«Футбол-Хоккей», 15.06.1983
«Он всегда без раздумий бросится под удар соперника, лишь бы отвести угрозу от ворот, – сказал мне о центральном защитнике «Пахтакора» и олимпийской сборной СССР Мустафе Белялове капитан ташкентского клуба Андрей Якубик. И с уважением добавил: «Боец!»
Вспоминает старший тренер «Пахтакора» Иштван Секеч: «Впервые я увидел Белялова в 1977 году в матче на первенство Таджикистана, где он играл за команду института физкультуры, и сразу пригласил его в «Памир», который тогда тренировал.
Как-то в одной из игр тогда еще молодой Белялов в центре поля потерял мяч, соперник подхватил его и в одиночестве помчался к нашим воротам. Белялов – за ним, догнать не может, бежит и от обиды слезы на глазах. Хорошо вратарь выручил, а Белялов от полноты чувств обнял его и расцеловал.
Человек он беззаветно любящий футбол, играет и тренируется самозабвенно. Скорости ему несколько не хватает, но правильный выбор позиции позволяет компенсировать этот недостаток. Белялов отлично играет головой, и при розыгрыше стандартных положений у чужих ворот мало можно назвать игроков в стране, которые действовали бы так умело, как он».
Широкому кругу любителей футбола 26-летний Мустафа Белялов знаком пока еще мало. Поэтому сначала чисто анкетные данные – выпускник Таджикского института физкультуры, комсомолец, холост, в футбол начал играть… Впрочем, предоставим слово самому Белялову:
– Вырос я в городе Чкаловске под Ленинабадом в Таджикистане. Там и научился играть в футбол. Организовали мы команду под названием «Малышок» и начали борьбу за призы клуба «Кожаный мяч». Успешно выступили сначала в городских, затем в областных и, наконец, в республиканских соревнованиях. Получили право выступать во всесоюзном финале, но, к сожалению, в 1970 году его не проводили… Играл я обычно защитником, но когда дело доходило до серии 11-метровых, ребята меня ставили в ворота. И там вроде бы получалось… Затем я попал в ДЮСШ на отделение футбола. Тренер у нас был очень хороший – Владимир Гаврилович Бурдин. Многие его воспитанники играли потом в «Памире» – Родионов, Фомичев, Шеногин, я… Окончил среднюю школу в 1974 году, поехал в Душанбе поступать В сельскохозяйственный институт и… потерпел неудачу.
– Что же было дальше?
– Поступил в Чкаловске на авторемонтный завод слесарем. Тяжело было после школьной скамьи, успевай только поворачиваться, узнал я там досконально, почем она – трудовая копейка. Но футбол не бросил, после работы – на тренировку. Играл и за заводскую команду на первенство города, и в чемпионате республики участвовал. А на следующий год поступил в Таджикский институт физкультуры. Футбольная команда у нас была очень сильная. И опять мне с тренером повезло. Арнольд Михайлович Тер-Казаряи был человеком добрым и честным. И в то же время требовательным. Боялись мы его, как огня. Уважали. Во время одной из игр на первенство республики меня, увидел Иштван Иожефович Секеч, пригласил в «Памир».
– Долго вы играли в «Памире»?
– Почти три сезона. Когда Секеч меня пригласил в команду, многие ему говорили: зачем ты, мол, берешь этого тихохода. Но он увидел во мне, должно быть, то, чего не видели другие, и я ему, конечно, благодарен за это. Скоростные качества даются человеку от природы. Можно, их, конечно, чуть развить. Помню, еще в Чкаловске я специально занимался этим – бегал и в гору, и с горы. Но выше себя, что называется, не прыгнешь. Действительно, высокой скорости у меня нет, но я не чувствую неудобства в борьбе с быстрыми форвардами. Выручают выбор позиций, подкаты. По крайней мере, мне так кажется… В 1979 году я окончил институт физкультуры, кстати, вместе с Эдгаром Гессом, и меня призвали в армию. Играл я в футбол в львовском СКА под руководством тренера В. Капличного. Когда же срок службы подошел к концу, появились проблемы.
– Какие же?
– Меня стали приглашать в «Черноморец». Со мной беседовал Никита Павлович Симонян, и я уже было дал ему согласие, потому что мне команда эта нравилась. Но тут обо мне вспомнил Секеч, в то время уже тренировавший «Пахтакор». Ему я не мог отказать. К тому же Ташкент – рядом с домом, от Чкаловска всего 180 километров. Как сейчас помню: свой первый матч в высшей лиге провел 13 мая 1981 года против московского «Динамо» в Москве. Вышел я на замену во втором тайме, мы проигрывали 0:1, а в результате победили 2:1.
– И как вам показалась высшая лига?
– Мне гораздо труднее было приспособиться к игре в первой лиге, когда я пришел в «Памир» из коллектива физкультуры. Сколько приходилось бегать по полю во время игры, нагрузки ни в какое сравнение не шли с теми, что были раньше. В высшей же лиге всё, конечно, делается быстрее, тут и соображать надо мгновенно, но как-то все образовалось.
– Как вы расцениваете шестое место «Пахтакора» в прошлом сезоне?
– Можно сказать, оно стало результатом того, что мы сражались в каждой игре, Не жалея себя, отдавая все силы. Добивались каких-то успехов, приходила уверенность, росло и мастерство молодых, футболистов. Каждый из игроков чувствовал ответственность за судьбу команды, а это очень важно.
– А что сейчас?
– Отношение к делу у нас не изменилось. Но если раньше многие команды нас недооценивали, то теперь все играют против «Пахтакора» всерьез. Конечно, у нас есть проблемы, прежде всего со средней линией и нападением, но мы стараемся не ударить в грязь лицом.
– В матче со сборной Болгарии вы дебютировали в составе олимпийской сборной СССР в официальном матче и в одном эпизоде сыграли явно неудачно…
– После этого я несколько дней ходил сам не свой. Ведь как было дело. Я двигаюсь с мячом к нашим воротам и думаю, что Чанов сейчас выйдет и овладеет мячом. А в это время болгарин Вылчев, находясь у меня за спиной, сумел все-таки ударить по мячу. И забил гол. Конечно, я сейчас понимаю, что мне просто надо было отбить мяч за линию ворот. И тренеры мне потом это говорили. Урок я извлек. Боялся, что на следующую игру, с командой Греции меня не включат в состав, но, к счастью, тренеры оказали мне доверие…
– Есть такой игрок, с которого вы берете пример?
– Мне очень нравится Александр Тарханов из ЦСКА. Ведь сколько ему достается в игре от соперников, а он никогда не жалуется. Сбили с ног, тут же встал и продолжает играть. Я не знаком с ним, но думаю, что он хороший человек, – у него настоящий мужской характер. Я вообще люблю таких людей.
Вот сейчас перечитываю «Как закалялась сталь» и чувствую радость от того, что вновь взял в руки эту книгу, Человек железной воли Павка Корчагин – вот идеал, к которому надо стремиться…
О ком или о чем статья...
Белялов (Билалов) Мустафа Османович