорили.

– Как думаете: гол, который вы забили в ворота «Спартака» на Кубке Содружества, повлиял на это приглашение?

– Вряд ли. К игрокам ведь приглядываются долго. Изучают их игровые, скоростные, физические качества, тактическую грамотность. О том голе в «Спартаке» наверняка давно забыли. Да и получился он каким-то странным – вместе с Блейделисом ударили, даже не уверен, что попал по мячу. А влетел он, кстати, в ворота Нигматуллина.

– Как вам в «Спартаке»?

– Очень интересно наблюдать за командой. Игроки физически сильные, быстрые, техничные. Видно, что такая команда не может играть спустя рукава и не случайно из года в год добиваться максимальных результатов.

– Где вы лучше себя чувствуете – в атаке или полузащите?

– Играл и в атаке, и на всех позициях в полузащите. В матчах сборной несколько раз ставили даже защитником. Не сказал бы, что у меня есть любимая позиция. Просто стараюсь выполнять то задание, которое дает тренер.

– По стилю «Спартак» вам подходит?

– Главное, чтобы я ему подошел.

– В Тарасовке появился ваш соотечественник Виктор Добрецов. Вы с ним знакомы?

– Латвия страна маленькая, так что хорошо его знаю. Вместе играли в сборной и друг против друга в чемпионате. Очень неплохой нападающий. Не случайно из года в год ходит в лидерах среди лучших бомбардиров.

О ком или о чем статья...

Штолцерс Андрей Янович