Войти

Виктор Булатов: «Нашу игру пока не назовешь полетом души»

«Моя газета», 20.04.1996

В прошлом сезоне герой этого рассказа менял номера на футболках так, как герой фильма - перчатки и женщин. Может, еще и поэтому игра Виктора Булатова была не очень стабильной - матч отыграет неплохо, а следующий откровенно провалит. Как, впрочем, и вся команда. С первых матчей чемпионата-96 он одевает футболку только с номером 10 и почти все игры проводит на хорошем уровне. Кроме того, является на сегодняшний день с 2 мячами главным бомбардиром команды, причем оба его гола - «банки» в ворота «Локомотива» и ЦСКА - принесли команде победы.

Но разговор наш начался с воспоминаний менее приятных - о сезоне-95.

- Отчетливо помню, какую классную игру ты выдал в матче с «Черноморцем» из Новороссийска на поле стадиона «Металлург». Сколько тогда пасов раздал, после которых тяжелее было не забить, чем забить. И в целом вел игру, как подобает футбольному плеймейкеру. Но тот матч так и остался стоять особняком в сезоне, больше создать такого спектакля тебе не удавалось. Почему, чем объяснить спад в игре?

-...Тяжелый вопрос. Тяжелый, потому что наступил ты, что называется, на больную мозоль. Я и сам не раз задумывался над причинами, но однозначного ответа так и не нашел. Хотя, по большому счету, дело - в сорванной предсезонной подготовке. В том году во время «предсезонки» я сменил три клуба. Сначала поехал на смотрины в московский «Локомотив». Провел некоторое время с командой, но не показал того, чего тренеры ожидали и вынужден был вернуться в Ставрополь. У «железнодорожников» состав тогда уже был набранный, и чтобы кого-то потеснить из «основы», надо было быть на две головы выше. Да и «физика», а стиль «Локомотива» основывается на отличной физической подготовке, никогда не была моей сильной стороной. Короче, вернулся в «Динамо» и стал готовиться к сезону.

А затем была знаменитая автобусная одиссея... Ты не слышал об этом ничего?! Странно, молва о наших путешествиях тогда, по-моему, облетела всю Россию. Во время сбора команда 11 суток провела в автобусе, передвигаясь от одного пункта к другому. Выехали мы из Ставрополя и направились в Салоники. За трое суток добрались. Там несколько дней потренировались, снова загрузились в автобус, отбыли в Германию. Через трое с половиной суток обосновались в небольшом немецком городке. Потренировались, провели тренировочные игры и все на том же автобусе, который стал нам за это время домом родным, отправились в Ставрополь. Надо ли уточнять, сколько после этого мы отходили от поездки. Ну, а в «Крыльях» появился за неделю до первого матча, пропустил «домашний» матч с «Жемчужиной», зато неплохо отыграли мы с Матвиенко против «Черноморца». Следующие две игры был просто никакой, ведь на эмоциях долго не сыграешь.

Ненадолго прервем монолог Булатова и подробнее остановимся на эпизоде появления Виктора в самарской команде. Владислав Матвиенко, у которого с переходом в «Крылья » уже все было на «мази», заехал последний раз в Ставрополь перед окончательным переходом в новый клуб. Повстречав Булатова, он сказал, что самарской команде требуется игрок его амплуа - «под нападающими» и если он, Виктор, не против, то завтра надо лететь. Понимая, что, если он сейчас пойдет к руководству клуба и поведет речь о переходе в Самару, на этом деле можно будет поставить крест, Виктор никому не говоря ни слова, на свой страх и риск улетает с Матвиенко в Москву, где «Крылья» проводили сбор перед поездкой в Египет. Прибыв с ''корабля на бал«, здорово играет в матче против »Торпедо« и в составе новой команды отправляется в Африку. Все вопросы с »динамовцами" улаживало уже руководство самарского клуба.

- На твой взгляд, почему в том сезоне команда играла так неудачно?

- А ты посмотри, кто пришел перед сезоном и в течение - Минашвили, Циклаури, Шишкин, Грязин, Орешников, Анищенко, Матвиенко - одна молодежь. У нас же ни у кого не было опыта выступления в командах высшей лиги, не считая нас с Матвиенко. Пока притирались друг к другу, пока пришло взаимопонимание, наигрывались связки - сезон закончился. Но в высшей лиге команда осталась.

- А что произошло в этом году, ведь состав практически не изменился?

- Именно «практически». Ведь, чтобы команда заиграла, достаточно поменять подчас двух-трех футболистов. В этом сезоне пришли опытные игроки - вратарь Юрий Шишкин, защитник Вася Мазур, полузащитники Александр Цыганков и Сергей Макеев. Кроме того, прошлогодние новички стали опытнее, больше стало взаимопонимания на поле. И как результат - изменилась в лучшую сторону игра команды. Хотя, так как мы играем сейчас, я бы не назвал полетом души, но в отдельные моменты я получаю от игры настоящее удовольствие. Просто очень часто приходится играть в отборе, а это немного не по мне. В то же время для нашей команды такая игра - это возможность на равных сражаться с теми командами, где игроки явно сильнее.

- Мне кажется, что-то ты не договариваешь, оставляешь при себе. И еще один такой штрих - во время нашего разговора отвечать на вопросы ты отвечаешь, a мыслями сам где-то далеко отсюда. Это так?

-...Ну, в чем-то ты, наверное, прав. Просто жизнь... научила обдумывать каждое слово прежде, чем сказать, а сказав, отвечать за свои слова. Я не знаю, как это будет выглядеть, вроде как плакался журналисту. Но всего добивался сам, своим трудом. Матери пришлось нас с братом растить одной, без отца. Поэтому я довольно рано понял, что с помощью футбола могу чего-то добиться в жизни. Стал вкалывать на тренировках. С техникой проблем никогда не было, все как-то получалось само собой, зато физических кондиций постоянно не хватало. С первых дней в футболе играл только на одной позиции - под нападающими, и никто из тренеров даже не пробовал меня на другом месте.

В 1988 году 16-летний Виктор Булатов в составе сборной России становится чемпионом Спартакиады народов СССР, которая проходила в Нижнем Новгороде. С берегов Волги в родной Челябинск он уже не вернулся - пригласили в спортинтернат, в Москву.

- Помню, на одном этаже жили команды, где играли ребята, родившиеся в 1972, -73, -74 годах. Постоянно «зарубы» были между собой, а за те команды играли Бесчастных, Симутенков, Чудин, Файзулин. А вместе, в одной команде, играл с Карсаковым и Саморуковым. После окончания спортинтерната недолго поиграл в ФШМ, а потом тренер Ельпин меня и еще четверых пригласил в Астрахань, в местный «Волгарь».

- И ты уехал? Из Москвы, из футбольной столицы - в глушь? Да...

- Он пообещал, что сразу будем играть в основном составе, что решится вопрос с армией. И потом - это был 1990 год. Тогда еще все нынешние «иностранцы» были в Союзе, пробиться даже в дубль московских команд было просто нереально. А мне хотелось играть, повышать класс. Прикинул, что немного заматерею, приобрету опыт, а потом можно будет и в более классную команду попасть. Но Астрахань - это такая футбольная яма, что лучше не вспоминать. У меня тут сразу как-то не заладилось - травмы замучили. Словом, эти три года - сезоны 1990-92 я вычеркнул из своей жизни.

Потом ненадолго вернулся в Челябинск, отыграл полсезона в мини-футбол за местный «Феникс» и успел даже стать бронзовым призером чемпионата страны.

- А почему ушел? Ведь с твоей техникой ты там был бы королем. И бегать много не надо, как в большом футболе.

- Там совершенно другая игра...

Притом постоянно без зрителей, без рекламы, без прессы, да и материальные вознаграждения не идут ни в какое сравнение с настоящим футболом. Короче, несколько месяцев мне хватило, чтобы понять: мини - это не для меня. А тут еще Ельпин предложил поиграть в Болгарии, в команде третьей лиги, где он был главным тренером. Но там тоже был не футбол. Так, мяч пинали. Мне надо было хорошенько восстановиться после Астрахани и «Феникса», вот и дал себе на год своеобразный отпуск. Это время я тоже вычеркнул из своей футбольной жизни. А потом был Ставрополь, где отыграл год, и переход в «Крылья».

- Перед нынешним сезоном в другие клубы приглашали?

- Было дело. В «Торпедо» звали, в «Ротор», где вторым тренером работает бывший главный тренер из ставропольского «Динамо» Б. Стукалов. Он меня агитировал, говорил, что «Крылья» - не моя команда, не подходит мне по стилю. Я тогда ничего отвечать не стал, а про себя подумал: «Посмотрим». И потом, честно говоря, я устал от этих постоянных переездов, от смены команд и партнеров, от необходимости постоянно доказывать, что ты сильнее, что ты можешь играть в основном составе. Нет, пора остановиться в своем поиске, немного остепениться, осмотреться. С «Крыльями» у меня контракт еще на полтора года, а там будет видно.

- Не секрет, что вы, футболисты, живете в некоем вакууме - постоянно на базе, на всем готовом, все проблемы за вас решают другие. Не боишься встречи с реальной действительностью?

- А я узнаю жизнь из книг. Сейчас появилось очень много литературы, особенно молодых авторов, в которой описываются все стороны жизни, да еще с такими подробностями, так что - будь здоров. Словно по полочкам разложено. Газет, кроме спортивных, не читаю. Там, бывает, журналисты такое напишут, что не знаешь - реальность или фантастика. А вот книги, особенно на сборах, когда загонят куда-нибудь в отдаленный уголок, буквально глотаю. Так что я не совсем уж оторван от жизни.

Задумываюсь, конечно, и о том, что буду делать после того, как завяжу с футболом. Тренером, думаю, смогу работать, даже с детьми. Терпения и нервов хватит.

О ком или о чем статья...

Булатов Виктор Геннадьевич