«Спорт-Экспресс», 04.02.2009
17-летний защитник ЦСКА Георгий Щенников, который, по словам тренера армейцев Зико, имеет все шансы через две недели выйти в основной составе в матче Кубка УЕФА против «Астон Виллы», в интервью газете «Спорт-Экспресс» рассказал о подготовке команды на сборах и о том, как ему удается найти взаимопонимание на поле со своими более опытными партнерами.
Пока в послужном списке 17-летнего юноши – только две игры Кубка России против соперников из низших дивизионов да выходы на замену под занавес прошлогодних встреч Кубка УЕФА с «Депортиво» и «Нанси». Настоящий дебют Георгия Щенникова на высоком уровне может состояться уже 18 февраля в Бирмингеме – против «Астон Виллы». По крайней мере именно его главный тренер армейцев Зико наигрывает сейчас в основном составе на позиции левого защитника.
– Вам еще не снилась игра с «Астон Виллой»?
– Нет, ведь до нее две недели, – улыбается Щенников. – Еще успеет присниться.
– Вы могли предположить, что вам так скоро выпадет шанс закрепиться в основе?
– В Бирмингеме из-за дисквалификации не смогут сыграть Шемберас и Григорьев. По существу, выбор у тренерского штаба невелик. Возможно, поэтому на меня и обратили внимание.
– По-моему, скромничаете.
– Предпочитаю не витать в облаках, а доказывать свою состоятельность на поле. Не скрою, очень приятно, что на меня рассчитывают. Я в самом начале подготовки понял: мой вариант, скажем так, рассматривается – меня регулярно отправляли в компанию к основным футболистам.
– Как вы на это реагировали?
– Чувствовал прилив энергии, желание доказать, что тренеры не ошиблись.
– Зико или кто-то из его помощников разговаривал с вами на эту тему?
– Пока нет. Но тут и без слов все понятно.
– А партнеры?
– Они мне очень помогают. Тем более что окружение у меня звездное: вратарь, все игроки обороны, полузащитник, играющий со мной на одном фланге, выступают за сборную России. Рядом с такими зубрами прогрессируешь гораздо быстрее.
– В чем выражается их помощь?
– Постоянно подсказывают, поддерживают, если у меня что-то не получается. Само собой, в случае чего могут и «напихать». Но я к этому отношусь нормально – стараюсь делать выводы, чтобы ошибки не повторялись.
– Что именно у вас не получалось?
– Поначалу не всегда правильно держал линию. Сейчас вроде бы научился побыстрее выходить из обороны. С другой стороны, понимаю, что мне еще работать и работать.
– С Жирковым взаимопонимание быстро наладили?
– Конечно! Юрий всегда поможет в обороне, отработает, если на нашем фланге возникла непростая ситуация. А еще постоянно открывается, просит мяч. То, что мне выпало играть рядом с таким мастером, – большая удача. Впрочем, то же самое могу сказать и об остальных моих партнерах.
– Часто думаете о возможном бирмингемском дебюте?
– Стараюсь не забивать этим голову. Прекрасно понимаю, что главное – не перегореть. Но готовлюсь очень серьезно: надо использовать возможность показать себя.
– Уже изучили, против кого предстоит играть?
– Впереди у англичан компания подобралась неплохая – Карью, Агбонлахор, недавно еще Хески добавился. Все мощные, под метр девяносто, задавить могут кого угодно. Но и у нас собраны ребята не из робкого десятка.
– Что в первую очередь необходимо армейцам для успешного выступления в Бирмингеме?
– Положить мяч на землю. Мы умеем комбинировать и быстро контратаковать. Очень важно забить на выезде как минимум один гол. Понимаю, что нам придется очень непросто. Соперник наверняка постарается с первых минут захватить инициативу и нагнетать давление на наши ворота. У «Астон Виллы» ярко выраженная силовая манера игры, как у большинства британских клубов. Команда отлично готова, поскольку сезон у нее в разгаре, и к тому же здорово выступает в нынешнем чемпионате.
– Какой из ваших четырех матчей за ЦСКА запомнился больше остальных?
– Наверное, выход на замену с «Депортиво». Вы не представляете, как меня трясло! Вышел вместо Жиркова на позицию левого хавбека. Сначала неудачно сыграл в «стенку», потом выиграл верховую борьбу и отобрал в подкате мяч у Валерона. Больше ничего не успел. Зато в следующий раз, когда выпустили в концовке встречи с «Нанси», чувствовал себя куда увереннее. Тогда больше всего почему-то запомнилось, как я выбросил мяч из аута, и судья тут же дал финальный свисток.
– Ваш отец – известный легкоатлет Михаил Щенников, четырехкратный чемпион мира, серебряный призер Олимпиады. Не было желания пойти по его стопам?
– Когда он выступал, я был совсем маленьким: отец завершил карьеру в 98-м. Я в детстве занимался большим теннисом и плаванием, но в конце концов выбрал футбол. Поначалу тренировался в Крылатском, потом в школе ЦСКА. Когда мне было тринадцать лет, по дороге с тренировки встретил в метро Сергея Семака. Он сам ко мне подошел, увидев, что я одет в форму ЦСКА. Нам оказалось по пути, и мы очень хорошо пообщались. Семак дал несколько ценных советов.
– Например?
– «Поставь себе цель и спокойно к ней иди. Главное – никуда не сворачивай, не разменивайся на мелочи». Тот разговор произвел сильное впечатление и лишний раз укрепил во мне желание стать серьезным игроком.
– Еще с кем-то из армейцев прежде общаться доводилось?
– Весной 2005-го ЦСКА в полуфинале Кубка УЕФА принимал в Черкизове «Парму», и я подавал игрокам мячи. А после матча попросил у Алексея Березуцкого футболку. До сих пор ее храню. Тогда только мечтал попасть в главную армейскую команду. А теперь все они рядом – и братья Березуцкие, и Жирков, и Вагнер Лав. Словно во сне!
– Говорят, в последнее время ваш отец стал заядлым болельщиком ЦСКА?
– Будучи спортсменом, он тоже представлял армейский клуб. А сейчас действительно ходит на все матчи, болеет изо всех сил. И мама со старшей сестрой уже на стадион выбирались.
– Зарубежным футболом интересуетесь?
– Мне нравится «Арсенал» – еще с той поры, когда там выступал Тьерри Анри.
– А из сборных?
– Наша, российская. Не только потому, что я патриот. Просто ее игра радует глаз. На чемпионате Европы командой можно было гордиться.
– Мне рассказывали, что в школе вы поначалу играли в нападении. Как получилось, что в итоге стали крайним защитником?
– Я действительно был форвардом, и довольно результативным. Помнится, даже стал лучшим бомбардиром одного из турниров. Потом, правда, меня начали ставить в центр обороны и в полузащиту. Почему? Не знаю. Я всегда выполняю указания тренеров, не задавая лишних вопросов. Наконец, прошлой зимой оказался левым защитником. Тогда меня впервые взяли в дубль, и на сборах мы наигрывали схему 3-5-2, по которой тренировался основной состав. Поскольку на роль центрального я не подходил по росту, меня отправили на край.
– Быстро там освоились?
– Никаких проблем. Я левша, и на фланге мне вполне комфортно.
О ком или о чем статья...
Щенников Георгий Михайлович