«Советский Спорт», 10.09.2008
Вратарь сборной России и казанского «Рубина» Сергей Рыжиков в интервью газете «Советский Спорт» рассказал о своем детстве, о том как стал вратарем, а также об интересных случаях из своей футбольной карьеры.
НЕЗНАКОМАЯ ЗВЕЗДА
«Звезда? – сникает, ахая в телефонную трубку, новоиспеченный вратарь сборной Сергей Рыжиков. – Ну, вы скажете! Какая ж я звезда? Да я нормальный парень! Из Шебекино! А слава моя 3 сентября началась – когда фотографы на тренировку сборной приехали…»
***
– Как я вратарем стал? Ну, это совсем давно было! Двадцать лет назад! Шел по Шебекино, это райцентр наш в Белгородской области, Леха Поляков. Зимой дело было. И шел он, значит, с матча на первенство города. Нес тяжелую сумку с формой, вратарские щитки и клюшку. А у меня в одном дворе с ним бабушка жила. Заприметил я «груженого» незнакомца – и вызвались мы с приятелем ему помочь. А он нас своими вратарскими рассказами завлек. Да так, что я на игры его «Химика» бегать стал. Оглянуться не успел, как он меня всем азам вратарского искусства обучил… Мы с ним спустя много лет в «Локо» встретились. Приезжаю 5 января 2006 года из Белгорода в Баковку, а Леха уже там: меня ждет!
***
– Пятерка у меня в школе только по физкультуре была, а все остальное – дремучий лес, восемь троек… и четыре по пению. Учительница на пианино играет, и все поют. А я молчу – и она, вся из себя такая довольная, громко произносит на весь класс: «Спасибо тебе, Рыжиков, что молчишь! Я тебе за это еще до урока в журнале четыре вывела!». А что мне было делать, если у меня ни слуха, ни голоса? Жена тоже просит: «Сереж, ты мне не подпевай, ладно?». Не стоит, говорит, любимый, портить мое отношение к музыке! Жалко, конечно: репертуар-то у меня богатый: «Эх, мороз-мороз!», «Миленький ты мой!»…
***
– Закончил я одиннадцать классов… и не поступил в институт «на спортсмена», – «краснеет» в телефоне Рыжиков. – «Слабый» был! Первый экзамен – легкая атлетика. Сдал кое-как. Плавал я тоже плохо – но до плавания и литературы и «не дошло»: на диктанте «зарубился». Пришел через день к спискам результатов – а у меня «незачет». Пришлось мне в уме технические специальности перебирать. Механик? Не-а: неинтересно! Электрик? Тем более! И вдруг нас с мамой осенило: бухгалтер! Привилегированная профессия… и экзамены не надо сдавать. Плати – и учись на здоровье! Да еще и отсрочку от армии дадут.
***
– Служить все равно пришлось. Но это восемь лет назад было! И армии я не два года, а семь недель отдал – только до присяги! Поэтому… не запомнил. В «Салюте» мне помогли: запихнули не куда-нибудь на Урал, а в родной Белгород. В будни служил, а в выходные на игры ездил. За семь недель весь курс молодого бойца прошел: наряды, кроссы, боевая подготовка. В шесть утра подъем, бежим на плац, зарядку делаем, а потом – «развод». Решают то есть, кому из нас чем заниматься: сегодня двор подметаешь, завтра картошку чистишь. А я там солдатом патрульно-постовой службы «заделался»: милиции помогал. Граждан на улице на «распитии» спиртных напитков «ловил». Восемь часов по кварталу в любую погоду! Втроем: я, мой напарник и сержант вместе с нами. Помню, трех хулиганов задержали: они бутылки из-под водки в забор цирка бросали. Но я ничему не научился в армии так хорошо, как заправлять кровать. Представьте такую картину: в два ряда стоят двухъярусные кровати. Штук тридцать! И на всех тридцати подушечки должны стоять строго под одним углом. Четыре дня на это потратил! Учился-учился, а дома в итоге постель супруга заправляет. Всю квалификацию потерял!
***
– Жена моя Маша из Грозного в Шебекино «от войны» приехала, в 1992 году. К бабушке. И, оказывается, она даже в нашем техникуме на химика училась – а я ее не увидел! Слеп был, только потом глаза открылись! Когда с ней уже полгода знаком был мой лучший друг. Понесли мы с ним однажды вдвоем Маше музыкальный диск, попали по дороге под сумасшедший дождь – и приперлись к ней в квартиру мокрые, как сволочи. С этого дня мы ей каждый день диски носили. Ходили и ходили. Вдвоем. Пока я не выдержал и сказал другу: «Я в Машу влюбился! Поэтому сегодня я к ней с диском один пойду!». Оказалось, и она моего приятеля о том же попросила… Восемь лет вместе – и надеюсь, еще сорок восемь вместе будем!
***
– До нашей встречи супруга моя в шебекинской женской команде в мини-футбол играла. Успела даже на чемпионат Черноземья в Воронеж съездить и лучшим защитником там стать. Я до сих пор дома шучу: «Вот бы ты у меня, любимая, во время каждого матча на дальней штанге стояла! Вообще бы не пропускал!». А сыну я первый мяч «подложил» сразу, как только он пошел – в восемь месяцев. И теперь все наши квартиры «страдают» от мячей: у него их столько, что если посчитать, то в клубе и сборной меньше окажется.
***
– В семье у нас своя новогодняя традиция есть: герои Рязанова в баню ходили, а мы каждый год 2 января с друзьями и родственниками в футбол играем. Команды гигантские собираются: двадцать на двадцать! Младший «игрок» – шестилетний племянник Игорек, а старший – бабуля моя, которой уж 67 лет стукнуло. Мы ее в ворота – на мое место – ставим…
***
– Был ли у меня звездный час? Был! Это моя игра с мадридским «Реалом», когда мне в рамку пять мячей влетело. Весь наш клубный футбол я тогда переосмыслил. «Надо же, как люди играют! Интересно, а что нам скажет в раздевалке Анатолий Федорович Бышовец?». Ничего он нам после такой игры не сказал. Стояло тогда гробовое молчание. А дважды отраженный мной пенальти в игре с «Химками» от Насти Чеха – ну какой это звездный час? Вот если бы мне Петр Чех пробил – было бы интересно…
О ком или о чем статья...
Рыжиков Сергей Викторович